160
161
162
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯВидимость – 800!Вероятно, многие читатели ЗР завидовали владельцам «крутых тачек» с системами ночного видения, недоступными для более массовых автомобилей. Теперь «найт вижн» можно поставить хоть на «Газель», хоть на  «Жигули». Причем речь идет о  той самой системе, которую серийно устанавливают на БМВ, «Порше-Кайенн» и грузовики «Вольво». Но для начала немного теории. Все существующие системы ночного видения подразделяются на три класса: работающие в видимом диапазоне с  помощью электронно-оптических преобразователей, активные инфракрасные с  подсветкой и пассивные инфракрасные. В первом случае необходим хотя бы слабый свет, например от Луны или звезд. Вторые требуют подсветки инфракрасным излучателем и  устанавливаются, например, на  автомобили «Тойота» и  «Мерседес-Бенц»; обеспечивается хорошая детализация картинки на  мониторе, но  дальнобойность сравнительно небольшая. Пассивные системы построены на  основе сверхчувствительных приемников длинноволнового (2– 5  мкм) инфракрасного излучения  – микроболометров, и  именно такую систему PathFindIR предлагает всем желающим компания FLIR (Forward Looking InfraRed). Сердцем ее служит сверхчувствительная инфракрасная видеокамера с  оптической системой, изготовленной из  германия (стекло в  этом диапазоне непрозрачно). Картинку  же можно наблюдать на  любом мониторе. При  этом дальнобойность достигает 800  м  – гораздо больше, чем способны высветить самые мощные фары. По  отзывам испытателей, устройство позволяет ехать в  полной темноте со  скоростью до  60– 80 км/ч. Предел обусловлен частотой смены кадров, равной 8,3 Гц (существуют и более быстродействующие версии, однако на их поставку требуется особое разрешение).Чувствительность камеры такова, что тепловой отпечаток уже убранной руки виден около трех минут!В данном случае для объектива камеры вырезали отверстие, но это вовсе не обязательно, часто хватает расстояния между ребрами решетки.На экране видно все, что скрыто темнотой.Нам удалось проверить новинку в  действии. Изображение достаточно четкое, но  весьма необычное. Все объекты, температура которых выше, чем у окружающего фона, видны очень четко. Это люди, животные, автомобили с работающим двигателем или недавно припаркованные. Самое замечательное, что совершенно отсутствует эффект ослепления системы фарами встречных машин. А сами эти машины выглядят довольно забавно: под темным кузовом ярко светятся колеса, радиатор, днище. Граница проезжей части видна четко, а вот выбоины – не очень. Это к вопросу о безопасной скорости езды по приборам. На картинку практически не влияют пыль и задымленность, но густой туман для этой камеры непрозрачен. Уверенно распознать автомобиль можно с дистанции около 300 м, человека – с 80 м. Установить PathFindIR не просто, а очень просто: место за  решеткой радиатора для небольшой и  прочной камеры найти нетрудно. Но  вот дешевой эту систему не назовешь: в России ее рекомендованная цена – от 150 до 180 тыс. рублей в зависимости от комплектации.160 За рулем 08/2009 МАТЕРИА ЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховНанопуть к мультицикламНе секрет, что новомодная приставка «нано» используется сегодня многими производителями исключительно в  рекламных целях, придавая новый статус старой продукции. Тем  интереснее реальное применение подобной технологии в живом изделии. Примером могут служить аккумуляторы словенского завода ТАВ, где разработан и внедрен новый нанопроцесс изготовления положительных токонесущих пластин для кислотных аккумуляторных батарей. Стандартные технологии подразумевали использование в  пасте для положительных электродов трехосновного сульфата свинца. Его  кристаллы меньше и однороднее, нежели у четырехосновного, что облегчало зарядку аккумулятора. Недостатки также известны: стандартная структура уступает по прочности четырехосновной и  со  временем размягчается, а  потому емкость обычных батарей сильно зависит от  их возраста. На заводе ТАВ разработали и внедрили технологию получения очень маленьких (менее 10  мкм) кристаллов четырехосновного сульфата свинца однородной кристаллической структуры. Это позволило улучшить возрастную стабильность емкости батареи. Активный материал остается проводящим, даже если аккумулятор очень глубоко разряжен – прежние этого «не умели». Производитель отмечает, что число циклов разряда и заряда у «нанобатарей» в сравнении с обычными увеличилось более чем вдвое. Это объясняется высокой пористостью полученного материала, позволяющей улучшить циркуляцию кислоты.Электронный микроскоп запечатлел превращения частиц четырехосновного сульфата свинца в процессе получения пасты для положительных пластин.Что касается недостатков, то они вполне предсказуемы: на  данный момент такие аккумуляторы примерно на 10% дороже обыкновенных. Именно поэтому ТАВ пока не поставляет свои «нанобатареи» на потребительский рынок, предпочитая конвейеры производителей автомобилей, тракторов и т. п. В частности, такие батареи уже устанавливаются на тракторы Massey Ferguson и рефрижераторы Thermo King. На  российском рынке подобные изделия могут появиться к  концу 2009 года; скорее всего, это будут модифицированные Topla Top, Topla EcoDry и  Topla Magic с приставкой Nano на этикетке. Ожидаемый ценовой диапазон – в пределах все тех же 10% доплаты за нанотехнологии.На правах рекламы ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯОт инфаркта – к обочине!Министерство образования и  исследований Германии недавно запустило проект под названием «SmartSenior  – интеллектуальные решения для пенсионеров», имеющий целью сделать жизнь пожилых людей проще и  безопаснее. В  рамках этого проекта инженеры БМВ разрабатывают систему, у которой пока даже нет названия. А суть (в отличие от  реализации) проста: в  случае сердечного приступа у  человека, сидящего за  рулем, компьютер распознает эту ситуацию и самостоятельно паркует автомобиль у обочины, включает аварийку и  вызывает службу спасения. При  этом врачи получают телеметрическую информацию, позволяющую заранее подготовиться к  реанимационным мероприятиям. Самую сложную проблему представляет, разумеется, самостоятельное маневрирование автомобиля, ведь для этого необходимо учитывать окружающую дорожную обстановку. Поэтому пока система будет работать лишь на  автобанах и загородных дорогах. В плотном городском потоке придется, видимо, ограничиться торможением и включением мигающего сигнала.Вот так аккуратно автопилот вскоре сможет припарковать машину. И скорая не заставит себя ждать.А вот определить опасное для жизни (и управления автомобилем) состояние водителя значительно проще. Здесь автомобилистам оказывают помощь специалисты университетской клиники Берлина и фирмы «Сименс».Растущая безопасностьНа прошедшей в  Штутгарте XXI  международной конференции ESV (Enhanced Safety of Vehicles) «Мерседес-Бенц» представил более дюжины новых разработок в концепт-каре ESF 2009, построенном на  базе S  400 Hybrid. Наибольший интерес участников вызвали три из  них: PRE-SAFE Structure, Braking Bag и PRE-SAFE Pulse. В первом случае речь идет о весьма своеобразной подушке безопасности: это надуваемый... металлический профиль, который в  спокойном состоянии является частью каркаса дверей. При этом сами двери можно сделать достаточно тонкими и  легкими: защитный металлический короб образуется в них в момент бокового удара. Развиваемое пиропатроном давление в  10–20  бар моментально расправляет складки и обеспечивает защитную деформируемую зону. В итоге дверь стала не только безопаснее, но и на 500 г легче. Вторая новинка  – тоже эйрбег. Расположен… под передней подвеской, активируется при экстренном торможении, если электронная система сочла, что столкновение неизбежно. Автомобиль кратковременно подскакивает примерно на 80 мм,Шутка о торможении пятками становится реальностью.Система PRE-SAFE Pulse отодвигает седока от двери. Она является обратимой, то есть может срабатывать многократно.Надувной «лонжерон» в дверях помогает при боковом ударе.при этом эйрбег прижимает к  дороге своеобразную тормозную «колодку». Замедление возрастает до  20 м/с², а  приподнимающийся передок снижает степень повреждений автомобиля при ударе и вжимает седоков в кресла, облегчая работу преднатяжителей ремней безопасности. Инженеры рассчитали, что эффект от  этой новинки равноценен увеличению деформируемой зоны на 180 мм. Специальные воздушные камеры системы PRE-SAFE Pulse, расположенные в наружных «крыльях» боковой поддержки мультиконтурных сидений, дополнительно отжимают седоков к  середине салона на  целых 50  мм, увеличивая тем самым безопасную зону при боковом ударе.162 За рулем 08/2009