152
153
154
155
156
158
МАСЛА 5W-40КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАВосемь премиум-синтетиккласса 5W-40 отправилив «дальний автопробег»Михаил Колодочкини профессор кафедры ДВССанкт-ПетербургскогополитехническогоуниверситетаАлександр Шабанов.ЭЛИТАВ ЦИЛИНДРАХКак долго может ходить дви­гатель без смены моторногомасла? В сервисных книжкахсовременных автомобилейуказан интервал ТО с заменоймасла 15 000–20 000 км.А производители синтетикчасто увеличивают заявленныйресурс еще на десяток тысяч кило­метров.Насколько обоснованны такиецифры? Не навредит ли «долгожи­тель» мотору? Проверим на прак­тике.ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ И АЗИЮ15 000 км – это очень далеко! При­мерно как от Лиссабона до Вла­дивостока. Брать в такой пробегканистру масла на замену илидостаточно литра на доливку?Вместо красот Европы и просто­ров Азии будем лицезреть стеныиспытательного бокса: там своипрелести... А «поедут» сразу дваодинаковых движка – впрысковыевазовские восьмиклапанники.Только так обеспечим проверя­емым маслам идентичные условияработы в течение всего «пробега».Чтобы приблизить вазовские «вось­мерки» к моторам посовременнее,повысили на единичку степень сжа­тия и добавили систему масляногоохлаждения поршней.На испытания взяли так назы­ваемые полные синтетики классавязкости 5W-40, причем самыхраскрученных брендов: Castrol(«Кастрол»), Shell («Шелл»),Mobil («Мобил»), Esso («Эссо»),BP («Би-Пи»), elf («Эльф»), Total(«Тоталь») и ZIC («Зик»). Такой152 За рулем 12/2012152-156.158(2X1_3V)_Maslo 2012.indd 15206.11.2012 16:31:30 На правах рекламы  Вот это – отложения, которые оцениваются в 0,5 балла по нашей шкале.  А это – полтора балла высокотемпературных отложений.набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейской классификации все выбранныемасла относятся к высокой группе качества – А3/В3/В4. По классам качестваAPI распределение такое: большинствомасел – SM/CF, «Кастрол» – SN/CF,остальные – SL/CF. На фото и в таблицах исследуемые масла расставленыпо алфавиту.Как обычно, масла закупили в профильных магазинах двух столиц. Насждал длинный «забег» продолжительностью почти в полгода. Такого мы ещене делали....свой закончили поход. Остатки всехмасел слиты в канистры, моторы разобраны, обмеры и снимки сделаны.Пришло время отвечать на поставленные вопросы. Интересно, что обошлось без промежуточных доливокмасла – четырех литров начальнойзаправки хватило каждому из восьмиучастников. Но расход масла оказалсяразным. Меньше всего – у масел «Зик»и «Кастрол»: моторы съели их всегопо 0,6–0,7 л. Другие же масла далирезультаты от 1,2 до 1,5 л, то есть,с учетом грубости метода измерения(на слив), практически одинаковые.Все образцы после слива быличерненькие и страшненькие – еще бы,столько отпахать! А вот насколькоизменились их основные физикохимические параметры? Общеизвестные тенденции подтвердились: вязкость всех масел сначала падает, потомрастет, щелочное число уменьшается,а кислотное – повышается. По изменению щелочного числа и содержанияактивных элементов все масла отработали хорошо: браковочных показателейне дало ни одно. Это значит, что всепроизводители используют высококачественные пакеты присадок. Впрочем,это неудивительно: производителейприсадок можно по пальцам перечесть,это серьезные специализированныефирмы.А вот по вязкости картина другая.Сравните: у корейского масла «Зик»изменение вязкости за «15 000 км пробега» практически не вышло за пределы погрешности измерений. А вот«Эссо» под конец «пробега», где-то уже«в Сибири», вылезло за допускаемыеклассом SAE пределы изменения вязкости. Мотор это, конечно, не убило,  Сравнение энергосберегающего эффектаиспытуемых масел и способности повышатьмощность двигателя. Все масла свежие,только что из канистры, а в качестве базы,то есть исходной планки отсчета, – простенькая минералка 10W-40 класса API SJ.  А вот так ухудшились показатели экономичности и мощности моторов, когда масла«постарели». Тут база для каждого масла –такое же, только свежее. Скажете, 4,5% ростарасхода топлива – немного? Но учтите цены на топливо в Сибири и на Дальнем Востоке.И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ152-156.158(2X1_3V)_Maslo 2012.indd 15306.11.2012 16:31:35 | ЭКСПЕРТИЗАМАСЛА 5W-40BP Visco 5000Esso UltronКлассификация: SAE 5W-40, API SL/CF,ACEA A3/B3, A3/B4Допуски: VW 50200/50500, MB 229.1/229.3,BMW LL-98, PorscheОриентировочная цена: 1100 руб. за 4 лКлассификация: SAE 5W-40, API SM,ACEA A3/B3, A3/B4Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3,Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025,RN 0710Самая дешевая из всех испытанных синтетик. Цену свою оправдывает, пробегвыдержала. Но подошла достаточно близкок пределу ресурса. Большая высокотемпературная вязкость обеспечила место в группе лидеров по мощности двигателя.Ориентировочная цена: 1250 руб. за 4 лХороший баланс цены и качества.Довольно высокий темп старения.Уровень отложений немного выше,чем у лидеров по этому показателю.Недорогая синтетика высокой группы качества. Но это единственное масло, которое попросило замены под конец пробега, его вязкость вывалилась за пределы класса по SAE.Однако мотор это не убило. По остальнымбраковочным параметрам большие запасы.Цена. Хороший вариант для сезоннойэксплуатации с заменой маслапри переходе из зимы в лето и обратно.Неплохие моющие свойства и низкаясклонность к отложениям.Ресурс на фоне других синтетик оказался маловат.Castrol Magnatec C3elf Excellium NFMobil Super 3000Ориентировочная цена: 1380 руб. за 4 лКлассификация: SAE 5W-40, API SL/CF,ACEA A3/B4Допуски: VW 50200/50500, MB 229.3,Porsche A40Ориентировочная цена: 1380 руб. за 4 лКлассификация: SAE 5W-40, API SM/CFДопуски: VW 50200/50500, MB 229.3,Porsche A40, BMW LL-01, GM LL-B-025,RN 0710Это масло – самой высокой группы качествапо API, что подтвердилось испытаниями:и по защите, и по энергосберегающим функциям оно на первых строчках рейтингов.Старение его мы заметили, но до браковочных показателей еще очень далеко. Так что15 000 км пробега для него не предел.Одно из двух масел сравнительно скромнойгруппы качества по API – всего лишь SL.Однако принципиального ухудшения егосвойств по сравнению с маслами классомвыше (по API) мы не обнаружили. Болеетого, по ресурсным показателям elf явнопереиграл большинство из них.Самая дорогая синтетика из закупленных. Масло оказалось в группе лидеровпо всем основным показателям. И угораетмало, и моет хорошо, и с защитой моторавсе в порядке. Ресурсные показателина уровне.Малый расход на угар, хорошиезащитные и энергосберегающиесвойства.Хорошие ресурсные показатели,высокие моющие свойства.Классификация: SAE 5W-40, API SN/CF,ACEA A3/B3, A3/B4, C3Допуски: VW 50200/50500, BMW LL-04,MB 229.31, RN 0700/0710Невысокий результат по уровнюотложений.Логично ожидать лучшей защитыот износа. Да и дороговато.Ориентировочная цена: 1620 руб. за 4 лМалый расход на угар, хорошиемоющие свойства, неплохиересурсные показатели.Цена на фоне других масел слишкомвысока.154 За рулем 12/2012152-156.158(2X1_3V)_Maslo 2012.indd 15406.11.2012 16:31:38 Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF,ACEA A3/B3/B4Допуски: BMW LL-01, MB 229.5,VW 50200/50500, RN 0700/0710Ориентировочная цена: 1350 руб. за 4 лЕще один представитель группы лидеров,в которую попал по совокупности показанных результатов: хорошая моющая способность, замечательные защитные свойства,высокий ресурс. Масло за 15 000 км пахотыни на градус не изменило своей температуры застывания. Это признак оченьхорошей базы.Высокий ресурс, отличные защитныехарактеристики.По расходу масла показателине самые высокие.НЕ ВСЯКАЯ СИНТЕТИКАСПОСОБНА ПРОЙТИ МЕЖСЕРВИСНЫЙ ИНТЕРВАЛ.но заметно увеличило его прожорливость. Из других масел ближе всехк запретной границе подошло масло«Би-Пи». И изменение поведениямотора на контрольных замерах этоподтвердило.На правах рекламыShell Helix HX8ПОЛЕ ДОПУСКАС ресурсом разобрались. А чтопо остальным параметрам, особеннопо тем, которые анализируют автопроизводители при выдаче допусков?Основные показатели работы маселв моторах – уровень отложений, степень энергосбережения и защитыот износа – приведены в диаграммах.ZIC XQTotal Quartz 9000Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF,ACEA A3/B4Допуски: Peugеot Citroen B71 2296,VW 50200/50500, MB 229.3, Porsche A40,BMW LL-01, GM LL-B-025Ориентировочная цена: 1320 руб. за 4 лУ этого «француза» один из лучших показателей по ресурсу. Высокий показательвысокотемпературной вязкости вытащилего на первое место по мощностным показателям двигателя. Моет хорошо, но вотс угаром не все в порядке. И это тоже следствие значительной вязкости в зоне работыпоршневых колец.Хорошие мощностные показатели,низкий уровень отложений, высокийресурс.Большой расход на угар.152-156.158(2X1_3V)_Maslo 2012.indd 155Классификация: SAE 5W-40, API SM/CF,ACEA A3/B3/B4Допуски: MB 229.5, VW 50200/50500,VW 50301, BMW LL-01, PorscheОриентировочная цена: 1250 руб. за 4 лНа этом масле можно было бы развернуться во Владивостоке и безо всякихдоливок ехать обратно в Лиссабон.По всем параметрам оно существенноотличается от остальных. Температуразамерзания на 10–15 градусов ниже,чем у других. Металла в масле значительно, в некоторых случаях в разы,меньше. А это бесспорное подтверждение защитных свойств. И вязкостьмасла «во Владивостоке» оказаласьпрактически такой же, как«в Португалии».Лидер по большинству позиций,при этом цена очень умеренная.Как быть, если заливать в моторнадо не четыре, а три литра? Непрозрачная металлическая канистра заставит делать это наугад.06.11.2012 16:31:42 | ЭКСПЕРТИЗАМАСЛА 5W-40  Столько масла мы потеряли «на путиот Лиссабона до Владивостока».Все масла, как и подобает полнымсинтетикам высоких классов качества,проявили свои энергосберегающиефункции. Большой разницы междуними мы не обнаружили, но опятьпроявилась некая зависимость расхода топлива от высокотемпературнойЧТО И ЗАЧЕМПРОВЕРЯЛИМоторное масло – это канистра и нечто жидкое внутри,состоящее из базового маслаи пакета присадок. От последних как раз и зависят ресурсные характеристики масла.В процессе работы в двигателе масло контактируетс нагретыми поверхностямидеталей. Его пленка, оставляемая поршневыми кольцамина стенке цилиндра, греетсяот газов и подвергается большим контактным давлениям.Масло не любит контакта с картерными газами: оно насыщается продуктами неполногосгорания топлива, окисляясьи вбирая продукты износаи прочую грязь, образующуюсяпри работе двигателя.Главный показатель масла –вязкость. От нее напрямуюзависит если не всё, то многое:качество смазывания узловтрения, скорость изнашивания,потери на трение. А еще, косвенно, его расход на угар, токсичность отработавших газови даже температуры деталейдвигателя.Рабочая вязкость маслаформируется как свойствамибазового масла, так и количеством и параметрамиспециальных присадок – такназываемых загустителей.вязкости. Снова получается, что моторубольше нравится какая-то оптимальнаявязкость, любой отход от нее в меньшую или большую сторону приводитк ухудшению характеристик. И ближепрочих к этому оптимуму оказалисьмасла «Кастрол» и «Зик».Зато мощность мотора проситбольшей вязкости, и это понятно.В режимах максимальных нагрузокузлы трения находятся в наиболеежестких условиях, и тут масла с большой высокотемпературной вязкостьюобеспечивают им лучшее смазывание.Поэтому хоть малый, но все-такизаметный бонус получили моторы,работающие на маслах «Тоталь»,«Эльф» и «Би-Пи».Защита двигателя от износа определяется как вязкостно-температурнойхарактеристикой масла (его вязкостью при высоких температурах), таки качеством противоизносных компонентов. Чтобы оценить масло по этомуЭто полимеры, которые подциклическим воздействиемтемператур меняют свои свойства. Классическая картинаизменения вязкости такова:сначала она падает, потомначинает расти. Чрезмерноеснижение вязкости резкоувеличивает скорость износа,а ее рост заметно ухудшаетэкономичность двигателя и егопусковые свойства, повышаеттоксичность отработавшихгазов и угар масла.Диапазон допустимыхвязкостей масла для нашегокласса по SAE – от 12,5до 16,3 сСт. Поэтому первыйкритерий клинической смертимасла – выход его вязкостина какой-то стадии испытанийза пределы допустимогодиапазона.Важная функция масла –мыть двигатель и не пачкать его.За качество помывки отвечаютсоответствующие присадки,а способность не пачкать определяется стабильностью и качеством базового масла. Приняторазделять высокотемпературныеи низкотемпературные отложения. Первые образуются на боковых поверхностях поршней. Онинаиболее опасны, посколькумешают работать поршневымкольцам и могут привести к полной потере их подвижности,то есть к залеганию. А непо­движное кольцо уже не работает.  Высокотемпературные отложения оценивались баллами аналогично старому и известномуметоду ПЗВ – по цвету и количеству отложений.Чем красная полоска меньше, тем чище былпоршень.показателю, исследуем степень изношенности двигателя после идентичныхциклов испытаний. Минимальнаяпотеря массы вкладышей подшипниковИтог – компрессия падает. И дымана выхлопе – как на футбольномстадионе после забитого гола.Расход масла начинает резко приближаться к расходу топлива.А низкотемпературныеотложения? Они образуются и в масляном поддоне,и на стенках картера двигателя, и в зоне работы распределительных валов. Но самоехудшее – это скопление отложений в масляных каналах: онимогут закупориться.Моющая способность маслапо мере его работы падает –срабатываются моющие присадки. Отчасти это контролируется величиной щелочногочисла масла, а напрямую –уровнем сформированныхотложений после длительногоцикла испытаний.Масло, вбирая в себя в процессе работы продукты сгорания топлива, содержащие серу,оксиды азота и прочие «приятности», накапливает кислоты.Они нейтрализуются щелочными моющими присадкамилишь частично. А «кислое»масло становится агрессивным по отношению к мотору.Поэтому величина кислотногочисла масла также являетсяего браковочным показателем.В совсем запущенномслучае может произойтирасслоение масла – такназываемое выпадениепакета присадок. Они остаются в осадке, а по системесмазывания двигателяначинает гулять уже изряднопостаревшее базовое масло.Естественно, никакими функциональными свойствами,необходимыми мотору, ононе обладает. Это тоже признаксмерти масла.Все вышеизложенноеделает понятными принятые нами критерии окончания срока службы масла.1. Выход вязкости за пределыграниц, определяемыхклассом SAE.2. Резкое (более чем в двараза) падение щелочногочисла и резкое же возрастание кислотного.3. Выпадение пакета присадок, индуцируемое резкимизменением содержанияв масле активных компонентов – фосфора, цинка,кальция.Кроме того, оцениваем энергосберегающие функции масла,характеризующие уровеньпотерь на трение в двигателе,а также защитные функции,оцениваемые скоростямиизноса основных деталей.В принципе, это основныепараметры качества, которыеанализируются при допускемасла к использованию в конкретных типах двигателей.156 За рулем 12/2012152-156.158(2X1_3V)_Maslo 2012.indd 15606.11.2012 16:31:43 | ЭКСПЕРТИЗАМАСЛА 5W-40D  О чем говорит необходимость доливав межсервисный период – о несовершенстве двигателя, неверно подобранном масле или о технической неисправности мотора?Смотря какое масло и сколько доливаете.Расход масла неизбежен. Масляная пленка,оставляемая поршнем в цилиндре, греетсяот газов и испаряется (угар). Сколько маслаулетит в трубу, зависит от его свойств,режимов работы, температуры за бортом, степени изношенности двигателя.В инструкции к автомобилю чаще всегоприводят данные о штатном расходе масла,но они ориентировочные. Для большинствасовременных моторов вполне нормаленрасход до литра на 3000–4000 км спокойной городской езды. У некоторых машинштатный расход – до литра на 1000 км.Тут важен предлог «до». Вот если больше,добро пожаловать на сервис.частую замену – тысяч через восемьдесять. Масленщики, напротив, говорято 30 000 км. Что ж, наши испытанияпоказали: в подобных режимах «не всемасла одинаково полезны». То же«Эссо» после финишной ленточки фактически свалилось без сил, а вот «Зик»выдержал бы и обратную дорогу.Рекомендации ЗР таковы. Длясвежих машин, эксплуатирующихсяв теплое время года, можно смело руководствоваться полученными результатами. А вот по мере износа мотора, каки при активной зимней эксплуатации,масло нужно менять чаще. То же касается случаев, когда пробеги измеряются не столько километрами, сколькомногочасовыми пробками. Этому мыпосвятим отдельный материал. ИЗМЕНЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ВЯЗКОСТИ ПРОБ МОТОРНЫХ МАСЕЛна разных стадиях испытанийМарка маслаBP Visco 5000коленчатого вала и поршневых колец,с учетом погрешности метода, оказалась у двигателей, работавших на маслах «Шелл», «Зик» и «Кастрол». Косвенно эти параметры подтверждаютсяанализом данных о содержании продуктов износа в образцах масел, отобранных по окончании испытаний. И здесьлидеры те же, причем у «корейца»«Зик» металла нашлось существенноменьше, чем в других маслах.Высокотемпературные отложения масел исследовали по налетуна боковых поверхностях поршней.Баллы выставляли эксперты, сравнивая полученные отложения со специальной шкалой. Принцип простой.Черные отложения по всей поверхности – самый высокий балл, шестеркапо общепринятой шкале. Чистыйпоршень без отложений – ноль баллов. Обычно синтетики по уровнюотложений не поднимаются выше 1,0–1,5 балла. Смотрим результаты – всётак и есть. Чуть лучше других выглядят«Зик», «Шелл» и оба «француза»:«Эльф» и «Тоталь».СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОДИтак, о чем же подумалось «на берегуТихого океана»? Правильно ли мысделали, не взяв «в дорогу» маслона смену? И насколько можно веритьпроизводителям масел, которые заявляют длинные сроки службы своейпродукции?Возвращаемся к исходномувопросу: всякая ли синтетика способнапройти межсервисный интервал? Потребители на форумах ратуют за более  Клапанную крышку вскрыли «на берегузалива Петра Великого» – практически та жекартина, что и «в Лиссабоне». Это и естьсовременные синтетики.Castrol Magnatecelf Excellium NFEsso UltronMobil Super 3000Shell Helix HX8Total Quartz 9000ZIC XQТемпература,ºС100150100150100150100150100150100150100150100150Кинематическая вязкость, сСт, через10 000 кмпробега14,5414,906,146,3913,7214,165,796,0113,3013,676,166,5214,1915,456,096,6013,4113,695,735,8213,0313,515,735,8913,9614,196,146,0913,4113,615,735,79500 км пробега 5000 км пробега13,796,0413,345,6713,206,0913,705,9113,335,7412,735,4414,246,0513,425,7915 000 кмпробега15,686,7514,436,0613,746,5217,137,0714,596,1014,376,0514,946,3613,495,76ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОБ МОТОРНЫХ МАСЕЛна разных стадиях испытанийМарка маслаBP Visco 5000Castrol Magnatecelf Excellium NFEsso UltronMobil Super 3000Shell Helix HX8Total Quartz 9000ZIC XQИндекс вязкости, ед.500 км17517018217617717917517415 000 км169168174173174175169173Температура застывания,ºС500 км–42–40–45–39–37–36–45–5715 000 км–35–40–37–35–36–36–38–55Условная температурапроворачиваемостиколенчатого вала, ºС500 км15 000 км–23,3–19,6–23,4–21,7–24,5–20,6–24,3–19,8–25,2–23,4–27,0–23,8–23,5–20,7–24,0–23,7ПОТЕРЯ МАССЫ КОНТРОЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯпо окончании цикла длительных испытанийМарка маслаBP Visco 5000Castrol Magnatecelf Excellium NFEsso UltronMobil Super 3000Shell Helix HX8Total Quartz 9000ZIC XQСредняя потеря массы, мгШатунные вкладыши Коренные вкладышиПоршневые кольцанижниеверхниенижниеверхние1235,410,615,258,2525,2515,013,03,68,414,759,019,010,513,05,410,817,09,7530,25 13,75 13,255,612,016,258,7534,25 16,25 14,755,811,016,09,528,512,512,253,68,414,09,020,011,510,755,010,416,09,523,75 12,759,03,68,613,757,517,58,257,5Содержаниежелезав масле, ppm3519565727173912158 За рулем 12/2012152-156.158(2X1_3V)_Maslo 2012.indd 15806.11.2012 16:31:44