Инж.Ю.МИХАЙЛОВСКИЙ, командор пробегаентральный научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности СССР (ЦНИИМЭ) при участии Центрального авто-мотоклуба СССР организовал первый в истории советского автомобилизма пробег газогенераторного автомобиля ГАЗ-42 по маршруту Москва—Дальний Восток. Старт был дан 11 июня в Москве, а 27 сентября участники пробега финишировали в г. Благовещенске Хабаровского края. Перед экипажем в составе командора — автора статьи, научных сотрудников В. Беляева и М. Барановского и механика Н. Нечитаева были поставлены три основные задачи: 1) испытать автомобильный газогенератор конструкции ЦНИИМЭ, имеющий съемные, легко заменяемые детали, сделанные из железа вместо литой стали; 2) провести испытание специального магнето «ДПК-4» конструкции инж. Копняева и динамомашины с новым регулятором напряжения, облегчающим запуск двигателя непосредственно на газе; 3) помочь наладить правильную эксплоатацию газогенераторных автомобилей и тракторов в 14 отдаленных мехлеспунктах Сибири и Дальнего Востока. Наш автомобиль прошел по маршруту: Москва—Горький — Казань — Малмыж — Молотов — СвердловскТюмень — Ялуторовск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Нерчинск — Зилово — Могоча — Сковородино — Тыгда — Свободный — Куйбышевка — Благовещенск за 108 дней. Из них 55 было затрачено на движение, а остальное время участники пробега находились на мехлеспунктах, в городах и поселках, где проводили занятия с водителями газогенераторных автомобилей и изучали опыт работы стахановцевгазогенераторщиков.Ц' ной мерзлоты, где нет газогенераторных баз, мы распиливали на чурки старые шпалы. Лучше всего газогенератор работал на чурках из сухих березовых дров влажностью от 15 до 20°/о, давая более устойчивый газ. Система очистки газа и зольник подвергались при этом значительно меньшему засорению. Так лее хорошо работал газогенератор на сосне, лиственнице, пихте и ели. При работе на этих видах топлива наблюдалось лишь несколько более быстрое засорение зольника. Многие хозяйственники не применяют для газогенераторных автомобилей хвойных пород дров, боясь засмоления двигателя. Это совершенно неверно. Смолистые вещества полностью сгорают в газогенераторе, и нет никаких оснований отказываться от использования хвойных пород. Наш ГАЗ-42 шел по самым различным дорогам — через Уральские горы, Енисейский и Яблоновый хребты, по тайге, через мари и болота в районе вечной мерзлоты и, несмотря на чрезвычайно тяжелые дорожные и климатические условия, выдерзкал испытание, преодолев все трудности.*Как известно, стальные топливники прогорают после пробега 1015 тыс. км. ЦНИИМЭ сконструировал и оборудовал пробеговый автомобиль железным топливником со съемными деталями, которые молено легко и дешево изготовить на месте из газогенераторов, вышедших нз строя. Материалом для топливника слузкат обрезки железных водопроводных пли зкаровых труб длиной до 2ми диаметром 2и \% дюйма и котельное экелезо толщиной 12—15 мм. Новые топливники изготовляются для автомобилей ГАЗ-42 и ЗИС-21 примерно одинаковой конструкции. Наш леелезный топливник после 9 тыс. км пробега автомобиля был в удовлетворительном состоянии. Монтале топливника прост: сначала вставляют в газогенератор внутренний коясух с конусным топливником и диафрагмой, затем укрепляют воздухоподводящую трубу с кольцом и подгоняют по месту асбестовое уплотнение в отвеостие крышки загрузочного люка. Железный конусный топливник мозкет выдержать 20—25 тыс. км пробега автомобиля. Вместо зажигания от бобины (трамблера-распределителя) мы поставили новое магнето «ДПК-4» заЕода АТЭ. Применив добавочное простое приспособление — зуммер, мы еще более облегчили запуск двигателя на газе при различных метеорологических условиях (доледь, сырость, мороз). Зуммер делают из сгоревшего реле динамо автомобиля ГАЗ. При его применении искра в момент запуска получается непрерывная и увеличивается до 12—15 мм. Благодаря этому приспособлению двигатель заводится на газе дазке в случае разрядки аккумуляторной батареи. Во время пробега автомобиль испытывал. всевозмояшые удары, толчки при езде в условиях бездорожья. Однако ходовая часть не ремонтировалась ни разу. Ремонт двигателя заключался лишь в смене поршневых колец и подтягивании коренных и шатунных подшипников (два раза). Пробег еще раз подтвердил, что советский газогенераторный автомобиль вынослив, надеясен и мозкет работать в любых условиях.От Москвы до Благовещенска пройдено по спидометру 8 400 км и израсходовано 24 кубометра различных видов древесного топлива. До Урала автомобиль шел на березовых и дубовых чурках, на Урале ив Сибири применяли сосновые и еловые чурки, между Красноярском и Иркутском использовали пихту, а на Дальнем Востоке после Нерчинскалиственницу и березу. В районе веч-Переправа через реку Обь -9