ПроектыПроцесс привлечения иностранных денег в российскую автопромышленность оказался тяжелым. "Дженерал моторе" потратипа на исспедования рынка полтора миллиона долларов и этим пока ограничилась. ФИАТ и "Рено" скорректировали свои планы и не спешат с финансовыми впиваниями в российскую экономику.С другой стороны, ФПГ "Донинвест", которой принадлежит ТагАЗ, вложила в строительство завода 280 млн. долларов. Весомая часть этой суммы нашлась в местном бюджете. Финансово-промышленная группа также получила налоговые и таможенные льготы соответственно на 427 и 545 млн. долларов. Казалось бы, вот оно! ожет, "палочкой-выручалочкой" станет В начале 1999 года (уже после кризиса!) "Ситроен-Берлинго"? "Донинвест" приМихаил Парамонов, председатель правлеобрел партию этих машин для расширения ния "Донинвеста", пообещал выпустить в ближайшие 12 месяцев 90 тысяч автомобилей. Это число как раз совпадало с правительственной квотой на беспошлинный Так или иначе, выпровоз машинокомплекпущенное надо как-то тов. Однако к концу года реализовать. В ОАО Первый год работы Таганрогского автозавода, по технологии крупноуз"Аксай", генеральном включенного в правительственную программу ловой сборки в опытнодилере ТагАЗа, введено промышленном произвнешнее управпение, привлечения инвестиций в автопром, чуть было водстве выпущено 9 проще говоря, "Аксай" не привел к банкротству. тысяч машин, из них, банкрот. Тем не менее, кстати, две трети - посруководство ФПГ утледняя партия "дэу-эсперо", не выпускаверждает, что торговпя - под контролем. В Дмитрий ЩЕГЛОВ емых теперь в Корее. Конвейер стоит. арсенале "Донинвеста" есть своеобразныйности с новым владельцем корейской фирмы. Есть данные, что сумма исчисляется десятками миллионов долларов. В "Донинвесте" оптимистично говорят: будут вам автомобияи. Полноценный запуск ТагАЗа - в расчете на производство не ниже планки рентабельности (50 тысяч машин ежегодно) - планируется на январь-февраль 2000 года. Стратегия скорого оздоровления пока неизвестна. Ожидавшаяся в середине 1999 года помощь из Южной Кореи так и не пришпа. Все собранные за год автомобипи были куппены на собственные средства.МДЕНЬГИ+АМБИЦИИ ^АВТОМОБИЛЬонинвест по-прежнему верен принта*} ципу независимости: автомобиль-то должен быть российским! В Ростове собираются закупать комплектующие у зарубежных разнопрофильных компаний. Пока 10% отечественной составляющей, оговоренной государственной лицензией, для "Ориона М", например, состоят из затрат на сборку, технических жидкостей и голографических шильдиков. Без сомнения, необходимые для следующего года 15% одолеют без затруднений. А дальше? Отечественные узлы смежникам делать нерентабельно при малых объемах выпуска. Кроме того, есть пробпемы с технологической документацией, без которой изготовление деталей у нас осложняется. Своими силами завод должен освоить штамповку, производство аккумуляторов (2 миллиона в год) и бамперов. Проекты готовы, "ведутся переговоры" по оснастке этих участков.аА если бы заработал? Можно ли, уменьшив цену на машины на две-три тысячи долларов (при конвейерном выпуске), увеличить продажи в 10 раз? Маловероятно. Тем временем кредиторы требуют возврата долгов - бизнес не терпит обещаний. 12 октября 1999 года в Арбитражном суде завершился один из крупнейших финансовых скандалов Ростова за последний год. "Донинвест" принял на себя погашение задолженности перед Сбербанком и администрацией Ростовской области на сумму более 300 млн. рублей. Кредит "завис" после финансового кризиса 1998 года. Оказывая беспрецедентную поддержку проекту создания южнороссийского автомобиля, ростовские власти попали в щекотливую ситуацию: инвестиции, по сути, заморожены, рабочие ТагАЗа в бедственном материальном положении, а бюджетные деньги не возвращены. Благо, из 75 предприятий, входящих в ФПГ "Донинвест", многие работают прибыльно. Это позвопяет поддерживать ТагАЗ на плаву, то есть не продавать. Долг перед "Дэу мотор" потерпит до определен-модельного ряда Автомобиль окрестили беспошлинным и близким по классу именем "Дснинвест-Орион М" (см. ЗР, 1999, № 10). Правда, без лицензии - по джентльменскому соглашению. Сотня "эмок" в грузовом варианте попадает к дилерам по цене восемь с половиной тьюяч условных единиц после прикрепления "донинвестовских" знаков отличия. "Орион М" по всем контрольным точкам вписывается в конвейер ТагАЗа. Для переналадки сварочных полуавтоматов, если дело дойдет до этого, потребуется две недели и немного денег. Французской делегации, говорят, понравился автозавод. Местные специалисты считают эти машины проще и "умнее" корейских технологически. В общем, все "о'кей"? Сегодня французский автомобиль приобретает стратегическое значение как способ заполучить новые технологии и, возможно, инвестиции. Полноценных рыночных исследований не проводилось, а по умозрительным прогнозам ростовчан, спрос составит 10-15 тьюяч штук ежегодно при "конвейерной" цене 7и9 тысяч долларов за грузовой и пассажирский варианты соответственно. Надеемся, на этот раз ростовчане не ошибутся.способ стимупирования сбыта - продажа в кредит с примесью игры в лотерею. В сложившейся обстановке "Донинвест" феноменапьно бодр. Дескать, попуторагодовой простой завода пошел впрок - рабочие изучили оборудование. Областные власти ив дальнейшем намерены оказывать заводу политическую и финансовую поддержку. Общий объем инвестиций в ТагАЗ за счет льгот и собственных "донинвестовских" средств планируется довести до 869 млн. долларов. Но точного видения перспектив, к сожалению, ни у властей, ни у ФПГ нет. Выходит, "южнороссийский" автомобиль пока откладывается на неопределенный срок. Как показал самый многообещающий из проектов, подпадающих под президентский указ, одни инвестиции не способны породить долгожданный - современный, красивый и доступный по цене автомобипь. Теперь важно не допустить распространенную в России ошибку - разворот попитики на 180 градусов. С учетом работы ТагАЗа надо скорректировать программу, сделать ее действующей.•ЗР 1/2000 63