Третий образец двигателя Даймлера мощностью 0,6 л. с. с вертикальным цилиндром и закрытым картером был установлен в 1885 году на двухколесный самокат, запатентованный 29 августа 1885 года уже как «экипаж с газовым или керосиновым двигателем». Машина работала на бензине. 10 ноября 1885 года, почти одновременно с пробегом трехколески Бенца, самодвижущийся «экипаж» Даймлера совершил первую успешную поездку. Изобретателем автомобиля считают иногда уролсенца Мекленбурга (Германия) механика Зигфрида Маркуса. Он работал в Вене над автомобилем с двигателем внутреннего сгорания еще с 1864 года. В качестве горючего Маркус предполагал использовать пары бензина или керосина. Машина, построенная им своими силами в 1875 году, оказалась неработоспособной. Американские историки автомобилизма отстаивают в качестве родоначальника автомобильной техники своего соотечественника — юриста Джордзка Балдвина Селдена. Действительно, Селдец представил на конкурс, объявленный в 1875 году губернатором штата Висконсин, проект автомобиля с газолиновым двигателем (вместо парового, требуемого условиями конкурса). Проект удостоился премии в5 000 долларов. Автомобиль Селдена имел двигатель и трансмиссию, смонтированные на передней оси, которая была ведущей и поворачивалась целиком, как у телеги. Будучи спокоен за свой проект, поскольку он был отмечен на конкурсе, Селден не предавал его широкой огласке и постепенно на опыте возникавших автомобильных фирм улучшал конструкцию вплоть до 1895 года. В 1S95 году Селден получил патент ив начале XX века продал его компании электрических экипажей Хартфорд. Основываясь на давности изобретения Селдена и на отсутствии патентов у многих фирм, машины которых в основном не отличались от селденовской, компания Хартфорд предъявила иск к американским автопромышленникам. Американский суд удовлетворил его. На этой комбинации Селден заработал миллионы долларов. Монополия изобретателя окончилась только в 1911 году после долгой тязкбы меясду ним и американскими автомобильными фирмами. Личные интересы Селдена привели к тому, что он почти двадцать лет не давал своему изобретению хода. Маркус лее вообще не довел дела до конца. Это позволяет считать изобретателями автомобиля Бенца и Даймлера. Они продолзкали начатое дело до самой смерти. В 1926 году их заводы объединились под маркой Даймлер — Бенц. Совпадение идей и дат изобретений Бенца и Даймлера не умаляет заслуг казкдого из них. Оно лишь показывает, насколько развитие производственных отношений и техники подготовило появление нового вида транспорта, которому сузкдено было стать наиболее массовым и повсеместным.На мотоциклетной выставкеНедавно в клубе автобазы Сов наркома СССР была органик вана выставка современных оте чественных и импортных мото циклов. Здесь демонстрировались им портные машины „Цюндапп",„НСУ" „БМВ-Р71" (Германия), „Триумф" (Англия), все типы советских мотоциклов, а также спортивные машины, изготовленные Ленинградским и Таганрогским заводами (см. фото справа). Одновременно на выставке был показан детский мотоцикл-мотороллер, сконструированный и собранный в Московском доме пионеров группой ребят под руководством 17-летнего Кости Соболева. Мотороллер с велосипедным мотором мощностью И^Л.С. (производства одесского завода „Профинтерн") развивает скорость до 40 км в час и расходует на часовую поездку i/2 л бензина. Вес мотороллера—35 кг. Мотор монтирован на передней вилке. Управление настолько простое, что на нем свободно ездят ребята в возрасте 12 лет. Ъ1?М Чо ttl}/&*БУРЫЙ УГОЛЬ—АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВОIS онструкторская мысль неустанно *»• работает над применением новых видов топлива для отечественных автомобилей. Наряду с древесными чурками и древесным углем доказана пригодность для газификации в транспортных газогенераторах бурых углей. Карагандинский совхоз НКВД узке в течение длительного времени использует дешевый бурый уголь одной из шахт Карагандинского бассейна для переоборудованных газогенераторных автомобилей и тракторов. За год более 20 газогенераторных автомобилей ЗИС-5, работавших в жару и мороз, в весеннюю и осеннюю распутицу, прошли до 50 тыс. км калсдая, сэкономив 300 т бензина. * Недавно впервые в СССР был организован автопробег автомобилей, заправленных бурым углем, по маршруту Караганда — Алма-Ата и обратно протяжением 2 500 км. Автоколонна под руководством командора пробега т. Косилова шла по размытым солончакам, пескам, по суглинистой и почти непроезжей Голодной степи, преодолевая крутые подъемы или пробираясь в тростниковых зарослях. Несмотря на тяжелые дорожные и метеорологические условия, автомобили работали безотказно. В пробеге, так же как ив нормальной эксплоатации, доказано, что бурый уголь молено использо-; вать в натуральном виде, без пред-' варительной обработки, что самоочистка газа от продуктов сгорания серы вполне удовлетворительная, устойчивая газификация обеспечивается отсутствием спекания угля. Значение автопробега Караганда — Алма-Ата и обратно очень велико. Месторозкдения бурых углей имеются s большом количестве не только в Казахской ССР, но и в, других республиках и областях Союза. Это дает возмозкность широкого внедрения экономичных транспортных газогенераторов, работающих на буром угле, в промышленности и социалистическом земледелии.21