10
11
#$>•о утрам на просторной автостраде Москва — Минск движение кажется спокойным и неторопливым. Но стоит только свернуть влево у указателя «Смоленск — 7 км», как попадаешь в плотный поток автомобилей. Плавно и тяжело идут МАЗы с железобетонными панелями для новостроек города, спешат ЗИЛы и газики с контейнерами для льнокомбината и оборудованием нового завода автоматики. Автобусы везут рабочую смену на предприятия. _Я обочины автокраны опускают в землю молодые деревья. Автомобили, автомобили, автомобили... Сколько надо умелых шоферских рук, чтобы управлять этой сложной техникой! За мостом, ближе к центру города, медленно, хотя и «налегке», движутся грузовики с предупреждающей надписью на кабине — «Учебный». За стеклами внимательные сосредоточенные лица. Это те, кто, может быть, завтра поведут машины в самостоятельные рейсы. Как готовы они к этому? Все ли усвоили, всему ли научились? Маршруты «учебных» приводят к двухэтажному зданию на 1-й Краснинской улице — Смоленскому автомотоклубу ДОСААФ. Здесь, очевидно, можно найти ответы на наши вопросы. У Смоленского автомотоклуба солидное хозяйство: гараж с двенадцатью автомобилями, восемь классных комнат, много оборудования, которое непрерывно пополняется. Обучают будущих шоферов педагоги с многолетним производственным и преподавательским стажем. В таких условиях можно готовить хороших специалистов. Но не будем торопиться с выводами. ...Идет выпускной экзамен. Учебный класс выглядит сегодня необычно. Стол под красным сукном, белые прямоугольники билетов, серьезные лица экзаменаторов. Необычно, но в общем все, как и должно быть на экзаменах. Последнюю проверку проходит группа № 6, Отвечают по-разному. Уверенно и спокойно, путано и сбивчиво. Одно настораживает: «по книжке» курсанты излагают материал довольно бойко, но как только встречаются практические вопросы — по техническому обслуживанию, ремонту или регулировке агрегатов, «разводке» транспорта, сразу чувствуется некоторая неуверенность. Хорошо отвечавший ка теоретические вопросы курсант Моисеев не может расПсказать, как отрегулировать зацепление в червячной паре рулевого механизма. Только «тройкой» комиссия оценивает подготовку Тимофеева, который не сумел отрегулировать свет в фарах. Елееле справляется Солодков с проверкой действия ручного тормоза. И вот грянул гром. Курсант Манько не знает, как обнаружить утечку жидкости в гидравлическом приводе тормозов. Двойка! Дальше — больше. Неразрешимыми Оказываются для Добрышина, Зуева, Николаева, Левкина и Голубева вопросы: как снять генератор, как проверить работу сцепления, как отрегулировать свободный ход педали тормоза? Двойка! Двойка! Двойка! Из тридцати одного сдававшего экзамен восемь получили неудовлетворительные отметки. КАК ЖЕ ЭТО МОГЛО ПРОИЗОЙТИ! Курсанта Бородавкина поставил в тупик несложный вопрос о регулировке карбюратора на малые обороты холостого хода. Интересно, а как он отвечал по этому материалу в процессе учебы? Журнал учета занятий ответа на это не дал. За все восемнадцать уроков, отведенных программой'на изучение системы питания двигателя, Бородавкин ни разу не был спрошен! И он не исключение. Журнальные графы пустовали против фамилий еще тринадцати человек. Может быть, знания курсанта проверялись во время практических работ? Тоже нет. 28 декабря (когда объясняли регулировку карбюратора) Бородавкина на занятиях не было. Сколько же можно- спросить курсантов в течение 2-часового занятия? Опыт лучших преподавателей говорит — 6—8 человек. Опрос ведется в течение всего урока: в начале — для повторения, а затем и для закрепления нового материала. Отметки ставятся и за добавление с места, так как для того, чтобы' дополнить рассказ товарища, надо хорошо знать тему, следить за ответом и уметь его проанализировать. Конечно, отметка — не самоцель. Но она, безусловно, заставляет учащихся лучше готовиться к уроку (к каждому!), серьезней относиться к учебе, иными словами, обеспечивает прочные и хорошие знания, на достижение которых и направлен весь труд преподавателя. Признаться, трудно объяснить, какмог преподаватель экзаменуемой группы Кубышев судить о готовности своих питомцев, если каждый из них за весь курс обучения имел 2—3 отметки? Бесспорно, вести «плотный» опрос и учет знаний нелегко. Это требует тщательной подготовки самого преподавателя. Надо заранее продумать все части урока, наметить вопросы и тех, кого нужно вызвать, предусмотреть возможные ошибки в ответах. Все это вместе с кратким конспектом и составит план занятия. Кстати о плане. «Составление плана, продумывание всех деталей работы гарантирует точность ведения занятий и успешное достижение основной цели и всех задач урока. Вместе с тем это способствует совершенствованию педагогического опыта» — так говорит учебник педагогики. А как понимают это в Смоленском АМК? Часть преподавателей ведет занятия вообще без поурочных планов. У других он есть, но содержит лишь разбивку урока по времени: на повторение — столько-то минут, на объяснение нового материала — столько-то и т. д. Да и это сделано зачастую произвольно. Скажем, на повторение в нем отведено 15 минут. А почему не 20 или 10? В плане никаких указаний или рекомендательных записей нет, и, следовательно, объяснить установленное время нечем. Другой пример. Техник Шмайлов, составляя план практического занятия, переписал в тетрадь... технологическую карту. Нетрудно увидеть, что план превращен в пустую формальность. Во время одного из занятий у преподавателя Макухина на столе лежал прошлогодний план занятия на ту же тему. Конечно, когда он перестал быть руководством, можно положить на стол и документ десятилетней давности. А как быть с подготовкой курсантов? Она-то должна отвечать требованиям сегодняшнего дня! ПРОГРАММА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В программе подготовки шоферов 3-го класса конкретно и вполне определенно - указано на необходимость «предоставить каждому обучаемому самостоятельно провести весь объем работ». Однако На экзамене нередко можно было услышать такой диалог: — Вы сами выполняли эту работу? — Нет, но я видел, как делали...— ??? Не секрет, что четко организовать и хорошо провести занятие по. сборочкоразборочным, слесарным работам или по техническому обслуживанию автомобиля несравненно труднее, чем теоретический урок. Многое здесь зависит от наличия достаточного количества необходимых узлов и агрегатов, от правильного их использования. В Смоленском автомотоклубе классы для практических работ, надо сказать, оборудованы далеко не лучшим образом. Начнем с того, что они отличаются от теоретических разве только тем, что первые размещены в подвальных помещениях, а вторые -— этажом выше. В остальном ив тех, и в других, вы увидите одно и то же: препарированные макеты автомобилей, плакаты, обычные учебные столы. В нашем понимании, класс длЛ практических работ — это рабочие верстаки с тисками и выклад-10 кой необходимого инструмента (причем в количестве, достаточном, чтобы проводить занятие со всей группой), технологические карты, четкий график выполнения заданий. Этого, к сожалению, в классах Смоленского АМК нет. На занятии по теме «Карбюратор К-22Г» на группу в. 30 человек было только три карбюратора. Один курсант разбирал, двое-трое, что сидели поближе, смотрели, а остальным вообще нечего было делать. Какие уж тут практические навыки и умения можно приобрести! Показательно, что и посещаемость этих уроков очень низкая. Может быть, поэтому пропустил их в свое время и Бородавкин? Учебные практические работы — это мост, который ведет от теории к производительному труду. В учебном процессе Смоленского автомотоклуба этот мост (если применить такое сравнение) довольно шаткий и слабый, и переправиться по нему сможет не всякий. Что и показали выпускные экзамены. В начале статьи мы говорили о том, что автомотоклуб обладает хорошей материально-технической базой. Почему же учебное оборудование не используется полностью? Объясняется это прежде всего установившейся в Смоленском АМК странной практикой, смысл которой можно передать словами «мой класс — моя вотчина». Каждый преподаватель имеет «свой» класс и оборудует его «для себя». Естественно, что рассредоточенные по разным классам учебные пособия трудно учесть и рационально использовать. Здесь уместно вернуться к экзамену. Когда при ответе одного из курсантов не оказалось карбюратора К-22Г, преподаватель без тени смущения произнес: «А у меня его нет!» Подчеркиваем, не «у нас», а «у меня». И это в то время, когда у других преподавателей было двенадцать таких карбюраторов. В лучших автомотоклубах страны эту проблему решили иначе. Классные помещения превращены в специально оборудованные кабинеты по отдельным темам учебного курса — «Двигатель», «Силовая передача», «Правила движения транспорта» и т. д. Такая же система принята и для учебно-производственных помещений — «Слесарная мастерская», «Регулировка двигателя и приборов его систем», «Класс практических работ по механизмам силовой передачи и ходовой части» и др. Очевидно, давно пора осуществить специализацию классов ив Смоленском АМК. Другая возможность. В городе имеется несколько крупных автохозяйств, в которые можно было с успехом перенести часть практических работ — таких, как техническое обслуживание и уход за автомобилем, ремонтные и слесарные операции и др. Этого требует программа. Так поступают в автошколе Смоленского явтотреста, где существует твердое расписание производственной практики учащихся в АТК-86. Почему это не вошло в жизнь автомотоклуба — непонятно. В результате курсанты совершенно не знают производства, даже не умеют заполнить путевой лист. НЕ ЖДАТЬ ГОТОВЫХ РЕЦЕПТОВчто вчера было хорошо, сегодня может оказаться недостаточным. Новые задачи требуют постоянного совершенствования форм работы, поисков новых методических приемов. К сожалению, методическая работа в Смоленском автомотоклубе ведется слабо. И в этом, на наш взгляд, кроется причина многих неудач. Семинары и обсуждения уроков, которые время от времени проводятся в автомотоклубе, протекают, видимо, без учета конкретных задач и обстановки. Иначе, чем можно объяснить обилие ошибок в работе преподавателей? Чем объяснить, что продолжительность одного и того же упражнения по вождению автомобиля одним инструктором установлена в один час, другим — в два, третьим — в три? Рекомендации методических совещаний касаются, в основном, одной части урока — объяснения нового материала, А почему бы не выбрать для них такие темы: «Как рациональнее использовать учебное оборудование клуба при изучении такой-то темы», «Как составить план урока», «Как улучшить учет знаний кур ­ сантов» и др.? Они предотвратили бы многие ошибки. •Представляется желательным организация при автомотоклубе постоянно действующего методического семинара, в работе которого принимали бы участие и преподаватели других учебных заведений города, занятых подготовкой шоферских кадров, работники ГАИ и автотранспортных предприятий. Наконец, большую помощь в этом может оказать и актив автомотоклуба, который существует пока лишь на бумаге. Велика в учебном процессе роль заведующего учебной частью. Это человек, который должен не только знать в совершенстве программный материал и уметь составить расписание, но и указать преподавателю его ошибки, показать, как следует провести урок по данной теме. К сожалению, существующим положением, заведующий учебной частью автомотоклуба превращен почти в канцелярского работника. Преподавать ему разрешено только по окончании его основного рабочего времени. Но ведь и учебный день в клубе к этому сроку уже заканчивается. Фактически от учебного процесса он оторван. А не зная, чем «живут и дышат» преподаватели, он не может практически помочь им, перестает быть их наставником. Следует сказать, что за последние три года Смоленский АМК не получал никаких методических разработок и рекомендаций, никаких материалов в помощь преподавателю и из Управления технической подготовки ЦК ДОСААФ СССР. После того, как перестали работать курсы повышения квалификации при ЦАМК, районные и областные автомотоклубы предоставлены самим себе. На наш взгляд, стоит подумать об ор ­ ганизации кустовых методических сборов преподавателей на базе лучших автомотоклубов страны. Было бы весьма желательным и издание специальных брошюр, обобщающих передовой преподавательский опыт. ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯустройству и эксплуатации вверенной ему техники, но и добросовестно, покоммунистически относиться к своим обязанностям, быть упорным в труде, принципиальным и честным. В конечном счете эти качества сыграют в его производственных успехах и жизни не меньшую роль, чем хорошая профессиональная подготовка. Курсант автомотоклуба, в основном, человек с 7—8-летним школьным образованием, для которого процесс воспитания этих качеств еще далеко не окончен. Однако в Смоленском АМК, часто употребляя такие понятия, как «урок», «учебные занятия», «учебный материал», о воспитательной стороне дела забывают. Воспитание курсанта начинается с того момента, когда он впервые переступает порог автомотоклуба. Все окружающее должно говорить ему об установившихся в учебном заведении порядках, дисциплине, традициях. У Смоленского АМК нет даже вывески, да и войдя внутрь, вы не сразу поймете, куда попали. Нет даже привычного глазу расписания занятий. А за примером ходить далеко не надо. Всего в трехстах метрах находится автошкола городского автотреста, где в вестибюле можно увидеть стенгазету с сатирическим приложением, фотовитрину «Учебный день в Смоленской автошколе», стенд «Лучшие учащиеся школы», уголок «Новости автомобильной техники». В небольшом кабинете начальника автомотоклуба висят грамоты, полученные спортсменами-досаафовцами Смоленска в различного рода соревнованиях. Но их почти никто не видит. А почему бы не повесить их в коридоре? Пусть смотрит каждый, кто приходит сюда. Пусть проникается уважением к традициям и успехам клуба! Многие факторы играют в процессе воспитания важную роль. Моральный облик самого преподавателя, образцовый порядок в классе, организация специальных лекций и бесед, выпуск стенгазет и различных стендов, спортивная работа, работа в народных дружинах и многое другое. Ясно, что всю эту работу нельзя проводить стихийно, от случая к случаю. Она должна заранее планироваться. И, очевидно, пора автомотоклубам ДОСААФ наряду с учебным планом иметь разработанный и утвержденный план воспитательной работы. Было бы полезным, кроме обязательных политзанятий, предусмотренных программой обучения, чаще устраивать встречи курсантов с шефами — передовиками производства, участниками бригад коммунистического труда. А может быть, и сама программа политзанятий требует дополнений.Мы далеки от «Сделайте вот так рошо». Подумайте, те! Педагогическая кое творчество, не 2*мысли утверждать: — и все будет хопроверьте, поспорьработа, как и всятерпит шаблона. То,Будущий специалист, молодой водитель должен не только обладать достаточной суммой знаний и навыков поСнова под колесами убегающее полотно автострады. Навстречу — новенький, только что с конвейера грузовик с надписью «Перегон». Куда он держит путь? В Смоленск? Возможно. Возможно также, что попадет он в руки выпускника автомотоклуба. И хочется верить, что это будут руки хорошего специалиста, человека, влюбленного в технику, научившегося грамотно ее эксплуатировать. Г. ЗИНГЕР, спец. корр. Смоленск.!!