194
195
196
197
198
ОСОБЕННОСТИCHEVROLET NIVA, RENAULT DUSTERРЕМОНТ и СЕРВИС | КОНСТРУКТИВНЫЕОДИНАКОВЫ С ЛИЦАНа первый взгляд, близкие по цене «Шевроле-Нива» и «Рено-Дастер» – одноклассники. Сергей Мишинготов доказать, что они разные.Обе машины безрамные, с типичными для полноприводниковпятидверными кузовами типауниверсал. «Дастер» отличается более длинной базой – 2673 ммпротив 2450 мм у «Шевроле-Нива».Ясно, что дополнительные сантиметрыпозволяют вольготнее разместить пассажиров и багаж, а также дают бонуспо устойчивости и плавности хода.Однако на бездорожье плюс превращается в минус, существенно ухудшая геометрическую проходимость.Единственный двигатель «Шеви»способен выдать всего 80 сили 127,5 Н.м – динамикой на шоссене блеснуть. И на бездорожье всянадежда лишь на «широкую» трансмиссию.  Схема направляющего аппаратазадней подвески не самая удачная.При сжатии подвески мост смещаетсявлево, при отбое – вправо.  Раздаточная коробка превращает«Ниву» в полноценный вседорожник.  Снизу силовой агрегат прикрыт«местной» узкой защитой. Она защищает от столкновения с препятствиемподдон двигателя, но элементы подвески и полуоси от грязи и снега ничемне прикрыты.  Все, что можно повредить, поднятовыше лонжеронов – своеобразных ограничителей при контакте низа автомобиля с грунтом.  Задний мост «Нивы» – простая,но прочная конструкция, используемая на серьезных вседорожниках.Топливный бак спрятан внутри кузова.  Предохранители доступны из салона,но крышка блока крепится винтамипод отвертку.194 За рулем 12/2012194-198(2X1_2V)_S-D photo v2.indd 19407.11.2012 11:12:43 D  Выпускается только в полно‑приводной версии, с мотором 1,7 л(80 л.с., 127,5 Н·м) и 5‑ступенчатой«ручной» коробкой передач.D  Грузоподъемность 450 кг, объембагажника 320 л, а со сложеннымизадними сиденьями до уровня сте‑кол – 650 л.D  Топливный бак на 58 л.D  Дорожный просвет 240 ммспереди и 220 мм сзади.D  Шины: 205/70R15, 205/75R15или 215/65R16.D  Гидроусилитель рулевого управ‑ления – в базовой комплектации L(LC – с кондиционером), подушкибезопасности водителя и пассажиравместе с антиблокировочной систе‑мой – в люксовой GLS (GLC – с кон‑диционером). Существует специаль‑ная комплектация LE с «зубастыми»шинами, шноркелем, кронштейномдля лебедки и силовыми защитамикартера двигателя, редуктора перед‑него моста и заднего бампера.D  Цена: от 444 000 рублей.D  Гарантия – 2 года или 35 000 км.D  На подшипники ступиц перед‑них колес, шаровые шарниры(и их чехлы) передней подвескии рулевого управления, резиноме‑таллические шарниры переднейи задней подвесок, амортизаторы,элементы системы отработавшихгазов (кроме каталитическогонейтрализатора), а также датчикисодержания кислорода гарантияограничена годом. На каталитиче‑ский нейтрализатор и приводныеремни гарантия действует толькодо первого ТО.D  Периодичность ТО: первое –при пробеге 2000–3000 км, далеекаждые 15 000 км.На правах рекламыCHEVROLET NIVA  Двигатель «Нивы» расположен продольно, что определяет и размещениеагрегатов: раздаточная коробка позадикоробки передач. Генератор поднятвысоко, смерть в глубокой луже емуне грозит. Масляный фильтр доступенсверху.Производитель:Corporation, USAwww.little-trees.com  Рулевые тяги расположенына «затылке». Даже на бездорожьешансы повредить их минимальны.194-198(2X1_2V)_S-D photo v2.indd 19507.11.2012 11:12:46 ОСОБЕННОСТИ| КОНСТРУКТИВНЫЕCHEVROLET NIVA, RENAULT DUSTER«Дастер» в этом плане богаче. Тримотора на выбор, причем один из нихдизельный. К слову, оба младших –и бензиновый (1600), и дизельный(1500) – мощнее, чем нивовский 1700,да и моментом побогаче. Силовой агрегат – на подрамнике, значит, вибрацийна кузов передается меньше.По трансмиссии «Нива»– истинный вседорожник. Раздаточнаякоробка дает этой машине два полноценных пятиступенчатых ряда передач.А в особо сложных условиях помогаетблокировка межосевого дифференциала. Крестовины на карданныхвалах ушли в прошлое, уступив местоШРУСам. Таким образом, шприцеватьв процессе эксплуатации уже ничегоне требуется.Шестиступка «Дастера» –половинчатое решение длясерьезного бездорожья(грязь, песок и глубокий снег). В этихусловиях вперед на первой пониженной двигаться худо-бедно можно,а вот сдать назад не получится. Из-за  Многорычажная задняя подвескасовременной конструкции – залог плавности хода на плохих дорогах. Однакона бездорожье она уязвима. На заднихполуосях чехлы ШРУСов не защищеныот механических повреждений.  Блок предохранителей спрятанв торце панели приборов и доступентолько при открытой двери  Редуктор задней оси укрепленна подрамнике – меньше вибрацийидет на кузов. К редуктору пристыкована электромагнитная муфта,ведающая подключением крутящегомомента. Для серьезного бездорожьяконструкция игрушечная: оторвал провода – остался без полного привода!Здесь же висит ничем не защищенныйтопливный бак.  Все-таки трубы системы выпускаи глушители в хвосте машины висятслишком низко – на бездорожье ихлегко как минимум помять.  Карданный вал, идущий к заднейоси, пристыкован к коробке передаччерез угловой редуктор. При езде вращается постоянно, даже когда трансмиссия работает в переднеприводномрежиме.  Защита силового агрегата здесьгораздо шире нивовской, потому лучшевыполняет свои функции – бережетсиловой агрегат от возможного повреждения и от снега-грязи.196 За рулем 12/2012194-198(2X1_2V)_S-D photo v2.indd 19607.11.2012 11:12:50 D  Версия 4×4 доступна с бензи‑новыми моторами 1,6 л (102 л.с.,145 Н·м) и 2 л (135 л.с., 195 Н·м) либос 1,5‑литровым дизелем (90 л.с.,200 Н·м), все в паре с 6‑ступенчатоймеханикой. Переднеприводныйвариант оснащается только бензино‑выми моторами – 1,6 л с пятиступкойили 2‑литровым с автоматом.D  Грузоподъемность 500 кг, объембагажника 408 л (475 л у версии 4×2).Со сложенными задними сиденья‑ми – 1570 л (1636 л у версии 4×2).D  Топливный бак вмещает 50 л.D  Дорожный просвет 205 мм.D  Шины: 215/65R16.D  Гидроусилитель руля, анти‑блокировочная система, подушкабезопасности водителя – в базовойкомплектации «Аутентик», боковыеподушки безопасности и подушкадля пассажира – в самой крутой«Люкс Привилеж». Есть две про‑межуточные комплектации – «Экпре‑сьон» и «Привилеж».D  Цена: 4×4 – от 499 000,4×2 – от 449 000 рублей.D  Гарантия – 3 года или 100 000 кмпробега, исключая расходники.На механизм сцепления, выжим‑ной подшипник и каталитическийнейтрализатор гарантия ограничена30 000 км пробега. Для переднихи задних амортизаторов гарантий‑ный предел – 2 года или 30 000 км.Гарантия на рулевые тяги и на‑конечники, стойки и втулки стаби‑лизаторов, сайлент-блоки, резино‑металлические опоры и шаровыешарниры деталей подвески и сило‑вых агрегатов ограничена 50 000 км.На аккумуляторную батарею гарантиядействует 2 года или 60 000 км.D  Периодичность ТО – 15 000 км.На правах рекламыRENAULT DUSTER  Радиатор системы охлаждения«Дастера» попал в зону повышенногориска.  Силовой агрегат установлен поперек,в нижней части коробки передач выведен вал отбора мощности для заднейоси. Генератор поднят высоко, глубокие лужи ему не страшны. Масляныйфильтр доступнее снизу – сверху егоперегораживают шланги системыохлаждения.194-198(2X1_2V)_S-D photo v2.indd 19707.11.2012 11:12:53 ОСОБЕННОСТИ| КОНСТРУКТИВНЫЕCHEVROLET NIVA, RENAULT DUSTERCHEVROLET NIVARENAULT DUSTER  Запасное колесо на открывающейсяв сторону двери расположено удобно,при замене не требуется разгружатьбагажник.  Запаска под полом багажника – компромиссное решение, не подходящеедля вседорожника. При замене колесавещи придется разгружать, причем, возможно, в грязь.  Диаметр центров посадочных отверстийколеса (139,7 мм) увеличен по сравнениюс аналогичным параметром легковых авто.За счет этого колесо крепче держитсяза ступицу.  Диаметр центров посадочных отверстий колеса (114,3 мм) сохранен в легковом размере. Шансы повредить дискибоковыми ударами о дорожные препятствия выше, чем у «Нивы».нехватки момента на колесах будетгореть сцепление. Да и схема переклю­чения с троганьем на твердых дорогахсо второй не самая удобная. Прощебыло вывести пониженную передачуиз общего ряда и спрятать ее под фла­жок – напротив задней. Тогда частькоробки передач для асфальта пре­вратилась бы в пятиступенчатую с при­вычно расположенными ступенями.Электромагнитная муфта в случаенеобходимости автоматически пре­вращает автомобиль в полнопривод­ный – довольно удобно. Однако придлительном буксовании, например,в глубоком снегу она обязательно пере­греется и на какое-то время переложитвсе тяготы борьбы с бездорожьемна одну ось.Подвески автомобилей совсем раз­ные. На «Ниве» спереди независимаяна параллельных рычагах. Конструкциятрадиционная для подобных машин, –как говорится, проверенная временем.Такая и плавность хода на высокойскорости обеспечивает, и удар на пере­сеченной местности держит.Задняя подвеска – зависимая.Схема, можно сказать, древняя: балкас пятью штангами (четыре продоль­ные и одна поперечная) знакома ещес «Жигулей». Особенность такойподвески – постоянная величинадорожного просвета.У «Дастера» впереди современ­ный и более легковой «Мак-Ферсон».Хорош на относительно ровныхдорогах, но недостаточно проченна бездорожье. Именно эта подвескаобеспечивает легковую управляемостьс четкими реакциями и высокую плав­ность хода.Тормоза на «Ниве» не самыесовременные. Впереди дисковые,сзади барабанные. Передние тормоза«Дастера» – дисковые вентилируемые,более эффективные на высоких скоро­стях. Задние – барабанные, диаметромменьше, чем у «Нивы», что переклады­вает нагрузку на передние.Рулевое управление на обоих авто­мобилях – с гидроусилителем, которыйподъедает мощность двигателя дажепри положении колес «прямо».Итак, «Шевроле-Нива» – насто­ящий вседорожник. Присущие емунедостатки (скромный багажник,повышенный шум и вибрации) обу­словлены назначением и конструктив­ными особенностями.«Дастер», в переводе с англий­ского – «пыльник», точно соответ­ствует названию. Это более комфорт­ный легковой переднеприводникДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯРядом с рычагом коробки передач «Нивы»есть рычажок, управляющий раздаточной коробкой. Перемещением его назад(положение Н) включают повышенныйряд раздатки, а вперед (в положение L) –пониженный; между ними «нейтраль»,в которой крутящий момент на колесане передается. Пониженный ряд позволяетувеличить общее передаточное отношениетрансмиссии (крутящий момент на колесах)на любой передаче в 2,1 раза. Передвинув рычаг влево (в любом положении),блокируют межосевой дифференциал:между передней и задней осями создаетсяжесткая связь. Помогает на скользкихподъемах и спусках, на сильно пересеченной местности, когда высока вероятностьвывешивания одного из колес, а такжепри троганье с места, когда колеса однойиз осей находятся на покрытии с болеенизким коэффициентом сцепления, чем подколесами другой. Категорически запрещается использовать блокировку на дорогахс высоким коэффициентом сцепления.Трансмиссия полноприводного«Дастера» имеет три режима. Выбрать ихможно поворотом крупной «пуговицы»на консоли.2WD – ведущие колеса только передние.Используется для сухих дорог с высокимкоэффициентом сцепления.AUTO – машина остается переднеприводной, но при пробуксовке передних колесэлектромагнитная муфта сама подключитзаднюю ось, превратив трансмиссию в полноприводную. Рекомендуется на покрытияхс невысоким коэффициентом сцепления,а также при буксировке прицепа.LOCK – нефиксированное положение(контролировать включение позволяетзагоревшийся символ 4WD LOCK на комбинации приборов), в котором принудительноподключается задняя ось. Однако придостижении 60 км/ч она отключится и автомобиль вновь станет переднеприводнымради приемлемой управляемости. РежимLOCK используется при движении по сыпучим или скользким (снег, мокрая трава,грязь и т. п.) покрытиям, а также на крутыхподъемах и спусках.с временно подключаемой задней осью.Вместительный, с крупными колесамии неплохой геометрической прохо­димостью, что позволяет ему пылитьпо грунтовкам более уверенно, чемобычным легковушкам. Но на бездоро­жье за «Нивой» ему не угнаться.Выражаем признательность«Джи-Эм-АВТОВАЗ» и дилерскомуцентру «Лант» (Renault) в Тольяттиза помощь в подготовке материала.198 За рулем 12/2012194-198(2X1_2V)_S-D photo v2.indd 19807.11.2012 11:12:55