208
209
210
СПОРТФОРМУЛА 1Куда дунет регламентНи в  одном виде спорта правила не  меняются так часто, как в формуле 1. Размер и вес футбольного мяча, например, все те  же с  1937-го. А  в  автогонках каждый год что-то переиначивают, подчас радикально, иногда абсурдно  – шины с  канавками, квалификация с  полными баками… Понятно, начиная с  середины 90-х ФИА пытается спровоцировать сюжет пооригинальнее: слишком затянувшееся противостояние двух великих старожилов  – «Феррари» и  «Мак-Ларена»  – на пользу чемпионату как шоу не идет. С одной стороны, все честно, правила ведь одинаковы для всех, с  другой  – действия ФИА весьма противоречивы: ратуя за  снижение расходов, постоянными изменениями регламен-та федерация вынуждает команды увеличивать траты на  разработку машин. Количество тестовых дней и километров сведено к  минимуму, но  оттого все больше становится «инженерочасов» в лабораториях и за компьютерами. А  как иначе совершенствовать аэродинамику машин, если пребывание в  аэродинамической трубе лимитировано? Ту  же систему KERS, чья польза по-прежнему неочевидна, лишь две команды использовали постоянно. В  большинстве своем участники, уже потратившись на  создание и  испытания KERS, решили энергию торможений не рекуперировать. Регламент, написанный для сезона-2009, обманул прежде всего главных фаворитов и  обернулся для  них провалом сезона. Третье и  четвертоеместа да еще более чем двукратное отставание по  очкам  – совсем не  то, на что рассчитывали «Феррари» и «МакЛарен». Успеха добились совсем молодые команды: «Ред Булл» в чемпионате мира всего пятый год, «Браун GP» вообще дебютант! И  легко установить, что мощность двигателей в современной формуле 1 практически не играет роли: «Браун» использовал такие  же моторы, как и  «Мак-Ларен», а  «Ред Булл» одержал шесть побед с  моторами «Рено». При  этом сама команда «Рено», мягко говоря, не  блистала. Ключи к успеху – наивысшая прижимная сила в  поворотах (заслуга продуманной аэродинамики) и удачно подобранный общий баланс автомобиля. Волей-неволей вспомнишь, кто создал две самые быстрые машины208 За рулем 12/2009 Восхищаясь гонщиками-победителями, не забывайте помянуть добрым словом тех, кто создал их автомобили. Техника всему голова в чемпионате мира, считает Максим Вольнов.минувшего чемпионата. К  «браунам» руки приложил бывший технический директор «Феррари» Росс Браун, построивший все чемпионские машины Михаэлю Шумахеру, «ред буллы» настроил на  победы бывший шефконструктор «Мак-Ларена», признанный специалист по  аэродинамике Эдриан Ньюи, которому двумя титулами обязан Мика Хаккинен. Благодаря новому регламенту публика получила уникальный чемпионат: на подиуме побывали представители восьми команд! Трудно припомнить, когда случалось нечто подобное. Да  и  случалось  ли вообще? Однако победы одержали лишь четыре команды  – вполне в  традициях формулы  1, а  новоиспеченный чемпион мира провел сезон далеко не  в  пол-Возможно, добиться большего «Ред Буллу» помешал именно мотор «Рено» – он уступает в мощности лучшим образцам.Кризис в формуле 1 проявлялся странно: «Хонда» и БМВ по финансовым причинам из чемпионата ушли, а в Абу-Даби построили небывало роскошную трассу.За рулем 12/2009 209 СПОРТ | ФОРМУЛА 1Во второй половине прошедшего чемпионата «Мак-Ларен» ощутимо прибавил: пять подиумов, две победы. Но было слишком поздно.РЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ 1 14-й этап, Гран-при Сингапура 1. Л. Хамильтон (Великобритания, «Мак-Ларен-Мерседес») 1:56.06,337 2. Т. Глок (Германия, «Тойота») 0.09,6 3. Ф. Алонсо (Испания, «Рено») 0.16.6 4. С. Феттель (Германия, «Ред Булл-Рено») 0.20,2 5. Дж. Баттон (Великобритания, «Браун-Мерседес») 0.30,0 6. Р. Баррикелло (Бразилия, «Браун-Мерседес») 0.31,8 7. Х. Ковалайнен (Финляндия, «Мак-Ларен-Мерседес») 0.36,1 8. Р. Кубица (Польша, «БМВ Заубер») 0.55,0 15-й этап, Гран-при Японии 1. С. Феттель 1:28.20,443 2. Я. Трулли (Италия, «Тойота») 0.04,8 3. Л. Хамильтон 0.06,4 4. К. Райкконен (Финляндия, «Феррари») 0.07,9 5. Н. Росберг (Германия, «Вильямс-Тойота») 0.08,7 6. Н. Хайдфельд (Германия, «БМВ Заубер») 0.09,5 7. Р. Баррикелло 0.10,6 8. Дж. Баттон 0.11,4 16-й этап, Гран-при Бразилии 1. М. Уэббер (Австралия, «Ред Булл-Рено») 2. Р. Кубица 3. Л. Хамильтон 4. С. Феттель 5. Дж. Баттон 6. К. Райкконен 7. С. Буэми (Швейцария, «Торо Россо-Феррари») 8. Р. Баррикелло 17-й этап, Гран-при Абу-Даби 1. С. Феттель 2. М. Уэббер 3. Дж. Баттон 4. Р. Баррикелло 5. Н. Хайдфельд 6. К. Кобаяши (Япония, «Тойота») 7. Я. Трулли 8. С. Буэми Итоги Пилоты 1. Дж. Баттон 2. С. Феттель 3. Р. Баррикелло 4. М. Уэббер 5. Л. Хамильтон 6. К. Райкконен 7. Н. Росберг 8. Я. Трулли 9. Ф. Алонсо 10. Т. Глок Команды 1. «Браун GP» 2. «Ред Булл» 3. «Мак-Ларен» 4. «Феррари» 5. «Тойота» 6. «БМВ Заубер» 95 84 77 69,5 49 48 34,5 32,5 26 24 172 153,5 71 70 59,5 36ную силу. Не скажешь, что до Гран-при Германии победы давались Дженсону Баттону ценой нечеловеческих усилий, – настолько превосходна была машина. А начиная с этого Гран-при британец в  ходе гонок старался исключить всякий риск и  полностью отдал инициативу партнеру по  команде Рубенсу Баррикелло. Турнирная ситуация позволяла: перевес в 30 очков над ближайшим соперником из другой команды. Лишь в  концовке Дженсон перестал сачковать и  выдал две убедительные гонки: его обгоны в Бразилии и  атака на  Марка Уэббера на  последнем круге в  Абу-Даби запомнились! А если бы Баттон так ехал везде? Винить Дженсона не  в  чем  – он провел сезон почти идеально: 16  финишей в  очковой зоне, ни  одной поломки и лишь один сход из-за аварии на  стартовом круге в  Бельгии. Виноваты, видимо, сами правила чемпионата мира. Вряд  ли кто-то из  пилотов хотя  бы одну гонку от  старта до  финиша проехал в  полную силу  – в  том сейчас просто нет нужды. Медленная машина все равно не опередит быструю (да и наоборот – далеко не всегда), а  большинство обгонов происхо-дит в  зоне пит-стопов. В  этом, наверное, главный обман современной формулы  1: по  итогам каждого сезона мы узнаем не  лучшего гонщика, а  гонщика, ехавшего на  лучшей машине. Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо лучше или хуже Дженсона Баттона? Только не  пытайтесь судить по  таблице очков  – испанец не  настолько безнадежен! Есть лишь один способ узнать истину – посадить всех пилотов на  одинаковые машины. Но  тогда это будет уже не  формула  1. А  построить разные и  при этом примерно равные машины не  удавалось ни  при одном регламенте, даже в  самые консервативные времена. Сумеет  ли Баттон в  будущем году защитить титул? Это опять-таки вопрос к  регламенту сезона-2010, в  котором вновь немало значимых изменений. Чего стоит один только отказ от дозаправок в ходе гонки! Впрочем, детали анализировать рановато. Не исключено, что до весны регламент существенно отредактируют: Макса Мосли, одного из его авторов, на посту президента ФИА два месяца назад сменил Жан Тодт  – бывший спортивный директор… «Феррари».1:32.23,081 0.07,6 0.18,9 0.19,6 0.29,0 0.33,3 0.35,9 0.45,4 1:34.03,414 0.17,8 0.18,4 0.22,7 0.26,2 0.28,3 0.34,3 0.41,2Одна из последних дозаправок в исполнении «Рено». В будущем году этих шлангов мы не увидим. И такой толкучки на пит-лайне – тоже. У Себастьяна Феттеля еще один сезон в запасе, чтобы реализовать возможность стать самым молодым чемпионом мира. Пока им остается Льюис Хамильтон.210 За рулем 12/2009