216
218
220
РОССИИ«СОЛЛЕРС»ЭКОНОМИКА | АВТОПРОМПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЭМАСтановление и развитие этой компании неразрывно связано с именем ее основного владельца –Вадима Швецова. Роль личности в истории «Соллерса» оценивает Игорь Моржаретто.В историю российского авто‑прома вписали свое имя и дру‑гие людей, которые с нулясоздавали в нашей странекрупнейшие предприятия, но, пожа‑луй, именно Швецов сумел не толькопостроить собственную автоимперию,но и больше других повлиял на раз‑витие всей отрасли. А началось всев конце 1980‑х, когда студент Москов‑ского института стали и сплавовВадим Швецов во время практикиподрабатывал на Череповецком метал‑лургическом комбинате. Он родомиз этого города. Довольно быстро сде‑лал карьеру – в начале 1990‑х он ужебыл коммерческим директором, затемстал генеральным директором компа‑нии «Северсталь-Инвест». В 1993‑м«Северсталь» акционировали.В «Северстали» Швецов отвечалза сбыт металла, а также другой продук‑ции, которую комбинат получал по бар‑теру от своих потребителей. Однимиз крупных партнеров «Северстали»по бартерным сделкам был Ульяновскийавтомобильный завод. Швецов к томувремени получил степень MBA (Masterof Business Administration) университетаНортумбрия (Великобритания) и твердоуверовал, что вертикальная интегра‑ция (в этом случае – схема «от рудыдо автомобиля») поспособствует раз‑витию бизнеса. Он сумел убедить своегодруга и партнера Алексея Мордашова,основного владельца «Северстали»: надопокупать автозаводы!Ульяновский автомобильныйпришел к рубежу тысячелетий в пла‑чевном виде. К тому времени он ужетри десятка лет клепал только «козлы»и «буханки» – УАЗ‑469 и УАЗ‑2206.Качество машин было низким, самзавод – безнадежно убыточным.В 2000‑м годовые издержки достиглипочти 1 млрд. рублей. Поэтому и стоилзавод недорого. В октябре того же годаметаллургический холдинг завладелУАЗом, а вскоре и Заволжским мотор‑ным заводом.Новому хозяину УАЗа пришлосьнесколько раз поменять командыуправленцев, конструкторов, техноло‑гов, чтобы добиться результатов. Весной2002 года на базе приобретенных акти‑вов создали ОАО «Северсталь-авто».Генеральным директором новой компа‑нии стал Вадим Швецов.ВЫРАСТИТЬ «ПАТРИОТА»Предприятие к 2004 году реструктури‑ровали, снизили издержки и даже, какуверяли новые владельцы, сделали егоприбыльным. Немного взбодрив староговояку УАЗ‑469 и украсив его шильдикомHUNTER, пустили на рынок обновлен‑ного «козла». Увы, от многих родовыхболезней армейский вездеход не изба‑вился.Следом за «Охотником» черезгод миру явился «Патриот»: старыеотечественные разработки сдобрилизарубежными комплектующими.На этом примере стало понятно, чтосоздать и освоить в одиночку совсемновую модель на УАЗе невозможно.Иностранных партнеров Швецов искалв тех же сегментах рынка, в которых216 За рулем 12/2012216.218.220_SOLLERS.indd 21607.11.2012 11:48:34 РОССИИ| АВТОПРОМ«СОЛЛЕРС»  В этом году на заводе «Соллерс-Елабуга»приступили к сборке фургонов «Форд-Транзит».работал УАЗ, – среди производителейвседорожников, коммерческих автомобилей. Но крупные игроки считали,что обойдутся и без россиян. Поэтому«Северсталь-авто» обратил взорна небольшие, но амбициозные компании. Увы, первые переговоры с индийской «Махиндра и Махиндра» закончились ничем.А вот с другим потенциальнымпартнером Швецову повезло: в начале2005 года заключили договор с небольшой южнокорейской компанией«СанЙонг» о сборке в РФ ее вседорожников. Впервые в российской практикеотечественная компания подписалалицензионное соглашение о производстве автомобилей иностранного брендана собственных мощностях.Но работать с иностранным парт­нером было неловко прежде всего из-заслабой российской законодательнойбазы. Надо отдать должное энергииВадима Швецова: он подготовил сводправил – не только для себя, но и длядругих российских компаний, которые тоже искали себе зарубежныхкомпаньонов. Знаменитое постановление правительства РФ № 166,заложившее основу промсборки, подписали в 2005 году. Тогда же повысилипошлины на импортные автомобилис 25 до 35% и предложили иностранцамстроить свои заводы в России.НАША СПРАВКАГруппа «Соллерс», по данным рейтинга«Эксперт‑400», по итогам прошлого годазанимает 98‑е место среди всех россий‑ских компаний; чистая прибыль – 4,6 млрд.рублей, темп прироста – 25,8%. И это безучета результатов работы совместногопредприятия с компанией «Форд мотор»,которая занимает в том же рейтинге 92‑еместо!Для развития бизнеса требовалисьсерьезные инвестиции, и в 2005‑мВадим Швецов сделал свою компаниюпубличной. С тех пор ее акции котируются на бирже. Тогда «Северсталь-авто»привлек 1,8 млрд. рублей, которые сразунаправили на приобретение и модернизацию ЗМА в Набережных Челнах. Тами запустили сборку корейских вседорожников.РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИВ 2007 году владелец «Северстали»Алексей Мордашов из автомобильного бизнеса вышел. Его пакет акций«Северсталь-авто» – 49,3% – купилВадим Швецов, до этого он владелвсего 8,3%. В 2008 году из названияавтомобильной компании убрали дажеупоминание о ее металлургическихкорнях: она стала называться «Соллерс» (лат. sollers – изобретательный).Грянул кризис, но Швецов духомне пал и придумал выход: вместес коллегами предложил правительствуобъявить новые правила промсборки,по которым иностранные концернымогут получить льготы в обменна выпуск более 300–350 тыс. автов год, создание в стране моторныхзаводов, научно-технических центров.Можно предположить, что проектпостановления писали под будущее СП«Соллерс-Фиат», но условия оказалисьинтересными как минимум для четырех крупнейших в РФ автопроизводителей.Кое-кто связывает успехи молодого топ-менеджера с покровительством родственников в правительстве:тесть Виктор Христенко много летвозглавлял Минпромторг, а жена Христенко Татьяна Голикова была министром здравоохранения. Да и нынев Минпромторге немало выходцевиз компании «Северсталь-авто». Парулет назад ФАС РФ проводила расследование одного из тендеров. Федеральное медико-биологическое агентство(в структуре Минздрава) купило свыше1,5 тыс. карет скорой помощи на базе«Фиата-Дукато», произведенных «Соллерсом». Скрытого интереса в сделкене нашли.218 За рулем 12/2012216.218.220_SOLLERS.indd 21807.11.2012 11:48:36 РОССИИ| АВТОПРОМ«СОЛЛЕРС»ХРОНОЛОГИЯ КОМПАНИИ «СОЛЛЕРС» («Северсталь-авто»)ПОД САПОГОМВ начале 2000‑х концерн «Фиат» едваизбежал банкротства – тут не до экс‑пансии на новые рынки. Когда ситуациявыправилась, все конкуренты уже рабо‑тали в России. Итальянцы тоже засо‑бирались к нам, и «Соллерс» радушнопринял иностранцев.Бизнес развивался успешно, ита‑льянские авто в две смены собиралив Набережных Челнах и Елабуге. Планывпечатляли масштабом: выпускать еже‑годно до 500 тыс. машин различныхклассов. Для развития проекта прави‑тельство России гарантировало предо‑ставление колоссального и практическибеспроцентного кредита – 2,1 млрд.евро. Но в последний момент сделкасорвалась (подробнее об этом – ЗР, 2012,№ 7). Год назад сборка итальянскихмоделей в Елабуге и Набережных Чел‑нах прекратилась.Спустя несколько минут послесообщения о разрыве партнерствас итальянской компанией «Соллерс»объявил о создании совместного пред‑приятия с «Фордом». Распределениедолей в СП – 50 на 50. Инвестициив проект до 2020 года должны составитьне меньше 1,4 млрд. долларов.НАША СПРАВКАВ компанию «Соллерс» входят: Ульяновскийавтозавод, Заволжский моторный завод,заводы «Соллерс-Набережные Челны»,«Соллерс-Елабуга», «Соллерс-ДальнийВосток». Компания создала совместныепредприятия с концернами «Форд»,«Мазда», «Мицуи». Выпускает автомобили под марками УАЗ, «Форд», «Мазда»,а также «Исудзу» и «СанЙонг» (по лицензии). В 2011 году продажи автомобилейсоставили 115,7 тыс. штук. Генеральномудиректору компании Вадиму Швецову принадлежит 58% акций компании, остальныенаходятся в свободном обращении.НА ВОСХОДЕ СОЛНЦАПравительство давно (и не слишкомуспешно) призывает бизнес, как рос‑сийский, так и зарубежный, создаватьновые предприятия на Дальнем Востоке.Получив 1,8 млрд. рублей льготного кре‑дита от Внешэкономбанка, «Соллерс»в 2009 году развернул производствовседорожников «СанЙонг» в цехахбывшего «Дальзавода». Транспортныерасходы минимальны. Суда с деталямиплывут из Кореи всего двое суток.  Глава «Соллерса» В. Швецов (за рулем) показывает министру промышленности В. Христенко (слева) новый завод в Елабуге (2008 год).А от причала до цехов – 200 метров.Одна беда: не жалуют пока во Влади‑востоке корейские авто. Поэтому ихотправляют в европейскую часть России,пользуясь государственной дотациейна транспортировку.Тем не менее проект посчиталиудачным, коль скоро к нему подклю‑чились и другие компании. На «Даль‑заводе» уже собирают «Мазду СХ‑5»,на очереди «шестерка» и «Тойота-ЛендКрузер Прадо». В общей сложностиво Владивостоке скоро будут выпускатьдо 120 тыс. автомобилей трех марок.САМ СЕБЕ КОМАНДИРЭтой осенью неожиданно для многихШвецов стал гендиректором УАЗа,сохранив пост главы «Соллерса», –«в связи с необходимостью разработкидальнейшей стратегии развития», какпояснили в компании. Для посвященныхстало ясно: владелец компании желаетбыстро найти мощного партнера самомустарому из своих заводов. Будущийкомпаньон должен поделиться с УАЗомплатформой для новых вседорожни‑ков. Сам генеральный рассчитываетначать производство новых моделей ужев 2015 году. Сегодня основа модельного ряда завода «Соллерс-ДальнийВосток» – кроссоверы «Мазда СХ-5» и «СанЙонг-Актион».220 За рулем 12/2012216.218.220_SOLLERS.indd 22007.11.2012 11:48:39