222
223
224
225
226
ТЮНИНГAUDI S3, SEAT LEON CUPRAПолный – вперед!Передний или полный? На скользком покрытии полноприводная трансмиссия предпочтительней. А на асфальте? Теплые зимы и чистые дороги натолкнули Вадима Никишева на мысль о тесте заряженных автомобилей. Запечатлел их Георгий Садков.222 За рулем 12/2009 Не  так давно инженеры утверждали: 220–240  л.с.  – это порог мощности, за  которым передний привод уже не  в  состоянии реализовать потенциал мотора. Однако такие автомобили, как «Мазда-3 MPS» (260  л.с.), «Додж-Калибр SRT4» (295  л.с.), а  теперь и  300-сильный «ФордФокус  RS» доказали, что двух ведущих колес вполне достаточно, чтобы машина уверенно разгонялась и по-спортивному управлялась на асфальте. Снежное, ледяное, гравийное покрытия автоматически выводят в  лидеры полноприводные версии. Но, может, и на асфальте они предпочтительнее?СОПОСТАВИМЫЕ ВЕЛИЧИНЫДля сравнения мы подобрали машины мощностью 250  л.с. из  гольфкласса. «Ауди-S3» с  255 «лошадка-ми» немного выше этой планки, а  240-сильный «СЕАТ-Леон Купра» чуть до нее не дотягивает. Но  разницу в  мощности компенсирует близкое техническое родство участниц: обе построены на  фольксвагеновской платформе PQ35, а  следовательно, с  общим шасси. Естественно, они отличаются амортизаторами, пружинами и  стабилизаторами, но  кинематика подвесок у обеих одинакова – даже внешне о родстве свидетельствуют колеса с шинами одинаковой размерности 225/40R18. То же ис двигателями: у того и другого автомобиля 2-литровый турбомотор с  непосредственным впрыском, но с разным давлением наддува и  прошивками контроллера. Так что основное различие  – тип привода: передний со свободным дифференциалом на  «Леоне» и  полный с  муфтой «Халдекс» между осями на S3.Если  бы в  Россию начали завозить «Ауди»-«эску» с  момента появления модели (ей уже три года), то  и  коробки передач были  бы одинаковые. Сначала спортивная «трешка» комплектовалась исключительно шестиступенчатой механикой, а  кузов был только трехдверным. Но пока специалисты решали, можно  ли питать спорткар российским 98-м бензином, многое изменилось. Новый ярко-оранжевый хэтчбек – о чудо! – пятидверный, а круглый набалдашник рычага коробки не  должен вводить в  заблуждение: он венчает селектор коробки DSG. Сожалеть не  о  чем: представители целевой аудитории «Ауди» априори предпочитают пользоваться двумя педалями, то бишь машиной с роботом в трансмиссии, а  по  «скорострельности» он даст фору даже самому многоопытному за рычагом механики.За рулем 12/2009 223 ТЮНИНГ | AUDI S3, SEAT LEON CUPRA«СЕАТ-Леон Купра» обладает большей тягой на низах по сравнению с «Ауди-S3» – сказывается меньшая степень форсировки аналогичного двигателя.На  качестве интерьеров и  оснащения не  будем зацикливаться: «Ауди»  – это «Ауди», а  СЕАТ  – это СЕАТ («немец» в  полтора раза дороже и богаче), тем более что нас в  первую очередь волнуют ездовые повадки автомобилей. Автодром «Смоленское кольцо» встретил нас едва остывшим асфальтом: накануне трассу наконец закольцевали. И пусть покрытие здесь пока так называемое технологическое (финишный слой уложат после зимы)  – появилась возможность самыми первыми проехать всю трассу. От  одной мысли, что ты первооткрыватель, на лбу выступает испарина. Или  это капли дождя? Небесная канСЕКУНДНОЕ ДЕЛОцелярия решила испытать нас самих – покрыла асфальт влажной пленкой. Пилотов это не расстроило. Что может смутить участника Еврокубка «СЕАТЛеон» Олега Петрикова, выступающего за Team Russia? Да и редактор ЗР Максим Гомянин заработал свой спортивный разряд преимущественно на мокрых картинговых трассах. –  Кто  же придумал такое сцепление!.. – ворчит Петриков на длинноходную педаль в СЕАТе. Но он­то прекрасно знает, что такова особенность всех авто концерна «Фольксваген». Непонятно только, почему хотя бы для спортивных версий привод не  модернизируют. Вот на гоночных «леонах» стоит «преселективный» робот, которым пилот командует с  помощью лепестков на  руле. Но  пока прелестями этой коробки наслаждается Гомянин – он вслед за нами (автор подсел в  машину к  Петрикову) изучает трассу на «Ауди». Конфигурация автодрома незнакома, Петриков траектории в  поворотах только нащупывает; поначалу ошибки неибежны – и  система стабилизации СЕАТа частенько вступает в  действие, то и дело помаргивая контрольной лампой. – Смотри­ка, «Ауди» нас догоняет!  – бросает взгляд в  зеркало Петриков. Вот те  на! Неужели монопривод СЕАТа настолько проигрывает полному на  «Ауди», что даже мастер спорта не  в  состоянии уехать от  перворазрядника?! Нет, просто Олег выполняет вдвое большую работу, нежели преследователь: лидер пристреливается к трассе, а Макс подсматривает траекВ меру острый руль, четкий механизм выбора передач… Будь покороче ход педали сцепления – эргономику признали бы образцовой. Родство платформ конкурентов выдают колеса с идентичными параметрами, дизайн дисков также схож. Но шины разных марок: «Пирелли» на трассе сдались раньше.224 За рулем 12/2009 Пилоты гоночных «леонов» тормозят левой ногой. Проделывать это на «Ауди» тоже несложно: спасибо тугому приводу. До S3 не добрались хитроумные способы управления бортсистемами типа MMI – все по старинке. Эту машину с претензией на спорт простота красит.тории и  держится в  темпе ведущего. Но  стоило Петрикову прибавить, как Гомянин промазал в  двух поворотах и благоразумно сбросил скорость... Теперь можно включить секундомер и  зафиксировать, на  что способен СЕАТ в  руках профессионала. Первый зачетный круг прошел попрежнему под контролем электроники. Она не грешит диктаторской навязчивостью и допускает разумные скольжения (подробнее об  этом  – в  отчете о зимнем тесте «Купры»: ЗР, 2009, № 3). Более того, убережет от  грубых ошибок, если за  рулем новичок: когда передняя ось скользит под тягой, подача топлива уменьшается,  – и  в  конечном счете не даст улететь с трассы. Если же водитель действует грамотно, прикрывая газ, то  система старается помочьему: выборочно подтормаживает колеса и  доворачивает автомобиль в  вираж. Петриков в  тандеме с  электроникой проехал круг за  2  минуты 12,1  секунды и пошел на второй – на этот раз без ее услуг. – Олег, по твоим ощущениям, хватает мощности мотора?  – поинтересовался я, когда на старт-финишной прямой стрелка спидометра перевалила за отметку «160». – Вполне,  – отозвался Петриков, последовательно переходя с  пятой на вторую перед поворотом и вновь разгоняясь на  выходе.  – А  вот самоблокирующийся дифференциал определенно не  помешал  бы  – смотри, как буксует разгруженное колесо! Сеатовцы утверждают, что на  самой мощной «Купре R» в 265 сил есть его электрон-ная имитация. Но пока сам не опробую, пресс-релизам до конца не поверю. Второй круг  – 2  минуты 11,4  секунды! Быстрее, но современные электронные ассистенты все-таки мешают опытному пилоту. Олег сетует и на работу антиблокировочной системы: – Ты видел,  а? Когда понижаешь передачи на  торможении, ни  с  того ни с сего начинает работать АBS. А я же чувствую, что запас по сцеплению есть! Ну что, попробуем еще быстрее? Не  получится: после нескольких ознакомительных кругов шины «Пирелли» прогрелись, а  уже на  третьем боевом «поплыли»! На  полсекунды хуже, чем первый круг с системой стабилизации. Может, виновато покрытие? Пусть шины и  тормоза остынут  – пересядем в «Ауди-S3».И внешность «Ауди-S3» более сдержанна, и ездовые повадки таковы же. Это быстрый, комфортный и надежный в управлении автомобиль.За рулем 12/2009 225 ТЮНИНГ | AUDI S3, SEAT LEON CUPRA«СЕАТ-Леон Купра» уступил «Ауди-S3» почти 2,5 секунды с круга. Погода сыграла на руку полноприводному «немцу».Олег ПЕТРИКОВ, мастер спорта, пилот команды Team Russia: – Очень интересен «Леон Купра». Мощности мотора для гражданского автомобиля хватает за глаза даже на гоночной трассе, а установи на него гоночные слики – и перегрузки будут вполне боевыми. Управляемость хороша, шасси сбалансировано. Под тягой передок сползает наружу, но это свойство переднеприводной компоновки. А вот если прокатывать поворот на ровном газе, то поворачиваемость, пожалуй, близка к нейтральной: прибавил – траектория распрямляется, прикрыл – с легким скольжением задней оси «Леон» уверенно входит в поворот. Любопытно: «Ауди-S3» ведет себя точно так же! Я ожидал, что межосевая муфта позволит активнее пользоваться преимуществами полного привода, однако попытки ускориться пораньше приводят опятьтаки к сносу передка. Задняя ось не меняет характера управляемости, а лишь позволяет интенсивнее разгоняться после прохождения поворота.Максим ГОМЯНИН, 1-й разряд по автоспорту, редактор «За рулем»: – Несмотря на некоторое техническое сходство, автомобили различаются характерами. Яркожелтый «Леон» – как горячий юноша: амбициозный и где-то резкий, он с ходу готов ввязаться в гоночную драку. «Ауди» рассудителен, сдержанно наблюдает за безудержностью юности. Трудно выбрать явного фаворита из этих двоих, но все же СЕАТ вызвал больше симпатий. По нескольким причинам: более острый руль, четкий механизм шестиступенчатой коробки, хорошо развитая боковая поддержка сидений (почти как в гоночных «ковшах»). Автоматическая коробка «Ауди» все делает за водителя, а в «испанце» приходится работать, не надеясь на помощника. Так ведь интереснее! И если, скажем, ошибся на переключении, сам виноват. В общем, азарт и горячность «испанца» мне ближе рассудительности «немца».Разгон с  места  – смесь восхищения и  разочарования. Да,  эта машина быстрее: на  старте полный привод держится за  мокрый асфальт так цепко, будто тот сухой. Мгновенные смены передач воспринимаются на  слух, а  не  по  знакопеременным нагрузкам. Но именно это вкупе с хорошей шумоизоляцией отстраняет тебя от  процесса управления. «Гашетку» в пол – и понеслись, знай себе рули! Руль, кстати, необычной формы  – со скошенными гранями. Все бы ничего, но в первой же шпильке Олег напрягся: этот штурвал приходится крутить на гораздо большие углы, чем леоновский, вплоть до перехватов. Зато «открываться» на выходе из поворота можно смело: полный привод уверенно разгоняет машину. И первое зафиксированное время со страхующей электроникой разом перекрывает достижение «Леона»: 2 минуты 10,2 секунды! Отключаем ее – и сливаем три десятых… – Вот увидишь: следующий будет лучшим, – обещает Олег, уходя на очередной круг. Точно: 2 минуты 9 секунд! Шины. Оказалось, что в этих условиях резина «Бриджстоун-Потенца» по  мере прогрева обеспечивает лучшее сцепление. Но  даже переставь мы колеса, на  итог это повлияло  бы несущественно. Конечно, «Ауди-S3» мощнее «Купры», а  робот тратит меньше времени на  переключения  – не  будем сбрасывать эти факторы со счетов. И все же разница результатов в 2,5 секунды с  круга красноречива: на  мокром асфальте кольцевой трассы переднему приводу не догнать полный. А на сухом? Дождемся весны.226 За рулем 12/2009