156
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ВИБРАЦИИПодайте круглое!Один из источников вибрации автомобиля – «неправильные» колеса. Их капризы знает Анатолий Вайсман.Затрясло машину  – не  паникуй: устранить причину, случается, проще пареной репы. Скажем, при езде по  ровному асфальту колеблется руль. Всегда виноваты колеса! Особенно если машина с легким реечным управлением – например, переднеприводный ВАЗ. С колесом следует обращаться на  «вы»: чем быстрей оно крутится, тем жестче требования к точности его формы, качеству балансировки и монтажа. Если балансировка на троечку, при вращении колеса инерционная сила «тяжелого места» и вызывает тряску. А дальше простая арифметика. Допустим, за  один оборот колесо проходит 2  м, трясет  же сильней всего на 90 км/ч (25 м/с). Значит, резонансная частота колебаний – 12,5 Гц... Запомни: руль может успокоить лишь ювелирная балансировка передних колес. Тщательно ее делают не  все и  не  везде, так что ищи опытных мастеров. Картина вибраций не  всегда проста. Если трясет лишь одно колесо, то  все зависит от  его дисбаланса и  скорости вращения. Максимум  – все на  той  же резонансной скорости. Но если всякий раз после поворота дороги руль трясет иначе, чем до  него, значит, не  в  порядке оба передних колеса. Пройденные ими пути в повороте разные  – взаимоположение «тяжелых мест» и  их действие на  руль меняются. Если с  постоянной скоростью гнать круг за кругом по дорожке трека, вибрации будут нарастать и убывать. Но иногда такое бывает и  на  прямом шоссе. А  о  причине немногие догадываются  – это плохо сбалансированные колеса... разного размера! Объяснение элементарное: вот ты заменил свежей запаской колесо с  протектором, изношенным на  1,5  мм. Если запаска проходит за  оборот все те  же 2  м, то  работавшее колесо  – 1,9906  м. С  каждым оборотом «тяжелое место» одного колеса смещается относительно другого – и вибропортрет машины будет повторяться через 423 м пути. Конечно, чем больше разница в размерахшин, тем чаще повторы. Ну  а  все это могут дополнительно запутать скользкие дороги! Короче, если не хочешь головоломок – следи за балансировкой. Увы, этим проблема не  исчерпывается. Деформированное колесо, как его ни балансируй, может сильно трясти. Ехать на  таком  – увольте! Подайте круглое. Сравним (рис. а, б) поведение деформированного колеса на гладком покрытии и  исправного  – на  ухабистом. Если бугор на шине воспроизводит протяженность и  высоту бугра на покрытии, то траектория оси колеса при медленном движении одна и та же. При  высокой скорости тряска от  кривой шины неизбежна. Как на ходу узнать, что колесо или шина кривые? Если мягко водит руль или кузов покачивает при скорости 5–10  км/ч, когда роль дисбаланса ничтожна, значит, хотя  бы одно колесо повреждено. Все, что сказано выше про переменную тряску в поворотах и т. п., справедливо и для кривых колес. Итак, одной балансировки колесу мало – важно, чтобы в контакте с дорогой у вращающегося колеса не было геометрических биений – радиальных, осевых и  любых иных. А  то ведь и  совершенно круглое, оказавшись на  деформированной ступице, может подкинуть загадку. Вот недавний случай. Водитель ощутил тряску руля – отдал колеса в балансировку. Сделали – опять трясет. Повторили – снова. Прибыл ко мне. Не без труда нашли причину – гнутая ступица! Исправное колесо катилось зигзагом...Медленно вращая колесо, контролируем биение обода в поперечном направлении. Дополнительно проверим и шину. Биение свыше 0,5 мм нежелательно. Столь же важно ограничить и радиальное биение колеса. Только колесо правильной формы есть смысл балансировать.А  вот типичная ошибка неопытного автомобилиста: навешивает вместо проколотого колеса запаску  – и  опускает машину при незатянутых болтах  – после, мол, лучше затянутся! Ну  а  колесо под нагрузкой сместится относительно ступицы вверх, насколько позволят зазоры. Если теперь затянуть болты, трение не  даст колесу сцентрироваться – и оно будет вращаться с  эксцентриситетом, обзаведется дисбалансом и  будет лупить по дороге. Правильно начинать не с балансировки, а  с  корректировки геометрии: радиальные и  осевые геометрические биения шины должны быть как можно меньше. Лишь потом отправляйтесь балансировать.Шишка на протекторе или бугор на покрытии? Как источники толчков, ударов, вибраций они, в сущности, равнозначны!аб156 За рулем 12/2009