МОТОЦИКЛИЖ-9Инж. В. БАЗИКВ 1936 году началась подготовка к производству мотоцикла ИЖ-9. ИЖ-9 (рис' 1) является новым типом машины, более мощной и совершенной, чем ее предшественники ИЖ-7 и ИЖ-8. Основная характеристика нового мотоцикла такова:Двигатель . -Двигатель — одноцилиндровый двухтактный с воздушным охлаждением Литраж — 350 куб. см. , Диаметр и ход поршня 76X76 мм. Степень сжатия — 5,8. Максимальное число оборотов—4 200 об/мин. Эффективная мощность при 4 000 об/мин. — Ю л. с. Система смазки — масло, растворенное в горючем.ПитаниеРис. 2. Двигатель мотоцикла ИЖ-9 Рамаштампованный. Тип рамы пружинная, параллелограммТип вилки нал. Клиренс — 140 мм. Колесная база — 1 320 мм. Электрооборудование * Колеса Размер резины — 3,50 X 19 (26" X 3,5 V Генератор—динамо типа Г-10, 36 ватт, б, Тип колес — легкос'емные. нольт. Электроприборы—реле, амперметр и два «Управление мереключателя. Электрооборудование — батарея типа ЗМТ, Передний тормоз и сцепление — рычаги на м"щная фара, звуковой сигнал и стоп-сигнал. руле. Зажигание — батарейное, через бобину. Карбюратор—вращающаяся рукоятка руля Опережение — автоматическое. (газ) и манетка (игла жиклера). I Задний тормоз — педаль. Силовая передача , Переключение передач — комбинированное Коробка передач — три передачи. (ручное и ножное) Сцепление — многодисковое. Передача от двигателя на коробку — шестеОбщие показатели ренчатая, передаточное число 2 : 1 . ^ Рабочий вес — 140 кг. Передачи коробки — I—2,0 :1,0; П—1,5 :1,0 Предельная скорость — 125 км/час. и III — 1,0 :1,0. Средний расход горючего на 10*0 км—4—5 л. передача от коробки на колесо—цепная, пеКак видно из характеристики этой машины, редаточное число 2 : 1 . Пусковой механизм—от педали кикстартера. имеющей сравнительно небольшой литраж.Карбюратор — ЛКЗ-26. Система подачи горючего — самотеком. Емкость бензобака — 12 л. Фильтрация горючего—двойная с отстойником. Очистка воздуха — -масленый фильтр.^*»яяьРис. 1. Мотоцикл ИЖ-9 Рис. 3. Группа коленчатого вала и поршня ИЖ-9 она обладает хорошими динамическими показателями. Учитывая же качество оборудования и отделки—ее можно смело отнести к разряду лучших европейских машин этого типа. Двигатель мотоцикла ИЖ-9 спарен в полублоке с коробкой передач (болтовое соединение)' и поставлен на раме значительно нилсе, чем на мотоцикле ИЖ-7, что дает машине хо• рошую устойчивость в пути. В то же время это не отразилось на клиренсе, который до-Рис. 4. Боковой разрез коробки передач Наличие бездефлекторного поршня v обгоняется применением так называемого двухпроточного перепуска, что дает возможность получить лучшее наполнение цилиндра и более тонкую смесь.Ша/эи/тподшилнцк Dведен до 140 мм, чем достигается большая проходимость. Двигатель показан отдельно на рис. 2, группа коленчатого вала—на рис. 3.Рис. 5. Продольный разрез коробки передач ftРис. 6. Втулка заднего колеса Опыт работы стальных дисков с пробковыми вкладышами в^ масле показал чрезвычайно положительные результаты, делая сцепление оч«нь эластичным и увеличивая продолжительность срока службы самих пробковых вкладышей. Коробка передач (типа Бурман) имеет 3 пары шестерен, находящихся в постоянном зацеплении. Переключение ( осуществляется пли за счет кулачкового зацепления (для Iи III передач), или же за счет набегания одной из шестерен на' шлицевые, выступы валика (II передача). , Фиксация положения рычага переключения осуществлена в полости картера, чем предусмотрена возможность смазки деталей. Верхняя часть корпуса коробки является также посадочным местом для динамо, приводная шестерня которой непосредственно связана с большой шестерней дискового барабана. Электрооборудование машины имеет 36-ваттную динамо (Электрозавода), которая .в сочетании с батареей емкостью 20 амп/ч. обеспечивает энергией зажигание, освещение, сигнал и задний стоп-сигнал. По сравнению с машиной старого выпуска, здесь применена полная система батарейного электрооборудования. Удобно помещенные на щитке кронштейна приборы (амперметр и переключатель, а также спидометр) находятся в поле прения водителя. Рама почти целиком заимствована у машйны ИЖ-7, как вполне оправдавшая себя. Изменены лишь щитки, которым придана более изящная форма. Колеса оба легкос'емные. Конструкция втулки заднего колеса хорошо видна из рис. 6. Покрышки безбортовые: Как видим из этого общего описания, машина ИЖ-9 выгодно отличается эт ов<их предшественников. Ряд «мелочей», как, например, управление карбюратором поворотной ручкой руля, два сильных глушителя, новое мягкое удобное седло, поворотные подножки и т. д. является значительным улучшением конструкции. В результате получается сильная быстроходная удобная машина.Наличие двойного выхлопа облегчает продувку цилиндра, позволяя лучше освобождать 'цилиндр от сгоревших газов. В конечном счете увеличивается литровая мощность и уменьшается расход горючего. По сравнению с,двигателем мотоцикла ИЖ-7, при увеличении об'ема цилиндра на 16,7% мощность увеличивается почти на 100%. По общей конструкции этот двигатель одинаков с остальными двухтактными двигателями, но он более надежен В работе. Основное отличие его от ИЖ-7 заключается в следующем: гарантируется свободный подход масла ко всем четырем коренным подшипникам; обеспечена легкая регулировка предельного люфта коленчатого вала путем введения внешних регулирующих прокладок; установлен амортизатор в системе передачи на коробку; в нижнюю головку шатуна поставлены игольчатые подшипники; непосредственно на крышках маховика смонтирован прерыватель, легкодоступный как для • регулировки контактов, так и для смепы конденсатора; дополнительно на самом маховике установлен механизм, позволяющий автоматически производить изменения величины опережения зажигания. Одной из наружных поверхностей, как уже было сказано, картер двигателя спарен с картером коробки передач, что в итоге дает компактный агрегат, крепящийся на четырех болтах к раме мотоцикла. . Вращение передается от двигателя на коробку передач при помощи большой шестерни барабана сцепления (рис. 4 и 5). Эта трансмиссионная часть закрыта общей крышкой блока, с расчетом получения единой масленой .ванны, охватывающей весь механизм коробки, 1 включая и сцепление.