16
17
ПРИБОР ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ БАТАРЕИИнж. И. КРУЗб Известно, какую важную роль играет аккуказания напряжения ненагруженной батареи. мулятор при батарейной системе зажигания. Затем при выключенном зажигании включается стартер на 5 секунд, накал ламп падает и Поэтому вопросам аккумуляторного хозяйства вольтметры показывают падение напряжения у нас сейчас уделяется много внимания как в каждой банке батареи. При снятой с автов технической печати, так ив практической мобиля батарее, вместо стартера для нагрузки работе автобаз. Каков срок службы аккумуляторной батареи до капитальной переборки? Как предохранить батарею от g преждевременного разруше" ния? Вот вопросы, интересующие эксплоатационников. По данным автобазы Моссовета, средняя продолясительность службы батареи типа ЗСТ-80 на легковых машинах — один год, хотя в десяти случаях этот срок был значительно выше — 1 год и4 месяца и даже 1 год и6 месяцев. Для стандартных батарей Подольского завода, устанавливавшихся на ГАЗ-А, а теперь на М-1, это неплохой результат. Для увеличения срока службы аккумуляторной батареи крайне важны внимательный уход и бережное отношение шоферов к батареям, а также правильный учет и контроль за ними со стороны администрации автобаз. Каждая батарея обязательРис, 1. Испытание аккумуляторной батареи. Крайние банки но должна иметь свой подержат напряжение по два вольта, а средняя полностью разрядковый инвентарный номер ряжена (выжигается сбоку ящика батареи) и на нее доллсна быть заведена учетвключают параллельно особое' сопротивление ная карточка, в которой записывается дата (рис. 2). постановки на автомобиль, ремонты, испытаНа рис. 3 изображена принципиальная схения, подзарядки и т. п. ма включения прибора и,нагрузки при испыКонтроль за работой батареи желательно тании аккумуляторной батареи. Из схемы осуществлять двояким способом: ареометром видно, что каждый из трех вольтметров кон(для проверки плотности электролита) и опитролирует лишь одну банку. Для присоедисанным ниже прибором, выгодно отличаюнения к батарее имеется четыре провода, сощимся от испытательной вилки ГАРО тем, единенные в две группы, причем провода 1и что он позволяет одновременно контролиро4, идущие к конечным клеммам, более коротвать все три банки как под нагрузкой, так и кие, чем провода 2и 3, идущие к среднимбез Нее. клеммам. Это необходимо для избежания пуПрибор состоит из деревянного ящика с таницы при присоединении зажимов. Нагрузвставленными в него тремя вольтметрами ка представляет собой угольный стержень ручного типа, градуированными на 8 вольт диаметром 26 мм и длиной 300 мм, который (рис.: 1). Они соединены последовательно чечерез посредство рубильника и двух толстых тырьмя выведенными концами, об'единенными проводов с наконечниками в виде медных ков две группы. Провода на концах снабжены нусных колпачков соединяется с плюсовой и специальными металлическими зажимами для минусовой клеммами батареи (рис. 2). Сила создания быстрого и надежного контакта со разрядного тока при включении данного сосвинцовыми клеммами аккумуляторов. Снарупротивления возрастает до 150 ампер, что сожи зажимы для предохранения от окисления ответствует потреблению стартера при теплом облужены ик концам.их привернуты пружи- двигателе. Для избежания разрядки испыты• ны, придающие жесткость присоединительноваемой батареи рубильник сопротивления слему проводу и не допускающие его перетирадует включить лишь на 5—10 секунд. ния. Перейдем к методике испытаний. Для проведения испытания .прибор подноИспытание 1-е. Батарея стоит на автомобисят к автомобилю и присоединяют к батарее. ле. Снимают коврик и крышку люка или по- е Лампы в этот момент загораются каждая от душку переднего сиденья и присоединяют •° своей банки, а вольтметры дают точные по- зажимы прибора к клеммам, как указано на Рис. 2. Внешний вид угольной нагрузки, присоединенной к аккумуляторной батарее. 1 — угольный стержень; 2 — рубильник; 3 — провода к клеммам батареи схеме (рис. 3); вместо присоединения нагрузки включают стартер. Проделав все это, следят за показаниями вольтметров: при исправной батарее показания отдельных банок должны быть одинаковыми. До включения стартера каждый вольтметр должен показать 22,2 вольта. Если под нагрузкой напряжение падает не ниже 1,5 вольта, то зарядка полная; при падении напряжения до 1 вольта зарядка слаба, а падение ниже 1 вольта указывает на негодность или полную разрядку данной' банки. Таким образом, легко обнаружить причинухарактерной неисправности батареи, йЬгда сигнал, свет и зажигание работают, а стартер не берет. Чаще всего это происходит вследствие того, что одна из банок не держит зарядки, а работает паразитически за счет двух других. На рис. 1, где был показан прибор во время испытания такой батареи, средняя банка негодная. Испытание 2-е. Проверка суммарной работы батареи на автомобиле. Зажимы 2и3 крепятся к минусу (—) и плюсу (+)"1слемм, зажимы 1и4 раз'единяются (рис. 3). Средняя лампа ярко вспыхивает и средний вольтметр показывает полное напряжение батареи: 6—6,5 вольта. Испытание под нагрузкой производится аналогично первому случаю. » Испытание 3-е. Батарея .снята с автомобиля. Прибор с вольтметрами присоединяется к клеммам, как указано выше, и параллельно ему присоединяют два провода от нагрузки (рис. 4). Сначала следят за показаниями вольтметров при включенном сопротивлении* а затем короткими замыканиями рубильника включают сопротивление, контролируя падение напряжения в отдельных банках. Испытание 4-е. Батарея снята с автомобиля; схема аналогична второму испытанию, но кроме зажимов 2и3 оставляют присоединенными провода от нагрузки и соответственноРис. 4. Присоединение приборов при испытании снятого с автомобиля аккумулятора, 1—прибор с вольтметрами; 2—аккумуляторная батарея; 3—прибор для нагрузки получают картину изменения суммарного напряжения аккумулятора (рис. 4). Описанный прибор, примененный в автобазе Моссовета, показал положительные результаты. Он позволил не только быстро и точно находить скрытые дефекты батареи, но и более правильно определять процент годности аккумулятора и степень его естественного износа. • Прибор портативный и легко может быть * • собран в гаражной электромастерской.Рис. 3. Принципиальная схема включения испытательных приборов в цепь аккумуляторной батареи. 1, 2, 3, 4 — провода от вольтметра к клеммам батареи; 5 — вольтметры; 6 — контрольные лампы; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — угольная нагрузка; 9 — рубильник