Автодорожная конференция Госплана СССР5 миллиардов рублей на борьбу с бездорожьемОПРОСЫ дорожной пятилетки были предметом обсуждения автодорожной конференции Госплана. С 1914 г. наше дорожное хозяйство не только не улучшилось, но пришло в значительный упадок, который характеризуется тем, что в настоящее время мы имеем внеудовлетвори ­ т ельномсостоянии 73% ш оссе , 65% г равийныхдороги 95% г рунтовых Между тем товарный грузооборот местного транспорта непрерывно растет. Достаточно сказать, что к концу пятилетки размеры автогужевого грузооборота по ориентировочным подсчетам должны достигнуть 24 млрд. тоннокилометров. 5 млрд. рублей, намеченных Цудортрансом для израсходования на дорожное строительство в течение пятилетки, не являются столь значительной суммой, как это могло бы казаться на первый взгляд На эти деньги будет построено 360 т/км новых дорог разных типов и приведено в проезжее состояние 1,3 млн. км простых грунтовых дорог. Строительство будет финансироваться государственными, республиканскими и местными бюджетами, потонным сбором, промышленностью, торговлей и кооперацией и трудовым участием населения. Самым узким местом финансового плана пятилетки является участие промышленности и кооперации, которое должно дать громадную сумму в размере 606,6 млн. рублей. Промышленность делает все возможное, чтобы уклониться от ассигнования средств. От промышленности не отстает и кооперация. Чрезвычайно важной статьей финансирования нужно считать трудповинность , с оставля ­ ю щую 25% в сехвложенийвдорож ­ н оестроительство пятилетки и выражающуюся, кругло, в 1 287,7 млн. руб. На ней дорожным органам придется заострить особенное внимание. Машины, кадры, ф инансы — вот основныетрудности , стоящие на пути осуществления намеченного дорожного строительства. Вокруг этих вопросов были заострены выступления делегатов конференции. Доклады ВСНХ ни в коей степени не удовлетворили конференцию, ясно показав ей, что дорожное строительство находится под угрозой остаться без машин и материалов. В самом деле, если в 1928/29 г. заявки на дорожные машины (не считая тракторов и грузовиков) выражались только в1 млн. руб., то в этом году они достигли уже 27 млн. руб., в 1930/31 г. машин потребуется на 140 млн. руб. Ясно, что для того, чтобы удовлетворить таким темпом растущую потребность, н ужнотеперь же взяться - за постройкуновыхзаво ­ д ов . Я что же предпринимает ВСНХ? Зам. пред. Машинооб'единения ВСНХ СССР т. Оборин ограничился в своем докладе тем, что констатировал создавшееся катастрофическое положение, и на этом успокоился. С организацией добычи строительных материалов в ВСНХ столь же неблагополучно, как ис машинами. Здесь пока царит полная куВстарщина, несмотря на то, что развитие производства таких материалов, как бут, гравий, щебень, песок, диктуется сейчас колоссальным ростом дорожного строительства. В этом году ВСНХ предполагает на все строительство Союза добыть 30 млн. куб. м гравия, щебня и песка, а в последний год пятилетки—114 млн. куб. м. Ме).щу тем уже в текущем сезоне только на дорожные работы этих материалов потребуется 13,5 млн. куб. ж, а в 1932/33 г.— 108 млн. куб: м. Такую отсталость можно об'яснить тем, что ВСНХ до сих пор не перешел на механизированные методы разработки карьеров, не изучил по-настоящему местонахождений сырьевых ресурсов нерудных ископаемых. В результате гравий и бут стали в настоящее время не менее дифицитными, чем цемент и сталь. Сейчас правительство уже постановило выделить группу постоянных заводов по постройке машин, необходимых для разработки строительных материалов. Выполнение пятилетки затрудняется также острым дефицитом кадров. Для покрытия пятилетней потребности дорстроительства в8 тыс. инженеров, 18 тыс. техников и 40 тыс. дорожных мастеров Цудортрансом принят ряд мер. В Ленинграде открыт автодорожный институт, в Москве развертывается большой автодорожный втуз, заключен договор с Наркомвоенмором о подготовке 10 тыс. дорожных мастеров из демобилизованных красноармейцев и т. д. В прениях было указано, что помимо мероприятий, намеченных пятилеткой, следует теперь же подумать о переброске на дорожное строительство инженеров-дорожников, работающих в других отраслях народного хозяйства.— „За кадры нужно драться, и в этом существенную помощь должен оказать Автодор",—таково было единогласное мнение конференции. — В постановку трудповинности организация колхозов вносит много нового,— заявили делегаты. Поэтому необходимо пересмотреть существующий закон о трудгужпозинности. который имел в виду, главным образом, единоличное крестьянское хозяйство. Участие колхозов в дорожном строительстве не должно ограничиваться рамками определенного количества дней, установленных законом, а расширяться в каждом отдельном случае в пределах требований, выдвигаемых нуждами самого колхозного хозяйства. Конференция достаточно ярко показала, что места еще не чувствуют биения пульса дорсжной пятилетки. ..В прениях выступали преимущественно представители Главдортрансов. Раоотники низовой сети, не будучи подготовлены, никакого участия в обсуждении пятилетки не принимали. Это говорит о том, что пятилетний план дорожного строительства должен быть как можно скорее доведен до низов. В общем конференция признала, что политика Дорожной пятилетки намечена Цудортрансом правильно. Но на пути ее осуществления стоят большиетрудности, и на преодолении их должно быть сосредоточено все Внимание дорожных работников,22