Рис. 3. Ареометр:1 — резиновая груша, 2—стеклянный цилиндр, .3—ареометр, 4—резиновая пробка, 5—эбонитовая трубкаРис. 4. Нагрузочная видка:и» 1 1—вагрузочвое сопротивление, i—контактные шины, зножки, 4—вольтметр, 5—контактные стержни, б—дружинытретьей щетки на одну ламель против вращения якоря. Средние величины зарядного тока следующие: летом — от V до Vs w номинальной емкости, зимой — от Vs до Ve. При запуске двигателя стартером аккумуляторная батарея разряжается токами порядка 200—300 ампер. Длительная разрядка вызывает коробление пластин, что приводит к замыканию их мезкду собой. Поэтому злоупотреблять работой стартера вредно. Зимние условия работы наиболее тяжелые для аккумуляторной батареи. Расход электроэнергии зимой значительно возрастает, в то время как емкость снижается. Это объясняется тем, что с понижением температуры вязкость электролита увеличивается и он труднее проникает в поры пластин. Кроме того, при температурах низке 0° С возникаетопасность замерзания электролита, а' следовательно, разрушения пластин и баков. Наиболее низкая температура замерзания у электролита плотностью 1,290. С изменением значения плотности в ту или иную сторону температура замерзания повышается.Плотность электролита 1,12 1,200 1,25 1,29 1,35 1,40 Температура замерзания 9 25 50 74 57 • . 38Отсюда ясно, что плотность электролита доллсна быть ' доведена до значения, обеспечивающего нормальную работу батареи в данном климатическом поясе (см. таблицу 1). Таблица 1Плотность электролита для зимнего времени Состояние аккумуляторной батареи Заряжена_ со щ а.Разряжена на 50%I лОоСХ соСРазряжена на 100%О. го <и О. с си SS а) га t- соНа пластины оказывает вредное действие как глубокая разрядка их, так и перезаряд. Разрядка вызывает сульфатацию и коробление, а перезаряд — разрушение пластин. Поэтому периодически, через каждые 6—7 дней, нужно проверять состояние зарязкенности батареи во всех ее элементах путем измерения плотности электролита специальным ареометром (рис. 3). Замер плотности производится следующим способом. Сжав резиновую грушу 1, опускают конец эбонитовой трубки 5в элемент до соприкосновения его с электролитом, затем, разжимая грушу, набирают электролит в стеклянный цилиндр 2. Деление на шкале ареометра 3, находящееся на уровне электролита, показкет значение плотности. Если аккумуляторная батарея разряжена на 50°/о, ее нужно снять с автомобиля и отдать в зарядку. Силу зарядного тока динамомашины устанавливают по потребности. Делают это следующим способом. После каждого замера записывают значение плотности и определяют, компенсирует ли генератор расход электроэнергии или нет. В случае систематического недозаряда батареи сила зарядного тока увеличивается, а в случае перезаряда — уменьшается. Предполозким, что значение плотности электролита при первом замере было — 1,270, а при последующем — 1,250. Это показывает, что аккумуляторная батарея в среднем за неделю отдала больше электрической энергии, чем получила от генератора. Значит, зарядный ток нужно увеличить, т. е. передвинуть третью щетку на одну ламель (секция якоря) по ходу вращения якоря. Если плотность электролита будет соответствовать значению зарязкенного аккумулятора и на поверхности его вокруг пробок появится влажность, значит батарея перезаряжается. В этом случае зарядный ток нузкно уменьшить путем сдвига2 За рулем №. 23-24со _C DКлиматический пояс Северные районы Район средней полосы Южные районыо чсо ои<u га н гоa sч осшЯC се Uн го£о очоак. . . . ч1,310! —66 1,290,' -74 1,270, —581,250 —50 1,230 —40 1,210 —281,190 —22 1,160 -16 1,140 -12Доводка электролита производится следующим способом. Аккумуляторную батарею снимают с автомобиля и полностью зарялшот. Затем путем отсоса из каждого элемента и последующей доливки электролитом плотностью 1,400 доводят плотность до желаемого значения. Для перемешивания электролита после каэкдой доливки батарея ставится на получасовую . зарядку. Замеры плотности производятся только после перемешивания. Таким образом, учитывая влияние низких температур на работу аккумуляторной батареи, в зимнее время года нужно соблюдать следующие правила: 1. Стремиться не допускать разрядки батареи ншке 75%. 2. Не запускать стартером застывший двигатель. 3. Доводить плотность электролита до значений, указанных в таблице 1. 4. При длительных стоянках автомобиля на открытом воздухе снимать аккумуляторные батареи и хранить в отапливаемом помещении. 5. Не производить транспортировку батареи с электролитом на большие расстояния.ШЕНЕРЫ-ЗКОНОМИСТЫ НА АВТОТРАНСПОРТЕВ опросам инзкенерно-экономического образования в СССР уделяется большое внимание. По решению правительства при инясенерно-экономических институтах Москвы и Ленинграда открыты автотранспортные факультеты. Инженер-экономист доллсен знать основы производства и технологического процесса автопредприятия как в области перевозок, так и гаражного хозяйства, экономику автотранспорта, а таклсе организацию управления предприятием по элементам (планирование, учет и отчетность, себестоимость, тарифы, финансирование и администрирование). В соответствии с этими требованиями в учебные планы автотранспортных факультетов включены общеобразовательные дисциплины, общетехнические, специальные, автотранспортные и специальные экономические. Чтобы дать возможность работникам автоэксплоатационных предприятий получить инженерно-экономическое образование без отрыва от производства, при Московском инженерно-экономическом институте им. Серго Ордзконикидзе открыт заочный автотранспортный факультет. Факультет обеспечивает заочников консультациями и периодическими лекциями. В учебном плане предусмотрены елсегодные лабораторноэкзаменационные сессии продолжительностью 20—30 учебных дней. Окончившие полный курс заочного обучения и защитившие дипломный проект получают диплом инзкенераэкономиста. Срок обучения — 5 лет 10 месяцев.17