46
47
48
49
СЯДЕМ НА РОЖКУДонимают боли в спине? Пока не поздно, задумайтесь, как и на чем вы сидите.Вадим КРЮЧКОВИ ПРИМЕШЬ... БОЛЕЗНЬ ОТ КОНЯ СВОЕГО Начнем с главного - сидеть вредно, а в автомобиле особенно. Наш опорно-двигательный аппарат изначально предназначен для хождения. Мы же вовсю наслаждаемся благами цивилизации, но почему-то чем больше сидим, тем больше устаем. Знакомо? Так вот, с того момента, как человек плюхнулся в кресло своей машины, он начинает вредить собственному здоровью. И чем допьше ездит, часами пребывая в одном и том же положении, тем печальнее могут быть последствия. При сидении одни мышцы расслабляются, другие немеют. спина сгибается, сдавливаются внутренние органы. Кроме того, увеличивается нагрузка на межпозвоночнью диски, а с ними, как известно, шутки плохи. Боли в спине - предвестие целого букета болезней Не верите? Расспросите опытного врача. Он подтвердит - у автомобилистов пробпемы с позвоночником обретают масштабы стихийного бедствия. У вас железное здоровье и пока ничего не беспокоит? Счастливчик! Но если будете подолгу не вылезать из машины наверняка "вступит". Тогда-то и поймете лечение сложнее профилактики. УЧИМСЯ СИДЕТЬ Что же делать, если все так ппохо? Поставить "железного коня" в стойло и ездить в общественном транспорте? Конечно же, нет. Правильная поза и ортопедически совершенное сиденье сведут вред к миниму- му, а тех, кто уже страдает легкими формами болезней, могут даже исцелить. О том. какое автомобипьное кресло лучше, мы еще поговорим. А пока займемся не требующим материальных затрат и доступным всем занятием - усядемся по науке. Итак, начали. На фото справа два варианта осанки: а - неправильная, б - правильная. Последнюю отличает то. что позвоночник имеет естественный S-образный изгиб, позволяющий компенсировать сдавливающие и растягивающие силы. Вкратце сформулируем остальные требования. Посадка должна быть вертикальной (прямой), ягодицы плотно прижаты к стыку нижней подушки и спинки, руки слегка согнуты, плечи не теряют контакта со спинкой при повороте руля или переключении передач. Боковые поддержки кресла обязаны хорошо прилегать к туловищу, но при этом не сдавливать его. Верхний край подголовника нужно располагать не ниже мочек ушей. Оптимальный зазор между затылком и подголовником около 2 см. Желательно, чтобы нижняя подушка сиденья была длинной и не доходила до подколенных впадин на два-три папьца. Отметим, правильная осанка может показаться водителю не самой удобной. Первое время она вызывает дискомфорт - сказывается многолетняя привычка сидеть как попало. Удовольствие от правильной позы люди попучат спустя одну-две недепи, когда пропадет дискомфорт ипи перестанут тревожить застарелые боли.МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ К сожалению, сложным подвескам, сверхмощным моторам, нарядным колесам из легкого сппава и потребители, и производители уделяют внимание в первую очередь. Сиденья же нередко создают по остаточному принципу. Итог закономерен - не всякое кресло удается подогнать под себя должным образом. Ведь любое серийное сиденье по сути своей компромисс, цепь которого - найти базовую форму для всех. А мы такие разные - высокие и низкие, толстые и худые, тяжелые и легкие. Не говоря о том,что люди одной комплекции отличаются пропорциями: длиной рук, ног и т. д. Очевидно, идеальное кресло должно подходить своему владельцу. По аналогии с хорошо сшитым костюмом - сидеть как влитое. А такие есть? Конечно! Вам когда-нибудь доводилось слышать о фирмах "Рекаро", "Кёниг", "Спарко" и других, предлагающих в качестве дополнительного оборудования широкую гамму сидений на любой вкус. "Рекаро', например, предлагает три линейки автомобильных кресел. Первая - относительно дешевые сиденья серии "Спорт": Speed, SR, N-Joy, Sport. Вторая классом повыше: Trend, Style. Mobility. Причем последняя модель - своеобразный конструктор из различных спинок и подушек. Нужная комбинация собирается в соответствии с пожеланиями заказчика. Третья, самая дорогая и комфортабельная серия "Престиж" - насыщенные сервоприводами кресла Ergomed, Orthopaed. Люди любознательные, конечно, захотят узнать, что внутри. Хорошо, вооружимся чем-нибудь острым и, подобно героям "Двенадцати стульев", резанем ткань наотмашь - посмотрим, что там в недрах особенного, невиданного доселе в стандартных заводских сиденьях. БРИЛЛИАНТЫ ПОД ОБИВКОЙ СТУЛА Содержимое современного (далеко не самого дорогого) фирменного кресла вызывает уважение. Чего здесь только нет! Вот механизм регулировки боковой поддержкиЗР 1 'ЭООО47 (фото 1). Резиновая подушечка, встроенная в спинку, - поясничный упор (фото 2). Его подгоняют по фигуре, подкачивая воздух встроенной в боковину сиденья грушей Пружины, на которые опирается нижняя подушка, берегут позвоночник - демпфируют удары в случае пробоя подвески (фото 3). Сдвижной валик в нижней части кресла (фото 4) порадует высоких людей - он позволяет удлинить подушку, если она покажется владельцу слишком короткой. Обивка и набивка, можно сказать, шедевр инженерного искусства. Те, кому приходилось в жаркую погоду потеть на дешевом кожзаменителе, оценят эти гигиенические ухищрения по достоинству. Наружный слой ткани легко пропускает влагу внутрь сиденья. Под ним прослойка из хитрого материала односторонней проводимости - еще глубже вода просочится, а вот обратно к телу человека уже не проникнет (фото 4). Дальше набивка со сквозными влагоотводящими колодцами. А в самой нижней части кресла вытяжной вентилятор. Электроподогрев? Пожалуйста! В одних моделях он входит в штатную комплектацию, в других - монтируется за дополнительную плату. Сиденье не только предоставляет комфорт, но и отвечает за безопасность человека. Можете быть уверены - мощная рама спинки не сломается при ударе в корму автомобиля (фото 2). Не вызывает сомнений и прочность механизма для регулировки наклона спинки (фото 5). Специалисты считают, что будущее за жестко встроенными, неподвижными подгоповниками. Однако регулируемые выдвижные пока еще выпускают массово. Хороший подгоповник закреплен в массивном коробе (фото 6). Его непросто сместить даже в крайнем верхнем положении. На той же иллюстрации виден пластиковый кожух, закрепленный на тыльной стороне кресла. Вспомните, как донимают елозящие сзади пассажиры. Угповатость их коленей спина чувствует через спинку обычного сиденья. С кожухом этого не будет, а при аварии он спасет от травм, которые может нанести груз, лежащий в задней части автомобиля. § Сколько стоит хорошее фирменное кресло - удобное, безопасное, совершенное с точки зрения ортопеда? От 350 условных единиц. Дорого. Но почти столько же люди отдают за комплект колесных дисков, аудиоаппаратуру, противоугонную систему и т. д. Может быть, инвестировать средства ив собственное здоровье и безопасность? Мы, в свою очередь, обещаем не ограничиваться этим материалом на "сидячую" тему. В одном из ближайших номеров вы найдете отчет об испытаниях разных автомобильных кресел. g « § | * § Ц J" § § _| е »•