42
43
44
45
АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ TOYOTA PRIUS IIIЭнергоносительГибриды нынче в моде, ведь они отражают не только желание владельца сэкономить, но и его отношение к будущему. С самым популярным в мире творением экологического автомобилестроения – «Тойотой­Приус» знакомился Сергей Воскресенский. Фото автора и «Тойота».Зеленые лужайки, горбинки рулонов свежеубранного сена, однотипные, аккуратные домики вдоль узких, извилистых, но безупречного качества дорог. Здесь, в пригородах Стокгольма, волей-неволей начинаешь ценить по-скандинавски сдержанную природную красоту, пронизанную пронзительно-голубыми пятнами многочисленных озер и  фиордов. И как же все это гармонирует с настройками и  характером «ТойотыПриус» третьего поколения! А ведь новинка идеально вписывается не  только в  ландшафт, но  и в  драконовские местные правила дорожного движения. Будь я за рулем чего-нибудь более бензиново-эмоционального, 30, 50 и  даже 90  разрешенных километров в час наверняка рождали бы в душе протест, переходящий в  негодование. А  здесь, среди фактурных серых пластиков и  какой-то совсем не  автомобильной тишины, совершенно не хочется рассуждать об  остроте руля или индивидуальности ездовых ощуще42За рулем 08/2009ний. Погружаюсь в процесс взаимодействия бензинового двигателя и  электромотора, раздумываю об  экономии и  рекуперации энергии. Увлекся так, что даже невесть откуда взявшийся в  этом царстве правильного социализма «Феррари» не  вызывает восхищения. Он  – антипод этому олицетворению бережливости. Никакой агитации! Просто «Приус» быстро делает подобные настроения привычными даже для прожженного автомобилиста«спортсмена».ТАЙНЫ ТЕХНОЛОГИЙ Инженеры гордятся: им удалось создать хэтчбек с  лучшими аэродинамическими показателями (Сх  =  0,25), что в совокупности с  низким сопротивлением качению используемых шин снизило выброс СО2 аж на 14%. Подчеркивают, что очень тщательно работали над уменьшением зазоров на  внешних панелях кузова и  зализывали его поверхности, отмечают снижение уровня шума и улучшение разгонной и тормознойдинамики. Экономия и  еще раз экономия – это, как молитва! У  «Приуса» третьего поколения еще и  более мощный бензиновый двигатель объемом 1,8  л, работающий, как и  прежде, по  циклу Аткинсона. Он  совершеннее предшественника, например, за  счет применения электрического насоса в  системе охлаждения. Кроме того, в  его активе целый набор систем, позволяющих повысить КПД рабочих процессов и,  следовательно, делают его более экономичным. Ну ав помощь бензину целая армия электрических устройств с  заметно улучшенными характеристиками: модернизированные электродвигатель (60  кВт), генератор (42 кВт), металлогидридная аккумуляторная батарея, блок управления электропитанием. Все это, по  мнению создателей «Приуса», делает его, с  одной стороны, серьезным конкурентом по  динамическим возможностям автомобилям с  двухлитровыми двигателями, а  с  другой  – обладателем недостижимого для них, как, впрочем, и для многих малолитражек, расхода топлива  – 3,9  л на  100  км. Аргументы, согласитесь, очень весомые! Посмотрим, что получилось.УРОК БЕРЕЖЛИВОСТИ По первым впечатлениям, гибрид определенно не для меня! Здесь явно не хватает эмоций, знакомых вибраций, на  которые в  обычном автомобиле зачастую даже не  обращаешь внимания, звуков, благодаря которым общаешься с  машиной, понимая ее настрой. Всему этому противопоставлено бесшумное и какое-то созерцательное троганье, начисто лишенное экспрессии. Из  привычных звуков – лишь шелест шин, кажущийся неожиданно выразительным. Мне удобно ив то же время скучно среди серой кожи, в  основном серых  же пластиков, многочисленных электронных приборов, преисполненных желания направлять меня в русло экономии. В  водительских ощущениях некоторая искусственность. Я словно в продвинутой компьютерной игре: вращаю упругий, но  не  настоящий руль, давлю на такую же педаль тормоза. Даже когда нарушаю все рекомендации и  от  души утапливаю педаль акселератора, ничего яркого не происходит. Где то далекодалеко еле слышно заговорил мотор, «Приус» начинает медленно и  плавно ускоряться, поведением напоминая автомобиль с  вариатором. Словом, одна радость  – русифицированный нави-Может быть, не очень ярко, зато удобно. Руль регулируется в двух направлениях. Показания спидометра могут проецироваться на ветровое стекло, а расход и накопление энергии очень наглядно отображаются на экране.Три режима системы привода: EV – используется только электроэнергия; с нулевыми выбросами можно проехать до 2 км, но не быстрее 50 км/ч; ECO – смешанный режим, обеспечивающий максимальную экономичность; PWR – мощностной, гарантирует максимальную отдачу. За рулем 08/200943 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ TOYOTA PRIUS IIIToyota Prius – серийный автомобиль, который удивляет неординарными свойствами, приносит водителю необычные ощущения и открывает возможность заглянуть в будущее.гатор, удивляющий, правда, не  очень удачным переводом, зато великолепно дублирующий схему маршрута на  ветровом стекле. Очень удобно! Вот это да! Шведские водители могут быть эмоциональными. По  крайней мере те, которые проносятся мимо на разрешенных 90 км/ч и вовсю гудят, негодуя. И  угораздило  же организаторов устроить соревнования на экономичность! Теперь «Приус» пытается тащиться на  электротяге, а  значит, не  быстрее 50  км/ч. Зато аккуратные 50–60 км/ч на спидометре без осоСИЛА ТРЕХ СЕРДЕЦСиловая установка «Тойоты-Приус» – Hybrid Synergy Drive работает по последовательнопараллельной схеме. В зависимости от нагрузки, автомобиль может приводиться в движение бензиновым или электродвигателем, а также их объединенными усилиями. В системе есть аккумулятор, запасающий энергию, и генератор, выполняющий самые разнообразные функции, в том числе пуск бензинового мотора. Последний, как и прежде, работает по циклу Аткинсона, что обеспечивает высокий КПД. Двигатель мощнее 1,5-литрового предшественника на 27% и экономичнее его. На вооружении у машины немало вспомогательных систем, например EGR, которая отбирает часть выпускных газов, охлаждает их и возвращает во впускной коллектор, уменьшая потери на впуске. Есть устройство, которое сразу после пуска мотора через специальный теплообменник направляет те же газы для подогрева охлаждающей жидкости. Система регулирования фаз газораспределения (VVT-i) повышает моментность мотора на низких оборотах.бых ухищрений позволяют получить средний расход в  2,6  л/100  км. И  это на обычной, полной виражей, подъемов и спусков дороге! Что-то неумолимо изменилось в  моем отношении к  этому автомобилю. Нет, я еще не  привык экономить и по-прежнему раздражаюсь, глядя в  модное, но  чересчур изломанное в  угоду аэродинамике заднее стекло. Однако невольно замечаю: уже освоился в этой тишине и проникся доверием к  совершенно нереальным в  обычной жизни показателям расходомера. Дви-жения педалью становятся более взвешенными, но  даже в  этом стиле на  отдельных участках шоссе стрелка спидометра легко пересекает 130-километровую отметку. Более того, «Приус», оказывается, умеет быть энергичным в поворотах и  даже тешить водительские амбиции правильностью реакций. Увы, «зеленые» шины не  совсем подходят для подобных экспериментов и  начинают недовольно повизгивать в  самых безобидных ситуациях. Но постепенно мне становится на  удивление комфортно. Оказывается, для этого нужно44За рулем 08/2009 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОбъем багажника «Приуса III» увеличен до 445 л, а при сложенных сиденьях в нем 1120 л.Toyota Prius IIIОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: городской цикл загородный цикл смешанный цикл4460 1745 1500 2700 1525/1520 445 5,5 1445–1495 10,4 180 А95/45 3,9 3,7 3,9лишь слегка сместить акценты в  собственных настроениях.ЦЕНА ЭКОНОМИИ К концу года «Приус  III» в  двух комплектациях  – «Элеганс» и  «Престиж»  – появится в  России. Он  будет адаптирован к  нашим условиям, но  лишится некоторых необычных функций. Так, на русифицированной версии не будет, например, стеклянной крыши с солнечными батареями, позволяющими в  жаркую погоду кратковременно охлаждать и продувать салон даже при длительной PRIUS – ИДУЩИЙ ВПЕРЕДИстоянке. Лишат машину и радара, помогающего поддерживать безопасную дистанцию в плотном потоке. Это, наверное, не  главное. Вопрос: готовы  ли мы платить за  экологическую чистоту? Ведь гибрид недешев, хотя и отлично оснащен. Цены пока не названы, но на  первом этапе это будет откровенно штучный товар, ясно даже создателям машины. Но  хочется надеяться, что в будущем ситуация, по крайней мере в больших городах, изменится в пользу таких вот шедевров инженерной мысли. Это меня «Приус» настроил...ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый: Р4, 16 клапанов, 1,8 л, 73 кВт/99 л.с. при 5200 об/мин, 142 Н.м при 4000 об/мин, степень сжатия – 13,0, расположен спереди поперечно; мотор-генератор: синхронный на постоянных магнитах, 650 В, 60 кВт, 207 Н·м; высоковольтный аккумулятор: никельметаллогидридный, 6,5 A·ч. Суммарная мощность привода – 100 кВт/136 л.с. ТРАНСМИССИЯ: переднеприводная, гибридная, бесступенчатая; главная передача – 3,27, передача з.х. – 2,68. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – спереди типа «Мак-Ферсон», сзади упругая балка; рулевое управление – реечное с электроусилителем; тормоза – спереди дисковые вентилируемые, сзади дисковые; шины – 195/55R15.«Тойота-Приус» появилась на японском рынке в 1997 году и стала первым серийным автомобилем с гибридным приводом. Тогда ее оснащали электро- и бензиновым двигателями с бесступенчатым вариатором. В 2003 году на «Приусе II» схему дополнили преобразователем мощности, существенно повысившим КПД привода. Ну ав 2009-м появился Hybrid Synergy Drive, модернизированный на 90%. Интересно, что гибриды первого и второго поколений требуют незначительных расходов на гарантийное обслуживание, которые, по утверждению специалистов, составляют лишь 36% от затрат на обслуживание таких моделей, как «Королла» и «Авенсис». Например, тормозные колодки «приусов» служат 100 000 км и более, аккумуляторные батареи – чуть ли не весь срок эксплуатации, а светодиоды, используемые в головном освещении, – не менее 20 лет!За рулем 08/200945