232
233
ГРУЗОВИКИ | «ГАЗЕЛЬ LPG»ПОДДАТЬГАЗУБольше половины владельцев «газелей» переводят их на газ. На автозаводе стали ставить такое оборудование на всю линейку машин.Вячеслав Субботин проверил качество заводской конструкции.Цена бензина в стране, на мойвзгляд, несоразмерна доходамнаших автомобилистов. Слыханное ли дело – 30 рублейза литр! Разъезжая на легковушке,возможно, не разоришься, но на грузовичке... Газ, а именно сжиженная пропан-бутановая смесь (LPG,Liquefied Petroleum Gas), стоит16 рублей, то есть почти в два разадешевле бензина. Прямая выгодаискать место для баллона.Предложений по установке газобаллонного оборудования (ГБО) хотьотбавляй. Но у всех машин с ГБО, которое смонтировано вне завода, полнонедостатков. Конструктивные – как,скажем, калибровки подачи топлива.Технологические – криво шланг провели, редуктор поставили плохонький,баллон не так закрепили. Присмотритесь к любой газовой «газельке»и наверняка увидите: баллон или мультиклапан выступает за габариты. А этоне соответствует правилам пассивнойбезопасности да и просто опасно.Словом, наступил момент, когдак дилерам поехали машины с краснымизаводскими баллонами под брюхом.Летом 2010 года – бортовые (ЗР, 2011,№ 6: «План Б»), а сейчас и вся гамма:с удлиненной базой и сдвоенной кабиной, фургон, автобус.ГАЗИФИКАЦИЯНижегородцы внимательно изучилиопыт установки подобных системна свои автомобили. Посмотрели, какведут себя бортовые заводские машиныс ГБО. Еще раз убедились, что выборгазового партнера OMVL оказалсяоптимальным.Из Италии на конвейер поступаетпочти все оборудование: мультиклапан, редуктор, форсунки, заправочноеустройство, трубки, шланги и дажехомуты. Из российского только баллоны, и те пришлось поискать. Средисотен предложений лишь брянский«Балсити» делает емкости, сертифицированные по всем правилам.Вместе со специалистами OMVLгазовцы адаптировали конструкциюпод размещение ГБО на всех моделях.Но самое главное – с российской фирмой «ИТЭЛМА» нижегородцы разработали единый блок управления мотором под бензин и газ. Ранее на газовыхмашинах стояло два блока. Возникалитрудности и в алгоритме работыНа длиннобазноймашине стоит120-литровыйбаллон, обеспечивающий запас ходаболее 450 км.мотора, и в диагностике. Доработаликое-что по мелочи. Скажем, перенеслипереключатель топлива, теперь онв заметном месте. А датчики уровнягаза и бензина объединили в одинштатный указатель в щитке приборов.«Газель LPG» сертифицировалиуже по нормам Евро-4. В ПТС сразувписали: «автомобиль двухтопливный». Владельцу любой газовой«Газели» не придется бегать по ГАИ –искать своих парней, чтобы внестиизменения в техпаспорт, поставитьна учет или пройти техосмотр.Естественно, на заводскую газовуюмашину распространяется гарантияна два года или 100 000 км. Случись чтос мотором, отвечать ГАЗу.ПОЛНЫЙ ГАЗЕсли бы не контрольная лампа, указывающая, что в мотор поступает газ,ей-богу, не заметил бы разницы междутягой на бензине и на пропан-бутане.«Газель» на газе тащит не хуже. Вероятно, разница почувствуется, если еекак следует загрузить.Хотя я больше обращал вниманиена качество настроек. Знаю, что двигатель с ГБО, установленным на стороне,иногда «проваливает» или дергаетсяпри активном дросселировании, а припереходе с бензина на газ и обратнонепременно возникают перебои. В случае заводского исполнения ничего232 За рулем 12/2012232-233(1_2V)_Gazel.indd 23207.11.2012 17:19:39 На правах рекламыОдин из примеров заводскойдоработки мотора: из головкивыведен штуцердля подогревагазового редуктора.Блок управлениядвигателем. В единомкорпусе «мозги»для газа и для бензина. Диагностируютмотор привычнымсканером для рядовых «газелей».Впрысковойдвигатель УМЗ,настроенный дляработы на двухвидах топлива –бензине и газе.2,89 л, 220 Н·м,99,8 л.с. Налоговаяставка при мощности до 100 «лошадей» – минимальная.Баллоны на фургонах и автобусах размещеныпод задним свесом.Суммарный объемдвух баллонов 87 л,хватает на 350 км.Запаска при этомперенесена в кузов.232-233(1_2V)_Gazel.indd 233Переводятмашину с бензина на газ нажатием кнопкина торпедо.подобного не происходит. Все переходы с одного топлива на другое былинезаметными, никаких провалов тягина ускорениях, хлопков при сбросе.Расход (относительно бензина)подрос на 12%, но это хорошийрезультат. Ведь аппетит двигателя,работающего на менее калорийномтопливе, может увеличиться на 30%,если не настроить систему (в обычныхмастерских настройкой, как правило,не заморачиваются). Однако и с такимрасходом перевозка выгодна.Машины с ГБО, конечно, дорожебензиновых собратьев: бортовойгрузовик – на 26 тысяч рублей, двухрядка – на 29, а фургон – на 30 тысяч.Но затраты на эту «опцию» окупятсяменьше чем за год размеренной эксплуатации. А дальше – только экономия.07.11.2012 11:47:37