ТЕХНИКАТОКИО МОТОР-ШОУВысокое напряжение маленького салонаКогда на поле одна из команд откровенно слаба, говорят, что игра идет в одни ворота. Если соперник не явится на матч, ему засчитают поражение. На автосалон в Токио ни один зарубежный производитель не приехал, и команда японских автостроителей оказалась безоговорочно сильнейшей. Но посмотреть-то было на что! О новинках 41-го Токийского автосалона – Владимир Соловьев.Никогда еще залы выставочного комплекса Макухари не собирали так мало участников. Под крышей одного павильона легко разместились производители автомобилей и запчастей, шин и автохимии, мотоциклов и велосипедов, галерея детских рисунков и игрушечные машинки. Не было одного – международного присутствия. До открытия ходили слухи, что выставка вовсе не состоится. Но состоялась. И, как всегда, порадовала обилием концептов и буйством конструкторской мысли. И сенсациями. Именно так было воспринято выступление руководителя альянса «РеноНиссан» Карлоса Гона, возвестившего о начале глобальной электрической эры в истории автомобиля. Впервые его компания представила не концепт, а реальный электромобиль «Ниссан-LEAF», который в следующем году запустят в серийное производство. Электрическую идею, судя по экспозициям других марок, безоговорочно разделяют все японские производители – электроновинки на выставке численностью едва ли уступали традиционным авто. Япония, несомненно, вскоре станет мировой электромобильной державой. Электромобили уже встречаются на улицах Токио, постепенно формируется сеть зарядных станций. Владельцы бензоколонок не противятся новшествам – ведь переход на электротягу сулит, кроме прямых, дополнительные доходы от продажи сопутствующих товаров и услуг: «заправка» электричеством требует больше времени, нежели обычная, а владелец машины не откажется от чашки кофе, сандвича, суши или рисовой лапши. Материально и психологически Токио готов к приходу электромобилей, отчего и на салоне они воспринимались не как гости из будущего, а как реальная альтернатива существующим средствам передвижения.134 За рулем 12/2009«Фиаро-P70t Моллюск» (Phiaro P70t Conch). Созданием «моллюска» – электромобиля будущего независимая дизайнерская компания «Фиаро» отметила свое 70-летие. Концепт представляет собой трехместный городской автомобиль. Электродвигатель постоянного тока развивает крутящий момент 142 Н·м.«Супасс-V» (Supasse V). Среднемоторный суперкар компании «Судзусё» (Suzusho) обещают вывести на японский рынок в следующем году. В конструкции использован мотор стороннего производителя (2,4 л, 270 л.с.). Для снижения массы в жертву принесены подушки безопасности и кондиционер. «Ниссан-Ленд Глайдер» (Nissan Land Glider) – именно в нем Карлос Гон выехал к журналистам. Городской электромобиль c электронным (без механических приводов) рулевым управлением. В поворотах двухместный тандемный кузов по-мотоциклетному наклоняется на угол до 17º. Приводится в движение двумя электромоторами, расположенными сзади. Литий-ионные батареи способны бесконтактно заряжаться в отведенных для этого местах на стоянках.«Дайхатсу-Баскет» (Daihatsu Basket). Концепт «Корзинка» для поездок за город рассчитан на четырех пассажиров: двое в кабине, двое на раскладных сиденьях в кузове, который накрывается тканевым тентом. Приводится в движение 2- или 3-цилиндровым мотором объемом 660 см³ и мощностью 43–47 кВт/58–63 л.с. Средний расход топлива – 3,3 л/100 км. «Субару-Гибрид Tourer Concept» – большой универсал, устремленный в будущее. Пожалуй, один из наиболее оригинальных и эмоциональных экспонатов мотор-шоу. Дверцы типа «крыло чайки», взмывая вверх, открывают доступ к сиденьям первого и второго рядов. Гибридная силовая установка состоит из 2-литрового горизонтально расположенного оппозитного бензинового двигателя и двух электромоторов: передний мотор-генератор установлен между ДВС и коробкой передач и включается как вспомогательный в нагруженных режимах, задний может работать автономно и использоваться при троганье с места и парковке.На правах рекламы ТЕХНИКА | ТОКИО МОТОР-ШОУ«Дайхатсу e:S» (Daihatsu e:S) – наиболее продвинутый из малышей фирмы. Отличается от сородичей более обтекаемой формой кузова, а также наличием инновационной системы длительного удержания машины на склоне и информационным «экодисплеем» водителя, способствующим формированию навыков экономного вождения.«Мицубиси i-MiEV Cargo» – первый коммерческий автомобиль фирмы на электротяге. Главной задачей конструкторов было освободить от громоздких батарей грузовой отсек. Мощность двигателя – 64 л.с., запас хода при полной нагрузке – 160 км. «Мицубиси PX-MiEV» – первый электровседорожник. Основное время он должен работать как электрический, но, учитывая специфику работы вдали от зарядных станций и относительно небольшой радиус действия в полноприводном режиме (50 км), конструкторы установили на автомобиль ДВС в качестве привода генератора.«Ниссан-Фуга» (Nissan Fuga), он же «Инфинити-М», с ДВС или гибридной силовой установкой (V6, 3,5 лс электромотором). В нем система поддержки безопасного вождения, работающая через спутниковую навигацию. Снабжен экопедалью, а также «интеллектуальным» круиз-контролем и устройством динамической стабилизации в поворотах. Климатическая установка создает атмосферу живого леса. Гибрид потребляет топлива не больше, чем автомобиль C-класса. «Тойота-SAI». Гибридный автомобиль люкс-класса поступит в продажу в Японии в декабре этого года. В переводе с японского sai означает «талант», что не преминуло сказаться на способностях автомобиля. В отделке много материалов из органического сырья (60%). Дополнительно о безопасности пассажиров заботится система предварительного распознавания столкновения. Гибридный агрегат состоит из 150-сильного ДВС и электромотора мощностью 143 л.с. Расход обещан на уровне 5л на 100 км.«Тойота FT-86 Concept». Компактный заднеприводный спортивный автомобиль для эмоционального вождения. Легкий кузов, низкий центр тяжести, 2-литровый оппозитный мотор. Красный окрас автомобиля добавляет ему спортивности.136 За рулем 12/2009 «Дайхатсу Дека-Дека» (Daihatsu Deca Deca). Супер-фургончик с настежь (на 135°) открывающимися дверцами и модулируемым внутренним пространством, от пола до потолка 1400 мм. Все это на площади 3,4×1,5 м. Как и другие микрокары фирмы, для японского рынка он оснащается экономичным двигателем объемом 660 см³.«Сузуки-Альто Сoncept». Новинка призвана удивить поклонников марки экономичностью на уровне 4,1 л/100 км и удовлетворить требования клиентов разного возраста. С 1979 года модель «Альто» предыдущих поколений разошлась тиражом 10 млн. экземпляров. Двигатель объемом 658 см³, бесступенчатый вариатор в трансмиссии.На правах рекламы«Лексус-LFA». Двухместный заднеприводный суперкар заявлен в производство на конец 2010 года. Мощность двигателя V10 – 560 л.с., максимальная скорость – 325 км/ч, разгон 0–100 км/ч – 3,7 с. Эксклюзивности ради будет произведено только 500 автомобилей. ТЕХНИКА | ТОКИО МОТОР-ШОУ«Дайхатсу Экзе-Танто» (Daihatsu Exe-Tanto) – дальнейшее развитие модели «Экзе». Более легкий и просторный по японским меркам автомобиль должен настраивать пассажиров на комфорт и отдых в минимально облагаемых японскими налогами габаритах. В Токио объявили о мировой премьере модели, но Японских островов она, пожалуй, не покинет.«Хонда EV-N». Электроконцепт призван в будущем устанавливать дружеские отношения между человеком и автомобилем. Без него нельзя будет обойтись, как нынче молодые люди не в силах жить без мобильника или плеера. Питание от солнечных батарей. В EV-N, помимо четырех пассажиров, могут поместиться два передвижных модуля U3-X, для зарядки которых есть специальные гнезда. «Мицубиси i-MiEV». Уже не концепт-кар и не прототип, а реальный электромобиль, поставки которого корпоративным клиентам в Японии начались в этом году. Частные лица смогут заказать машину в 2010-м. Запас хода – 160 км.«Сузуки-Кизаши» (Suzuki Kizashi). Новая топ-модель марки для рынков Японии и США. Kizashi – «предзнаменование» по-японски. Машина обещает владельцу комфорт седана бизнес-класса и удовольствие от вождения, как в спортивном авто. Никаких намеков на гибридность – 188-сильный бензиновый мотор 2,4 л, крутящий момент – 230 Н.м при 4000 об/мин. «Тойота FT-EV II». Сверхкомпактный электромобиль для поездок на небольшие дистанции. Автомобиль создан в рамках идеи мобильного общества будущего, когда за электромобилями закрепится роль городских машин. Модель FT-EV II чуть меньше iQ, но при этом рассчитана на четверых. Управляется джойстиком, выполняющим одновременно функции руля, педалей акселератора и тормоза.«Хонда-Скайдек» (Honda Skydeck). Многофункциональное шестиместное транспортное средство. Главное в нем, разумеется, не гибридный силовой агрегат, а стильный модулируемый кузов с оригинальной схемой открывания дверей – передняя поворачивается вверх в вертикальной плоскости к капоту, а задняя сдвигается назад и вниз. Стеклянная крыша наполняет дизайнерский салон дневным светом.138 За рулем 12/2009