ТЯЖЕЛЫЕ ДВИГАТЕЛИ НАТИ СЕРИИ „ Ш "Инж. К. ШАРАПОВ Двигатели НАТИ серии «Ш» запроектированы для тяжелых грузовиков (5 ти выше), тягачей, трехосных пожарных и специальных машин, многоместных городских и междугородных автобусов, а также для индустриальных и стационарных установок. Они требуют двигателей с довольно широким диапазоном мощностей (от 100 до 150 л. с). Завод по производству таких автомобильных двигателей будет, очевидно, выпускать бензиновые, дизельные и газогенераторные двигатели^ что вызвало необходимость создания цельного (об'единенного конструктивно) «семейства» двигателей, дающего нужные мощности и подразделяющегося по видам используемого топлива. Мысль о нескольких двигателях различных конструкций, не связанных между собой ни конструктивно, ни в производстве, ни в оборудовании, приходится с самого начала отбросить. При проектировании двигателей был поставлен ряд требований, а именно: конструкция должна быть высокого класса, чтобы обеспечить надежность и долговечность двигателей; конструкция и технология производства должны соответствовать самым современным методам и большому масштабу; оборудование завода и детали двигателей должны быть максимально унифицированы; двигатели должны иметь возможно низкий вес. Унификация оборудования завода значительно снизит стоимость самого завода и позволит в будущем выпускать различные двигатели в любом, нужном в данный момент, количестве. Унификация деталей упростит производство двигателей и запасных частей, а также ремонт. В приведенной ниже таблице показано, из каких двигателей состоит «семейство» серии «Ш», и даны соответственные ориентировоч-: ные значения мощностей и крутящих моментов. I Значения мощностей определены в пределах 4—5% и даны в чистом виде, без вычетов на собственные приводы (вентилятор, помпа, генератор и проч.), расход на которые тавляет 10—12°/« от мощности двигателя.Рис. 1. Продольный разрез бензинового двигателя Рис. 2. Продольный разрез дизеляТаблица мощностей двигателей НАТИ серии сШ» Диаметр Мощность двигателей в д. о. о |цилиндра н число оборотов и ход пв поршня а, бенз^то- дизельгазогенен S ** (в мы) Щ ных . раторных в. X01siSШV 9*107X140 7,5 115—2 400 112X140 8,2 130—2 400 117X140 9,0 140—2 400 115-2 000 120X140 9,5 J.50—2 300 125—2 000 85—2 300 120X152 10,3 160—2 300 135—1800 95—2300Как видно из таблицы, изменение литража в иврвых четырех размерах достигается изменением диаметра цилиндра при общем коленчатом вале с ходом поршня 140 мм, и только самый большой размер двигателей 10,3 л создается на увеличенном ходе поршня 152 мм. Изменение диаметра цилиндра достигается применением сменных мокрых цилиндровых гильз из легированного чугуна, дающего повле термической обработки высокую твердость (500—540 по Брюнелю). Применение сменных мокрых гильз дает ряд больших преимуществ в производстве и ремонте. На рис. 1 изображен продольный разрез бензинового двигателя; на рис. 2 — разрез дизеля. Из сопоставления их видно, что эти — двигатели отличаются друг от друга различ• нымн головками, поршнями, шатунами и более солидным коленчатым валом дизеля. Все остальное у этих двигателей является общим. Блоки для бензинового и дизельного двигателей представляют собой весьма жесткую конструкцию, имеющую общие габариты, расположение осей и центровых расстояний. Блоки обрабатываются на одном и том же оборудовании. Конструкция и внешние' формы блоков предусматривают применение ' самых последних методов обработки, вплоть до поверхностной протяжки. Для коренных и шатунных подшипников коленчатых валов приняты взаимозаменяемые тонкостенные вкладыши высокосвинцовистой бронзы на стальной ленте. Коленчатые валы дизельных и, бензиновых моторов отличаются друг от друга лишь диаметром шеек и обрабатываются также на общем оборудовании. Коленчатые валы имеют солидпые размеры шеек, закаливаемых на корку, обеспечивающих достаточную жесткость, и снабжены 8 штампованными противовесами. Распределительный вал — общий для всех вариантов. Таким образом основное оборудование для обработки блоков, коленчатых и распределительных валов — общее для всего «семейства» двигателей. Передний привод (распределительного вала, компрессора и топливного насоса) осуществляется бесшумной цепью и является общим для всех с двигателей. Абсолютно унифицированы для всего семейства охлаждающая и смазочная системы, передняя крышка картера, картер маховика, ма-