164
165
своими. иламиРЕМОНТРУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМШКОДА-ФЕЛИЦИЯВячеслав ЛУКЬЯНОВ. Технический центр ЗР "Тушино" Рулевой механизм установлен в Отогнув пластины крепления коврика под педалями, загибаем его так, двигательном отсеке на передней части чтобы добраться до места стыковки вакузова, в труднодоступном месте. ла рулевого управления и шестерни. Ключом "на 13" отворачиваем гайку Чтобы снять и вынимаем стяжной болт из фланца его, отворасоединительной муфты. чиваем1 тыре болта. Так как довольно жесткое крепление Дпя этого вала рулевой колонки не допускает осеиспользуем вых перемещений ее относительно картеголовку "на ра рулевого механизма, снять, а позже и 14" с кардаустановить рулевой механизма проще, есном и удлили проделать дополнительные операции. нителями. 08.10 Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления облицовочСпециальный ключ для гайки приводной шестерни руного кожуха левого механизма. рулевой колонки и, Поворачивая корпус рулевого механизма, вынимас двинув коемего через правую колесную нишу-так удобнее. клещи для снятия стопорных колец и жух к рулеспецключ (смотрите на приведенном вому колесу, рисунке). снимаем его Чтобы снять рулевой механизм, с упора. вывешиваем переднюю ось автомобиля Необходимость переборки или регулировки рулевого механизма возникает в среднем через 30-40 тыс. км пробега. Люфт легко уловить, покачав вверх-вниз рейку возле места крепления правой рулевой тяги под защитным чехлом, когда руль вывернут влево. Ощутимые ее перемещения указывают на то, что изношена опорная втулка или ослабла затяжка упора рейки либо подшипника приводной шестерни. Разбирать рейку удобнее на столе, оборудованном тисками. Потребуются на опорах и снимаем колеса. Затем полностью отворачиваем ключом "на 12" два передних болта крепления рулевой колонки к кронштейну кузова и ослабляем затяжку двух задних болтов. После этого вал рулевой колонки получает свободу перемещения, достаточную для снятия соединительной муфты. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля рекомендует снять защитный лист с прокладкой в районе педалей. Для этого ключом "на 8" нужно отвернуть четыре болта. Однако эта операция не обязательна.Снимаем скобы крепления механизма. Резиновые опоры, если они не подлежат замене, можно оставить на картере. Снимаем уплотнительную резиновую прокладку с приводной шестерни. Тонкой отверткой и пассатижами снимаем два пластмассовых и два металлических хомута крепления защитных манжет рейки...Расшплинтовываем гайки пальцев шаровых шарниров и отворачиваем их ключом "на 18".Съемником выпрессовыеаем пальцы из поворотных рычагов стоек. 164 1/2CGO ЗР ми, если вставить в гнезда пластинки из мягкого металла толщиной 2-2,5 мм и размером 10x20 мм. ...и сдвигаем манжеты на наконечники рулевых тяг.Вынимаем опорную втулку.Выворачиваем гайку из картера. Но гайку затягивают на заводе моТонким зубилом или другим подобным инструментом 50+5 Н-м, поэтому вам мы рементом с узкой рабочей частью выправляем за- комендуем сделать спецключ из обрезчеканенную часть гаек на шарнирах наконечника трубы по приведенному рисунку. ков рулевых тяг... ..ж ключом "на 30" отворачиваем гайки.Зажимаем картер рулевого механизма в тисках через прокладки из мягкого металла. Головкой "на 13" отворачиваем закерненную гайку упора...Вынимаем шестерню с шариковым подшипником из картера. Подшипник - без сепаратора. Чтобы вынуть роликовый подшипник, находящийся в картере, нужен съемник с тонкими захватами, без крайней же необходимости его лучше вообще не трогать...м вынимаем ее из картера вместе с пружинкой и упором рейки. Для удобства дальнейшей работы переставляем картер рулевого механизма в тисках. Приводную шестерню рулевого механизма в картере удерживает закерненная гайка, на торце которой три выштампованных гнезда для спецключа. Эту гайку можно отвернуть и без спецключа, например пассатижаОчистив от смазки, клещами вынимаем стопорное кольцо опорной втулки.Промыв в керосине и осмотрев детали рулевого механизма, заменяем изношенные и собираем узел в обратной последовательности. Для смазки можно использовать ФИОЛ-1. Гайку приводной шестерни затягиваем моментом 50+5 Н-м и закерниваем обмятием стенок картера в трех местах по окружности гайки. Гайку упора рейки затягиваем моментом 11-14 Н-м с таким расчетом, чтобы момент вращения приводной шестерни на валу был в пределах 50-200 Н-см при скорости вращения вала 30 об/мин. После этого закерниваем и гайку упора обмятием стенок картера в трех точках по ее окружности. Обратим особое внимание на тщательность закернивания! Конечно, мы не призываем расколоть при этом картер, но... известны случаи, когда гайка упора в похожем по конструкции рулевом механизме ВАЗ-2109 из-за слабого закернивания отворачивалась настолько, что при полной перекладке руля в левом повороте приводная шестерня выходила из зацепления с рейкой и заклинивалась на ее нерабочей части. Опасность последствий нетрудно представить. И еще одно важное замечание: во всех руководствах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля "Шкода-Фелиция" описан рулевой механизм другой конструкции, где предварительные натяги шарикового подшипника приводной шестерни и упора рейки создаются подбором толщины регулировочных пластин между картером рулевого механизма и крышками. Упорные крышки в этом случае крепятся к картеру двумя болтами, поэтому отпадает необходимость в специальном ключе и закернивании гаек. Установив рулевой механизм, возвращаем крепление рулевой колонки в исходное состояние, а руль - в правильное положение. Для этого ставим колеса прямо, шлицевой отверткой снимаем крышку выключателя клаксона, отворачиваем гайку "на 18" и осторожно снимаем рулевое колесо со шлицев вала. Установив его в нейтральное положение, вновь затягиваем гайку крепления. DЗР 1/2000165