12
13
ЗА НЕФТЯНЫЕ АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИАЗВИТИЕ нефтяных двигателей внутреннего сгорания для автомобилей и тракторов вышло из стадии лабораторных опытов и встает на путь массового производства. Техника современного развития нефтяных двигателей внутреннего сгорания для автомобилей и тракторов изменяет технологию переработки нефти и вносит большие поправки в капитальное строительство СССР. Поправки необходимо внести в первую очередь в нефтяную, автотракторную, химическую промышленность и др. отрасли народного хозяйства.РЗА ЭКОНОМИЮ 3 МИЛЛИОНОВ ТОНН НЕФТЕПРОДУКТОВ В ГОД!б ензина , - всего 15 млн т. Если до 3 млн т оставить на бензиновые автомобили, тогда можно заменить нефтью 12 млн т, и расход нефти будет составлять только 9 млн т. Годовая экономия нефтетоплива—3 млн. т и около 2 млрд. руб. Почему мы не используем этой экономии? Пр жде всего из-за нашей технической близорукости и слепого подражания капиталистической технике, которая приводит к миллиардным потерям. Обычно указывают, что нефтяной мотор не распространяется в автотракторной промышленности САСШ и нам его вводить опасно, надо следовать по пятам Америки. Верны ли эти указания? Нет. Надо учесть капиталистические условия САСШ, где хороший ] урожай хлеба — несчастье, где / s хлопка уничтожается, где 10 млн. взрослых рабочих не имеют работы и, следовательно, не имеют куска хлеба. В Америке нет смысла экономить нефтяное топливо, т. е. уменьшать барыши нефтяных магнатов. У нас экономия — закон социалистического развития. В Америке не получает развития весьма экономичный нефтяной автотракторный двигатель, у нас же он должен получить все права гражданства. Мы имеем уже сейчас такие нефтяные двигатели, которые достойны серийного и даже массового производства. Что же мы строим и что собираемся строить на наших автотракторных гиганта*? Мы строим и собираемся строить бензиновые и керосиновые двигатели, но ни одного нефтяного двигателя автомобильного типа мы не построили и не гоювим завода, на котором их можно строить. Надо немедленно приступить к проектированию завода автотракт орныхнефтяныхдвигателейна вып ускдо 500 тыс . в год . На существующих завотах надо немедленно приступить к постройке серии нефтяных двигателей для проверки их до массового производства. Какие директивы партии и правительства имеются по этому вопросу? Директив более чем достаточно. Постановление ЦК ВКП (б) от 15 ноября 1930 г. по докладу Союзнефти указывает на необходимость форсировать работу в этой области. Директивы НК РКИ, постановление ЦК ВЛКСМ, письма членов президиума ВСНХ СССР, многочисленные доклады и конференции по этому вопросу. Конференция, созванная НИС ВСНХ СССР в октябре 1930 г., вынесла следующее решение: 1. На основании анализа развития применения дизелей к автомобилям и тракторам заграницей конференция констатирует ежегодный быстрый рост легкого дизелестроения в ряде промышленных стран, который характеризуется на сегодняшний день, с одной стороны, наличием свыше 30 заводов, строящих эти двигатели, а с другой — значительными эксплоатационными достижениями.БЕНЗИНОВЫЕ И КЕРОСИНОВЫЕ АВТОТРАКТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Первый пригодный бензиновый автодвигатель был построен в Германии К. Бенцом в U85 г. с карбюрированием топлива и электрическим запалом рабочей смеси, развивая 600—830 оборотов в минуту. Эгот двигатель, установленный на экипаже, напоминающем во всех деталях конную пролетку, положил начало автомобильному транспорту. В настоящее время на всем земном шаре имеется 36 млн. автомобилей, снабженных бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, общая мощность которых около 12 00 млн. лош. сил. Здесь необходимо обратить внимание наших энергетиков на соотношение механической мощности и энерговооруженности мирового хозяйства: Мощностьавтомоб. двигателей—1200 млн. л. с. „ желдор. локомотивов—180 „ „ „ „ электростанций—14J „ „ „ В Советском союзе к автомобилю присоединился трактор иосновойэнергетикивстранебудетавтотракторный двиг атель . Поэтому необходимо поставить в первую очередь именно этот участок нашей энер гетики под особо бдительный контроль. М ожет ли удовлетворитьсовремен ­ ная конструкция ^ а втотракторного бензинового двигателя требован иям социалистического хозяйства? Бензиновый мотор обладает целым рядом крупнейших недостатков. Основной недостаток его заключается в том, что он расходует много дорогого топлива. Грузовой пятитонный автомобиль, сжигая за рабочий день 80 кг бензина, расходует в год около 20 т на сумму 5 000 руб. Как снизить этот расход топлива? Существует множество конструкций автотракторных нефтяных двигателей. Эти двигатели сжигают не бензин, а нефть, при этом тот же пятитонный грузовик расходует в день не 80 кг бензина, а всего лишь 60 кг нефти, и таким образом его годовой расход составляет около 15 т на сумму 900 руб. Один грузовик дает экономию 5т нефтепродуктов и4 100 руб. в год. Не надо быть особенно дальновидным экономистом, чтобы подсчитать годовую экономию в последний год пятилетки на весь автотракторный парк нашего Союза. По плану в последний год пятилетки нам потребуется 8 530 тыс. т керосина и6 500 тыс. т 12 2. Опытные пробеги, проведенные в ряде стран, дают основание считать, что основное преимущество применения дизелей характеризуется: а) значительным понижением расхода топлива, б) значительным удешевлением общей эксплоатации, в) значительным уменьшением средней скорости. 3. Все эти преимущества автомобильных и тракторных дизелей, выяснившиеся в результате заграничных опытных пробегов, имеют особенно большое значение для Союза, так как применение их значительно уменьшит напряжение нефгян й промышленности. Не меньшее значе ние будут иметь эти дизеля в качестве лодочных двигателей и для мотодрезин и автомотрис 4. Несмотря на все это, разрешение данного вопроса не нашло надлежащей материальнсй поддержки ив этом направлении практически ничего не сделано. 5. Конференция считает необходимым обратить внимание президиума ВСНХ, Союзнефти, НИС иобеднений тяжелого машиностроения, Париагдиза и ВАТО на чрезвычайную важность развития дизелестроения автотт акторного типа. Сейчас воп| ос стоит не в плоскости изучения нефтяных дви _ ателей, а в плоскости серийного и массового их изготовления. Мы упустили все сроки, и нужны бешеные темпы, чюбы наверстать потерянное время. Возвращаясь к вопросам оздоровления нашей энергетической б зы —автотракторных двигателей, следует отметить, что в колхозно совхозном хозяйстве нужен нефтяной двигатель на автомобиль, трактор и комбайн с взаимозаменяемыми част ми. Такой двигатель не только возможен, но реально запроектирован. Перетдем к нефтяной промышленности. На современном этапе технического развития задачи нефтяно-i промышленности заключаются в том, чтобы прежде всего дать топливо для двигателей внутреннего сгорания. Из э ой установки должны вытекать соответствующие действия. И что же? В апреле этого года была созвана в г. Грозном конференция по крэкингу, т е. по автотракторному топливу, которая слушала всякие доклады, кроме основн ого — замены б-нзина нефтью. Руководители нефтяной промышленности так отмечают этот факт: „одним из болиших недостатков конференции следует считать, что она почти совсем не остановилась на обсуждении угрозы крэкинг-делу от все растущего применения дизелей во всех областях моторостроения. Но, вероятно, эта угроза сравнительно далекою будущего, которая в настоящее время не может быть четко сформулирована и, главное, подтверждена специалистами по моторостроению". Как видим, нефтяники жестоко просчитались. В то самое время, когда они рассуждали о возможности глубокого крэкинга и получения нужного для автомооилей и тракторов бензина и керосина, нефтяной двигатель на полном ходу шел к вытеснению бензинового и керосинового моторов.Вопрос о постройке установок глубокого крэкинга в количестве 120 на сумму 144 млн. руб., из коих 72 млн. в валюте,— надо пересмотреть. Нам нужны' установки для улучшения качества тяжелых матутов путем легкого крэкинга. требующего значительно более простую и дешевую аппаратуру, Нам нужна автотракторная нефть, о которой не думали нефтяники. Мы имеем все данные для усиления экспорта светлых нефтепродуктов. Отсюда же след ет, что эффективность капиталовложений в коэкинг- ус ановки подвергается сомнению. Для очистки крэкинг-бензина и крэкинг- керосина требовалось, например, около 97 0С0 т серной кислоты, которая при переходе на нефть может пойти на другие нужды народного хозяйства. НЕФТЯНЫЕ ДВИГАТЕЛИ АВТОТРАКТОРНОГО ТИПА И ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА Экономия расхода топлива является не единственным преимуществом нефтяного двигателя перед бензиновым мотором. Нефтяной двигатель, как показывают многочисленные испытания, обладает ценным качеством сточки зрения динамики автомобиля, развивая большее ускорение и повышая этим средние эксплоатационные скорости автомобиля. Пожарная безопасность нефтяного двигателя заслуживает особого внимания при работе автомобиля в сельском хозяйстве. Большие затраты на хранилища для бензина, легкая испаряемость бензина и высокий процент потерь це имеют места при нефтяном двигателе. Надежность действия нефтяного двигателя особенно ценна для обороны страны. Не имея магнето или иного электрического устройства для запала рабочей смеси в цилиндре, нефтяной двигатель неуязвим разного рода электромагнитными волнами неприятеля. Научный автотракюрный институт в своем отделе моторов тяжелого топлива разве, нул большие работы по внедрению нефтяных двигателей на автомобиль и трактор. На основе заграничной техники запроектирован нефтяной двигатель под автомобиль отечественного строения АМО-2 взамен оензинозого мотора Геркулес - 60. Этот же двигатель по мощности и оборотам подходит для постановки на комбайн. Небольшие изменения габаритных размеров и числа оборотов позволят поставить его же на тракторы Сталинградского и Харьковского тракторных заводов (Интернационал 15/30). Таким образом, один мощный ззвод снабдит современными нефтяными двигателями эти гиганты при выпуске 500 тыс. моторов в год. Эго освободит часть цехов тракторных заводов и позволит увеличить их производительность, специализируясь на шасси, и чо самое главное, не нарушая установившейся работы заводов по выпуску машин. Инж. И. МеньшиковДизельный отдел ИДТИАВТОДОРОВЕЦ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ТЕХНИКОЙ АВТОТРАКТОРНОГО И ДОРОЖНОГО ДЕЛА 13