192
193
194
ЭКОНОМИКАМОНОЛОГСЕРГЕЙ ПЕТРОВ: растите людей – самый ценный капитал192 За рулем 08/2009 Основатель компании «Рольф», депутат Государственной Думы Сергей Петров июльское субботнее утро провел в редакции. Почти не перебивая, его слушали Петр Меньших и Михаил Колодочкин; фотографировал Александр Батыру.С  кого  бы я сегодня начал реформы, так это с  ГИБДД! Повышение гаишникам зарплат, обещание особых пенсий  – все это чепуха: не  сработает! Есть прекрасный способ преобразования нашей Госавтоинспекции: разогнать и  набрать в  новую структуру абсолютно других людей. От нынешних толку не будет… Назовите мне хоть одного выходца из  России, который стал  бы топ-менеджером на  серьезной фирме с мировым именем! Я таких не знаю – их просто нет! Да, чистить нужно прежде всего наверху – приглашать иностранцев надо на те должности, которые мы не  тянем сами. Конечно, кого-то периодически зовем, но  чаще для вывески, нежели для серьезной работы. Это с 90-х годов пошло – сплошные понты, имидж… Дескать, у  меня бухгалтерией за  бабки Адам Смит занимается. Я  на  АВТОВАЗе сколько раз пытался объяснить разницу между «калинами» и  «рено», а  те отмахиваются: мол, эти французы не рубят ни в чем… Да как же не рубят, когда они за год делают столько моделей, сколько вы и за десять не можете? И каких моделей! Каждый год все должно быть лучше, дешевле, меньшим числом. Плюс сервисная сеть. Мы  же не  умеем этого! Вот возьмите УАЗ: 70  процентов гарантийных рекламаций вызвано исключительно конструктивными недостатками! А  почему? Западный инженер думает над общим техзаданием, стремясь решить его на  уровне изобретения, творчества, прорыва,  – а  нашему суют под нос готовый чертеж и  приказывают: «Сделать так!». Вот и работает, как начальник повелел. Кто у нас способен сделать красивый руль? Или  бампер? Никто! А  мир сейчас пронизан множеством связей, нужно знать и использовать все самое лучшее. Мы думаем, что можем все сами, но забываем про командную работу. Бухгалтерия, программное обеспечение… В  итоге изготавливаем один экземпляр, но  в  серию запустить не в  состоянии. На Западе же все это работает, однако мы заранее приучены не уважать бизнес. Видим только врагов и не хотим ни с кем договариваться. Да и не умеем, кстати говоря. Если и  пустим к  себе руководителя «Рено» Карлоса Гона, то разве что из уважения. Станем исполнять, что он сказал, и так исковеркаем, что эффекта не будет. Потом скажем: смотрите, что он насоветовал... Или взять молодежь, которая изначально во  многом куда талантливее западной. Учатся прекрасно, схватывают все на  лету  – никаким иностранцам за  ними не  угнаться. Но  проходит пять лет, и  в  них вползают нелогичность, ложь… И  классный, казалось  бы, инженер таковым не  становится: его съедает наша среда! На  Западе от  этого давно избавились. Кроме того, молодой голлан-Неумение договариваться – одна из главных проблем наших людей. Без иностранцев повысить производительность труда не удастся.дец или немец привык к  свободному общению  – у  него нет ни  языковых барьеров, ни  географических. А у нас – все те же закрытость и консерватизм. И,  кстати говоря, мнительность: всем кажется, что единственная цель любого западного коммерсанта – закрыть и развалить то, что у нас осталось. При такой логике с нами никто работать не будет. Я это называю «высшим образованием без среднего»! А  результаты видят все: вместо машин уровня «трешек» от  «ауди» у  нас в  основном бегают вазовские «четверки». Между ними – пропасть. Как эту пропасть перешагнуть, если экономикой управляют люди с  мышлением не  экономистов, а  силовиков, действующие по  логике: сделали ракеты  – и  автомобили сделаем? Но  одного задора типа «мы – русские!» для реального дела мало. Нужны люди, которые уже совершали ошибки и  могут принимать самостоятельные решения. Нельзя отдавать под козырек верховному боссу, который «думает за всех». Вот почему, например, проект покупки Сбербанком и  «Магной» автомобильной компании «Опель» мне видится в  высшей степени рискованным. Я  не  беседовал с  руководителем «Магны», но,  думаю, он отлично понимает, с  какой экономикой имеет дело, а  потому минимизирует свои риски. А  у  нас сильно рискует Сбербанк. Откуда ему знать, что делать с «Опелем», если целая Америка с ним не справилась? «Группа ГАЗ» как стратег у меня вызывает еще больше сомнений по вышеназванным причинам. Даже если вначале дело пойдет, то  новую модель они выпустят неконкурентоспособной. Дайте ребенку молоток – он у вас в доме так накомандует… В  последние шесть лет мы прекрасно справлялись без советчиков: рынок рос как на  дрожжах и, вообще говоря, нам никто не был нужен. Но сейчас, когда, как говорится, приперло, как раз и  обнаружилось, что эйфория кончилась, а ясности в головах ни  у  кого нет. Вот и  начинаются детские шараханья: то  ли снизить цену на  продукцию, то  ли повысить… А  западные ребята все это уже проходили, и не единожды: они прекрасно знают, что тупая смена ценника ничего не даст! Здесь-то и проявляется искусство управленца, который, к примеру, может предложить клиенту так называемые пакетные приемы: мол, вот за  это платите вы, а  это вам сделаем мы, а вот тут опять вы – в итоге посмотрите, сколько вы выигрываете! При этом зарплату сотрудник фирмы получает не  за  грабеж покупателя, а  за  доставленное тому удовольствие! Все зависит от  того, надолго  ли строится бизнес! В зависимости от ответа на этот вопрос вы строите и  работу с  кадрами. Если я назначаю человека на  должность, то даю ему возможность вести свою игру, пусть даже с ошибками. Конечно, проще корректировать каждый его шаг, но  тогда из  него вырастет не  специалист, а  бездумный исполнитель чужой воли. Для сиюминутных игр в бизнесе это вполне годится, но для долгосрочных проектов – категорически нет. Потому что директор – это полководец, который отвечает не за отдельное сражение, а за войну в целом. Мы думали, что создаем свой автопром, купив у «Форда» и ФИАТА заводы. Это была ошибка! Просто тогда никто не считал реальную цену того, что мыЗа рулем 08/2009 193 ЭКОНОМИКА | МОНОЛОГЧто посоветовать АВТОВАЗу – протянуть французам руку?Добрая фея выполнит любое желание… Чего хочешь ты?О чем умолчал?Будет ли у нас русский конкурентный автомобиль? Надо ли вливать деньги в АВТОВАЗ и ГАЗ?создали, – это сделано только сегодня. И выяснилось, что по  рыночным понятиям работали себе в  убыток: перерабатываемое нами сырье можно было продать куда дороже, чем произведенную из  него продукцию! Мы создавали отрицательную прибавочную стоимость, поскольку с первой же секунды наши громыхающие заводы становились неконкурентоспособными! К сожалению, пожинаем плоды такого подхода по  сей день: из-за него и  миллиардные долги АВТОВАЗа. Коммунистов нет, но люди те же. Так что  же нужно делать  – по-прежнему торговать ресурсами? Это неправильный вопрос! Правильный должен звучать так: что делать, чтобы привлечь инвесторов? Нужны реформы обычного демократического характера, чтобы показать инвесторам: мы начали двигаться! Как только решим создавать инвестиционный климат, дружелюбную среду для бизнеса, то  кому-то в  погонах уже нельзя будет командовать. Дальше включаются профессионалы, которым никто не  мешает, и идет тонкая настройка. Либо мы продолжаем раздувать щеки,194 За рулем 08/2009Нам нужен независимый суд! Мы должны убрать чиновников из бизнеса!либо создаем реальную экономику. Напомню: мировые автомобильные компании начали строить у нас заводы не тогда, когда мы вводили ввозные пошлины на иномарки, а когда оживился рынок. Нам нужен независимый суд! Мы  должны убрать чиновников из  бизнеса! Нам необходимы дешевые кредиты! И  нельзя управлять нашей экономикой командными методами. Иначе получится «СССР, дубль два». Лично я  категорически против того, что депутатов обслуживают шесть автокомбинатов и  3600  машин с  полуторным водительским составом. «Фольксвагены», БМВ… Это очень неэффективно  – гоняют транспорт туда-сюда… В  той  же Англии таких автомобилей всего пять! Но  понятно, что депутаты и правительство пойдут настолько далеко, насколько им позволит общество. В светлое будущее нам выбираться вместе. Для  меня нет такого понятия – «Запад», есть другое – «сообщество людей». И  мы должны чувствовать себя его полноценной частью!