248
249
250
251
252
БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ ЗАЗ-965 «ЗАПОРОЖЕЦ»248 За рулем 08/2009 Первая любовьМикролитражные автомобили, малогабаритные квартиры, но большие чувства! В путешествие на «Запорожце» отправился Сергей Канунников. Фото: Георгий Садков.Ну  почему на  этой вроде  бы городской машинке хочется к морю – теплому Черному или прохладному Балтийскому? Моторчик скромный, тарахтит хоть весело, да громковато, багажник тоже совсем не  гигантский. Разгадка, думаю, проста: для многих именно эта машина  – символ первых автомобильных радостей, свободы, дальних и романтических путешествий!За рулем 08/2009 249 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ ЗАЗ-965 «ЗАПОРОЖЕЦ»СОВЕТСКАЯ НАРОДНАЯСерийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт в некоторые страны автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 – фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА Полчаса позора, зато – на работе! Анекдоты и  шутки про «Запорожец» появились едва  ли не  одновременно с  прототипом на  ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор – в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у  старых, еще довоенных авто, а  задние колеса стоят неприлично криво! Самые внимательные обнаружили: даже надпись на передке какая-то странная – «Запорожець». Не  все сразу догадались: это по-украински. Но  соревнование в  остроумии выдавало сильный интерес. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на  бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в  Запорожье, специально рассчитана на  автолюбителей-частников  – их медленно, но  неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна почти каждому труженику. По нынешним отечественным меркам ЗАЗ-965 создали довольно быстро. Он, конечно, не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у  популярного ФИАТ-600, переднюю  – у  «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Но,  учитывая принципиальную для СССР новизну машины и необходимость организовать новое производство не  только в  Запоро250 За рулем 08/2009жье, но ив Мелитополе (двигатель), надо признать: уложились в  сроки весьма сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (совместно НАМИ и  МЗМА), в  1957-м появился первый прототип «Москвич-444»  – сначала с  импортным мотором, потом с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Правда, до  начала серийного производства прошло еще больше года.Конечно, кругленький (немного грубоватое «горбатый» придет позже) автомобильчик был далек от  идеала вообще и  даже для советского человека в  частности. Все, конечно же, мечтали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в  1959-м в  Сокольниках показали весь цвет американского автопрома. Как не  похож на  эти роскошные, огромные, сияющие хромом и  ошеломляющие техническими характеристиками крейсе-Дизайн в стиле «проще некуда». Но нашим предкам этого вполне хватало. ры маленький, словно поджавший губы от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы настоятельно подчеркивают: догнать и  перегнать США  – не  значит повторять все заокеанские перегибы. Ну  а на  фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся вполне прилично: полностью независимые подвески  – спереди торсионная, сзади пружинная (у  ФИАТ-600, к  слову, спереди рессора), четырехступенчатая коробка передач, мотор  – 23  л.с. У  того  же ФИАТ-600 22  л.с., а  у  «пятисотого» и  вовсе 13  л.с. Двигатель знаменитого «гадкого утенка»  – «Ситроена2CV» развивал 12,5 л.с. Лишь немецкие «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил. Впрочем, для советских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»то  – 2500, а  «Волга» и  вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в  жизни. Помните? Это почти как первая любовь с ее радостями и разочарованиями...МОРЕ – ВПЕРЕДИ, МОТОР – СЗАДИ Он вовсе не  такой неудобный, как кажется на первый взгляд. По крайней мере для водителя и переднего пассажира. Хуже всего, что левой ноге мешает арка колеса, но  напольные педали вполне приемлемы, к  рычагу переключения передач с  довольно большими ходами можно привыкнуть  – не  хуже, нежели на  зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили... Чтобы терпеливо перенести разгон хотя  бы до  60  км/ч, нужно чувство юмора и  добродушие. При  этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967  года) тарахтит от  души. Поначалу даже весело! Но  представим себе путь к  морю километров в пятьсот, а то ив тысячу! А ведь маленькие, тесненькие машинки во времена их молодости служили, как правило, именно дачными и отпускными! Спина уже устает от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение все больше давит на уши – при том, что да-же для не  полностью загруженного автомобиля 80  км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к  морю на  собственном «Запорожце» была огромным счастьем! Которому завидовали еще больше семей. Ну  а  мизерный багажник часто дополняли конструкцией (размерами скорее подходящей для «Волги») на крыше. Летом на  нормальных для «зазика» скоростях управляемость сносная  – опять-таки не  хуже, чем у  зарубежной ровни. Но  экстремизма машина не  любит. Это быстро поняли те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли. Да-да, в ралли! Скажем, знаменитый в  СССР гонщик, неоднократный чемпион Союза и  призер международных соревнований Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом» – и, как и некоторые иные спортсмены, испытал на  прочность его крышу. Кстати, этот показатель у  ЗАЗ-965 на  высоте! Впрочем, подавляющему большинству владельцев куда важнее ремонтопригодность. Первый автомобиль в  условиях дефицита мастерских и  запчастей спо-За рулем 08/2009 251 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ ЗАЗ-965 «ЗАПОРОЖЕЦ»собствовал освоению навыков слесаря, моториста, даже жестянщика и  маляра. Нехитрые манипуляции с  силовым агрегатом (сначала опустить, потом вытянуть назад), и  можно его ремонтировать – прямо в гараже или во дворе. Бывало, с  помощью соседа двигатель доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение жены и  заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного охлаждения (зато течей нет!) ремонтировали, разбирая по  цилиндрам. И  вот общая семейная радость – машина снова на ходу! Вещью в  себе была автономная печка. Греет вне зависимости от  температуры двигателя... когда работает. Свеча накаливания, регулятор... Звучит теперь так  же экзотично, как «выставить зажигание» или «отрегулировать уровень в  карбюраторе». Впрочем, зимой тогда ездили редко. Большинство «запорожцев» стояли на  приколе – редко в гараже, чаще под брезентом во  дворе, где нахальные мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку... ...Съезжаю с  шоссе на  живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у  «Запорожца» вполне прилич252 За рулем 08/2009ная: минимальный дорожный просвет, как нынче у иных кроссоверов: 175 мм, а под двигателем и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не  особенно боится. Вот и  приехали. Только что вроде болела спина, уставали неприкаянная левая нога и уши. А вот теперь почему-то хочется ехать дальше!МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ Берег моря или хотя  бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков – рижская «Спидола»!) и,  конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х. А  может, и  правда здесь поблизости  – скажем, вон за  той сосной  – ждет романтическое приключение, а  то и  будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где помимо пятерых одушевленных героев важные роли играют «Волга» и  «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эпохи отражала довольно верно. Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и  шумен, не  слишком быстр и не так чтобы уж очень надежен. Он  ведь первый! А  впереди большая и  светлая жизнь  – твоя личная и страны, которая строит все боль-ше жилья, пусть пока малогабаритного, а  за  пару месяцев до  старта серийного 965-го даже запустила в  космос живых существ – собачек Белку и Стрелку! Конечно, будущее окажется не  совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а  семейным транспортом. А меняя хозяев, попадали, как правило, к тем, кто тоже только начинал автомобильную жизнь. Теперь «зазик» и  их учил ездить, ремонтировать, красить. Прошло еще немало лет, прежде чем к  «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них кабриолеты, спорткупе, стретчи. Или  – наконец-то! – как к раритетам. Конечно, многие расставались со старыми, совсем уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но  теперь и  они смотрят на  эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью. Наверное, вспоминают первую любовь с ее восторгами, радостями, обидами и разочарованиями... Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.