190
191
192
193
194
ГРУЗОВИКИBUSWORLD 2009Сегодня все мы пассажирыСлова подзабытого шлягера довольно точно отражают суть выставки «Мир автобусов», проводимой каждые два года в бельгийском Кортрейке. В этом убедился Владимир Аркуша, познакомившись с ее экспонатами. Фото автора и фирм-производителей.Этот мир живет совсем иными мерками, нежели легковой: длину машин считают на  метры, а  количество выпускаемых  – чаще на десятки. Здесь заказ на 20 экземпляров – удача, на сотню – успех, а компания, собирающая в  год тысячу автобусов, справедливо причисляется к крупным. Лидеры рынка не только задают высочайший технический уровень машин, но  и  делят между собой лавры создателей «самого-самого». Так, на  прошлом салоне лучшим туристским автобусом был признан «Вольво-9700», а  нынче жюри из  17  экспертов отдало приз «Мерседесу-Травего». Разумеется, этому предшествовал обстоятельный тест-драйв кандидатов, но  все  же ключевую роль в  победе «Мерседеса», несомненно, сыграли новые для автобусов системы безопасности. Active Brake Assist прибегнет к  аварийному торможению, если расстояние до впереди идущей машины станет угрожающе мало, а  водитель не  отреа-«МерседесТравего» третьего поколения удостоен приза «Туристский автобус года-2009». Оснащен «активным помощником торможения» (Аctiv Brake Assist) и системой Front Collision Guard для защиты водителя при столкновении, а также роботизированной 8-ступенчатой коробкой передач. Выпускается в двухосном (длина 12,18 м) и трехосном исполнениях: «Травего М» длиной 13 м (на фото) и «Травего L» – 14,03 м.гирует на  предупреждающие сигналы «ассистента». Кроме того, «Травего», как и  новая «СетраКомфортКласс  400», оснащен системой Front Сollision Guard. Она подразумевает не  только защиту в  виде поперечной балки и  деформируемой структуры пола, но  и  особую конструкцию всего водительского места: от  сильного удара кресло, смонтированное на  специальном подрамнике, отъезжает назад, позволяя выиграть несколько сантиметров жизненного пространства. Но чем выше уровень безопасности и  комфорта, не  говоря  уже об  экологических параметрах, тем дороже автобус. Стремясь сократить издержки и  сделать свою продукцию доступнее для перспективных рынков, «Скания» кооперируется с фирмой «Хайгер» из КНР. Автобус «Туринг», представленный в Кортрейке, разработан шведскими инженерами и  дизайнерами, а  строить его и  начинять агрегатами «Скании» будут в Китае. «Скания» организует обслуживание ма-190 За рулем 12/2009 Самой громкой премьерой салона стала «Скания-Туринг» – совместный проект знаменитой шведской фирмы с китайским «Хайгером». Первой принадлежит интеллектуальная составляющая (дизайн, конструкция, агрегаты), второй займется сборкой. Окажут ли покупатели доверие такому альянсу, станет ясно уже в будущем году. Минибус «Чентро» – одна из премьер турецкой фирмы «Отокар». Название модели, «Центр», четко определяет предпочтительную область использования: исторические кварталы старых городов с плотной застройкой и тесными улицами. Разумеется, не исключены и другие варианты.шин и  своей маркой гарантирует высокое качество, для достижения которого наверняка понадобятся усилия обоих партнеров. Что касается многочисленного племени городских автобусов, здесь фишкой салона стали, несомненно, гибриды. Думаю, будет преувеличением говорить о  неизбежном  – и  тем более о скором – вытеснении ими привычных дизельных машин (последние, кстати, в Европе широко эксплуатируют на  природном газе, не  забывают и  про этанол). Однако тенденция очевидна: едва ли вспомню хоть один стенд солидной компании, где не красовался бы дизель-электрическийНа правах рекламы ГРУЗОВИКИ | BUSWORLD 2009низкопольный «горожанин». Большинство показанных моделей станут серийными в наступающем году, причем бельгийский «Ван Хул» громогласно заявляет, что уже заключил контракты более чем на 100 машин. Но  если успех почтенной фирмы в  ее родном, весьма небедном регионе вполне объясним, то  рывок польского «Солариса» стоит отметить особо. Компания, действующая на рынке автобусов всего 13 лет, не только преодолела в 2008 году психологически важный рубеж в  1000  экземпляров, продав 1037  машин. В  нынешнем году «Соларис» расширил производство, создалПремьера и гордость польской фирмы «Соларис» – городской автобус «Урбино-12 Гибрид». Двигатель «Камминс», 162 кВт/220 л.с., гибридная установка «Итон» с электромотором мощностью 44 кВт, литийионными батареями, подзаряжаемыми за счет рекуперации при торможении, а также системой «старт-стоп». Интересы людей с ограниченными возможностями – в центре внимания не только производителей автобусов, но и многочисленных поставщиков спецоборудования. Такими подъемниками для колясочников оборудован, в частности, турецкий школьный автобус «ВМС-Алиос».Минский автобусный представил единственный образец – городской низкопольный МАЗ-205 на 175 пассажиров. Оснащен двигателем «Мерседес-Бенц ОМ 926 LА» мощностью 240 кВт/326 л.с. (Евро V), что говорит о стремлении стать вровень с ведущими автобусными фирмами Европы.192 За рулем 12/2009 на  двух своих заводах 100  новых рабочих мест. К  слову, доля экспорта в  объеме его продаж составляет непостижимые для российского ума 86 процентов! Как тут не согласиться, что кризис несет беду одним и дает отличный шанс к развитию другим. Надо сказать, в  мире автобусов, в  отличие от  легкового автопрома, не  педалируют тему экономических трудностей, спада и т. п. Возможно, уверенность многим компаниям придают крупные долгосрочные заказы. Характерно,Прицепы к автобусам запретили в Европе лет сорок назад. Нынче запрет снят, чем воспользовалась немецкая фирма «Гёппель». Состав среднего размера «Миди» вмещает до полутора сотен, а «Макси» – до 190 пассажиров. Тягачами служат различные модификации автобуса «НЕОМАН-Лайонс Сити». Когда пассажиропоток спадает, прицеп остается в парке – экономия топлива налицо. В дополнение к мостам портального типа для городских низкопольных автобусов немецкая фирма «Цанрадфабрик» (ZF) предлагает свою версию электрического привода: мотор-колесо, объединенное с планетарным ступичным редуктором.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | BUSWORLD 2009Двухпалубные автобусы-даблдеккеры и на выставке, и тем более на улицах привлекают особое внимание. «Браво-1», построенный в Испании фирмой «Карросериас айатс» для США, вмещает 83 сидящих пассажира. Bпечатляют высота машины (4,25 м) и ее масса (22 250 кг). Дизель «Камминс-SI 07», 340 л.с., коробка передач «Фойт-D864.5».что территорию выставочного комплекса гостеприимные устроители расширили на  10  000  м², дав приют заметно большему, чем раньше, числу экспонатов. Особенно привольно расположились турецкие фирмы ВМС, «Отокар», «Темса», чьи модельные программы не  уступают западноевропейским  – от  крошечных минибусов до трехосных высокопалубных «туристов». Заглядывая в пассажирские салоны, примеряясь к  местам водителей, беседуя с  асами автобусной отрасли, то  и  дело возвращался мыслями на  родину, где доживают свой век другие «неопланы», «скании» и  «сетры»  – с  20-летним трудовым стажем. Так хочется, чтобы современные автобусы побыстрее вытеснили их с наших дорог! Разумеется, для этого общественному транспорту требуется по  меньшей мере такое же внимание властей на всех уровнях, какое уделяется спасению легкового автопрома, или приход в  эту отрасль зарубежных компаний. Дождемся ли?..194 За рулем 12/2009На фирме «Классенаутомобиле», созданной в Германии выходцами из СССР, не только говорят по-русски, но и тонко чувствуют новорусский стиль. Бар украшает шикарный интерьер автобуса на базе «МерседесаСпринтер», а сиденья раскладываются, образуя постель.