70
71
72
73
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЭКОНОМИЧНОСТЬЛитры в трех измеренияхОдни утверждают, что гибриды намного экономичнее прочих автомобилей, другие – что это хитрый маркетинговый ход для привлечения новых покупателей. Вооружившись мерной мензуркой, истину искал Максим Сачков. Фото Георгия Садкова.П70од капотами современных автомобилей прячутся двигатели трех типов: бензиновые и дизельные – наиболее массовые, а гибриды совсем зеленые (во всех смыслах), но быстро завоевывают место под солнцем. Последним прочат в недалеком будущем победу над конкурентами, ведь комбинированные установки выбрасывают меньшеЗа рулем 12/2009вредных газов в атмосферу и топливные аппетиты у них скромнее. Однако блицкрига не предвидится – рост продаж автомобилей, в которых ДВС дополнен электромотором, сдерживают высокие цены. Значит, еще долго бензиновые, дизельные и  гибридные модели будут мирно сосуществовать. А так  ли экономичны гибриды? Не ставлю под сомнение данные про-изводителей. Но  одно дело  – результаты стендовых испытаний, и совсем другое – данные о расходе топлива, полученные в эксплуатации. Ведь ситуация на дорогах сильно отличается от  той, что описана в  тестовых методиках. Решено: сводим в  поединке гибридный, бензиновый и  дизельный автомобили. А ПОДСУДЕН КТО?Идеальный вариант для  вынесения справедливых суждений  – сравнить разные двигатели, используя один агрегатоноситель. Или  хотя  бы найти все три модификации в  одном кузове. Но  такого разнообразия пока нет ни  в  одном модельном ряду, а  когда появится, то  модификации наверняка разведут по характеристикам, дабы не  создавать внутреннюю конкуренцию. Поэтому остается единственный вариант: подобрать модели, разные по происхождению, но близкие по техническим показателям. Для таких испытаний лучше всего подойдут полноразмерные вседорожники. Не  только потому, что это представители популярного в  России класса. У  таких машин хороший топливный аппетит, а  значит, и  разница в  расходах будет наиболее показательна. «Лексус-RX 450h» – пока единственный гибрид в  этом сегменте. Под  стать ему подбираем противников – со схожими мощностными и динамическими показателями, а  также снаряженной массой. Честь автомобилей с бензиновыми двигателями защищает «Ниссан-Мурано», со  стороны дизелей выступает БМВ-X5.Три автомобиля больше половины рабочего дня колесили друг за другом по Садовому кольцу.Lexus RX 450hЯпонский гибрид достоин называться последним словом техники. Почти все в нем заслуживает особого внимания – от бензинового двигателя, работающего по экономичному циклу Аткинсона, до хитрой системы, использующей тепло выхлопных газов для быстрого прогрева мотора. И, конечно, поражает безупречная работа гибридной установки, четко и быстро распределяющей обязанности между двигателем внутреннего сгорания и электромоторами. ДВИГАТЕЛЬ: гибридная силовая установка – 3,5-литровый бензиновый двигатель (183 кВт/249 л.с.) и два электромотора (123 и 50 кВт). Мощность – 220 кBт/299 л.с. РАЗГОН ДО 100 КМ/Ч: 7,8 с. СНАРЯЖЕННАЯ/ПОЛНАЯ МАССА – 2110/2700 кг.BMW X5 xDrive 3,0dДизели БМВ всегда отличались завидными мощностными характеристиками, передовыми технологиями и материалами; 3-литровый дизель с алюминиевым блоком, установленный на модели X5, готов потягаться со многими бензиновыми моторами. Топливо в цилиндры под давлением 1600 бар подает система «коммон рейл» последнего поколения, а воздух сжимает компрессор с регулируемой производительностью. ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, 3,0 л, 173 кBт/235 л.с. РАЗГОН ДО 100 КМ/Ч: 8,1 с. СНАРЯЖЕННАЯ/ПОЛНАЯ МАССА – 2075/2755 кг.Nissan Murano 3,5i3,5-литровая «шестерка» «Мурано» – пример высокотехнологичного бензинового двигателя. Для снижения массы головка и блок цилиндров отлиты из алюминиевых сплавов, применены полые распредвалы и кованый коленвал, впускной коллектор изготовлен из невесомого композитного материала. Улучшить характеристики двигателя призваны системы, регулирующие длину впускного канала и фазы газораспределения. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, 3,5 л, 183 кBт/249 л.с. РАЗГОН ДО 100 КМ/Ч: 8,0 с. СНАРЯЖЕННАЯ/ПОЛНАЯ МАССА – 1920/2380 кг.ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАЗа рулем 12/200971 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ ЭКОНОМИЧНОСТЬМаршрут включает в  себя несколько кругов по московскому Садовому кольцу. Автомобили едут друг за другом, вместе стоят в  пробках, с  одинаковой скоростью проскакивают свободные участки. Чтобы исключить особенности стиля езды, водители по ходу теста меняются машинами. На финише заливаем баки под пробку и фиксируем показания.НА ТЕСТОВОМ КОЛЬЦЕСтарт – двигатели пущены. Из-под капотов БМВ и «Ниссана» доносится недовольное урчание непрогретых моторов. «Лексус», выждав театральную паузу, «заговорил», лишь когда процессия тронулась  – видимо, за  эти несколько секунд гибрид сэкономил немного топлива. Подтверждение получим на финише.РАСХОД ТОПЛИВАМодельДанные производителей, л/100 км: городской цикл загородный цикл смешанный цикл Результаты замеров ЗР, л/100 км*Lexus RX 450h6,6 6,0 6,3 10,9BMW X5 xDrive 3,0d11,3 7,2 8,7 17,1Nissan Murano 3,5i14,9 8,9 10,9 18,4*Результаты замеров ЗР отличны от заводских, поскольку проведены в реальных условиях города с многочисленными пробками.Для замеров количества топлива использовали мензурку с ценой деления 100 мг.Утренний поток уже рассосался – Садовое кольцо «летит». Лишь редкие и кратковременные торможения у светофоров портят показатели идеальной для  столицы средней скорости. Кстати, RX  450h потихоньку наращивает преимущество  – глушит двигатель на  каждой остановке, не  выбрасывая понапрасну топливо в выхлопную трубу. Противникам нечего противопоставить – системы «старт-стоп», выключающей мотор на  холостом ходу, пока нет ни на «Мурано», ни на Х5. После обеда не  только люди, но  и  движение становится ленивее. На  очередной круг автомобили тратят почти вдвое больше времени  – светофоры проезжают за несколько циклов, плетутся черепашьим шагом перед многочисленными сужениями проезжей части. В  таких режимах гибрид почти все время едет на  электромоторе  – заряда батарей вполне хватает, чтобы потолкаться в  затяжной пробке. Лишь изредка и ненадолго включается двигатель внутреннего сгорания – подзарядить аккумуляторы. А если затор непродолжительный, то помощь бензинового двигателя и вовсе не требуется: несколько ускорений и  торможений  – и  батареи вновь полные. Зато  моторам БМВ и  «Ниссана» пришлось работать без  отдыха. И  хотя стрелки тахометров не  поднимались выше 2000 об/мин, топлива за несколько часов простоя они сожгли немало.С МЕНЗУРКОЙ И КАЛЬКУЛЯТОРОМСтоп, машины! Городской марафон протяженностью 80  км автомобили преодолели ровно за 3,5 ч, средняя скорость составила 22,9  км/ч. Теперь переходим к  самому интересному  – мерная мензурка расставит соперников по местам.Маршрутным компьютерам решили не доверять – количество израсходованного топлива вычисляли, доливая баки до полного.72За рулем 12/2009 В лидерстве «Лексуса» сомнений не  было, однако результаты удивили. В реальных городских условиях гибрид экономичнее дизельного соперника на 37%, а бензинового – на 41%. Вполне вероятно, преимущество новичка перед бывалыми оказалось бы не столь велико, проходи тест за пределами мегаполиса. Но будем объективны: в ближайшем Подмосковье да ив окрестностях других крупных городов заторов ничуть не меньше, чем в центре. Любопытно пересчитать сэкономленные литры в  деньги. При  нынешних ценах (А95  стоит в  столице примерно 24  рубля за  литр) бензиновый вседорожник за каждые 100 км пробега съедает на  180  рублей больше, чем гибридный автомобиль, а  дизель из-за более низкой стоимости солярки (в среднем 20 рублей за литр) – на 80 рублей. Весомо даже для состоятельных автомобилистов. Но… Владельцы бензиновых и  дизельных вседорожников! Не  спешите избавляться от  своих автомобилей и  бежать за гибридами – дочитайте до конца. Современные гибридные модели и  правда существенно экономичнее собратьев с  традиционными двигателями, но  не  забывайте, что они и  значительно дороже. И  разницу в  цене вряд ли удастся отбить, экономя на заправках. К тому же частые пуски «гибридного» мотора означают повышенный износ. Будет ли ресурс такого двигателя, как у обычного? Не придется ли тратиться больше из-за ремонта? И уж тем более не спешите менять любимый БМВ и «Ниссан» на «Лексус». Цель этого теста  – сравнить не  конкретные модели, а  скорее представителей трех разных направлений. Гибридные версии скоро появятся и  у  БМВ, и у «Ниссана». Похоже, гибридное движение в  ближайшее время станет массовым, а значит, цены на такие автомобили упадут. И  тогда машину с  двигателем внутреннего сгорания и электромотором будут рассматривать как практичное средство передвижения.БЕЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙУточнение к материалу «Европейского нам не надо» (ЗР, 2009, № 9). Как оказалось, не только испытатели ЗР, но и технические специалисты российского представительства «Шкоды», у которых мы консультировались, до поры заблуждались насчет особенностей маркировки пружин в подвесках «Октавии» –К концу рабочего дня автомобили дольше стояли в пробках, нежели ехали. Средние скорости на первом и последнем кругах отличались более чем вдвое.В современном городе разница в расходе топлива между бензиновым и дизельным автомобилями несущественна. Преимущество гибрида – безоговорочное.«европейской» и адаптированной к условиям России. Теперь выяснили. На заводе пружины маркируются в соответствии с жесткостью цветными метками (от одной до шести). Возможны и метки разных цветов (синяя, оранжевая, белая). Но все это связано не с «европейской» или «российской» настройками подвесок, а лишь с осо-бенностями комплектации машин – разными силовыми агрегатами. Так называемые пакеты для плохих дорог (читай: российских) как-то специально не маркируют – комплекты пружин с определенной жесткостью подбирают из существующих. Приносим читателям извинения за невольно допущенную неточность.За рулем 12/200973