Страничка автомоделистаМастера без подмастерьевМосковском городском комитете ДОСААФ хранится переходящий кубок, который три года подряд завоевывают на первенствах Союза автомоделисты столицы. Этот спортивный трофей, несомненно, свидетельствует об их мастерстве. Уместно вспомнить, что первые старты москвичей в 1957 году были неудачны. Моделисты заняли последнее место. Поражение не обескуражило приверженцев нового вида спорта. Они тщательно и всесторонне изучили причины поражения и пришли к выводу: не хватает знаний, умения работать с микродвигателями. 1958 год был годом собирания сил. В автомоделизм пришли опытные конструкторы авиационных моделей С. Казанков, Н. Батурлов, А. Давыдов. Навыки, накопленные при изготовлении моделей самолетов, помогли пионерам автомоделизма технически грамотно строить миниатюрные автомобили. Перед вторыми Всесоюзными соревнованиями по автомодельному спорту москвичи организовали целый ряд встреч с целью проведения ходовых испытаний, выявления наиболее удачных конструкций и популяризации нового вида спорта. Встречи моделистов проходили в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького и вызывали большой интерес у посетителей, особенно у школьников. Некоторые из них после этого пришли в Московский городской дом пионеров, в автомодельный кружок, возглавляемый С. Казанковым. На вторых Всесоюзных соревнованиях моделисты столицы уверенно лидировали и заняли первое место. Вышли они победителями ив 1959 ив 1960 годах. Но успех породил в Московской организации благодушие. Ни один вид спорта не может развиваться без широкого привлечения новичков, создания кружков, спортивных секций. Не составляет исключения и автомодельный спорт. Однако руководители Московского АМК (начальник П. Жуков) и лаборатории автомоделизма (начальник А. Граховский), очевидно, придерживаются иного мнения. Обратимся к фактам. Если в 1958 году в столице было проведено шесть автомодельных соревнований с числом участников около ста, то в 1960 году состоялось только четыре встречи автомоделистов. Вызывает тревогу и состав команд, защищавших спортивную честь Москвы на первенствах Союза по автомодельному спорту. Дело в том, что большинство спортсменов — штатные работники лаборатории или руководители кружков. (Аналогичную картину мы видели и на первенствах Москвы). Это, конечно, зрелые мастера, и никто не собирается умалять их достоинств и заслуг. Наоборот, можно только приветствовать их постоянное участие в соревнованиях. Плохо только то, что рядом с фамилиями известных спортсменов С. Казанкова, А. Давыдова, Б. Ефимова в заявВках сборной Москвы вы не встретите новых имен. Напрашивается вывод, что повседневная кропотливая организаторская работа, направленная на развитие автомодельного спорта, подменяется выступлениями профессионалов. Порочность такой системы очевидна. Ответственность за состояние автомодельного спорта в столице прежде всего ложится на коллектив лаборатории автомоделизма. Лаборатория располагает всем необходимым для плодотворной работы. Здесь есть хорошо оборудованное помещение, станки, инструмент, материалы, квалифицированный штат. Как же решает лаборатория возложенные на «ее обязанности? На наш взгляд, неудовлетворительно. Начальник лаборатории инженер-конструктор А. Граховский, инженер-инструктор А. Давыдов, тренер-инструктор Б. Ефимов мало бывают в первичных организациях ДОСААФ , в домах пионеров, на станциях юных техников, не оказывают им практической помощи. И не случайно, за последние три года количество автомодельных кружковв Москве возросло с пяти до... семи. Мы. знакомились с работой этих кружков. Одни из них, например круж ок Московского городского дома пионеров, Дома пионеров Сталинского района, накопили немалый опыт в конструировании моделей. Воспитанники этих кружков принимали участие в первенстве Москвы, в первых соревнованиях школьников Российской Федерации и заняли призовые места. Кружок, организованный при Доме юного техника Дворца культуры имени Горбунова, делает только первые шаги. Здесь большую помощь автомоделистам оказывают опытные производственники. Они знакомят ребят с технологией обработки металла, дерева. Под их руководством школьники работают на токарных, фрезерных станках. Несколько лет культивируется автомоделизм на станции юных техников Дворца культуры ЗИЛа. В кружке уже построены модели с электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания. Плохо то, что кружковцы не принимают участия в соревнованиях. Тем не менее многотиражная газета «Московский автозаводец» 15 сентября 1960 года со слое заведующей детским сектором Дворца культуры А. Андриановой сообщила буквально следующее: «Летом наши автомоделисты были участниками всесоюзных соревнований, к о ­ торые проходили в Таганроге. Результатами их выступлений мы довольны. Одно из первых мест принадлежит нашему воспитаннику Юрию Степанову, а Илья Блинов —i учащийся заводского ремесленного училища номер один выполнил норму мастера спорта, заняв второе место». Мы вынуждены огорчить т. Андрианову: ни Ю. Степанов, ни И. Блинов никогда не занимались в автомодельном кружке Дворца.В Москве имеется двадцать два Дома пионеров, сотни школ, политехническая база которых дает все возможности для развития технического творчества. Однако сейчас в них действуют только два кружка автомоделизма. Повинны в этом, на наш взгляд, прежде всего руководители районных и городского автомотоклубов ДОСААФи Московской лаборатории автомоделизма, которые не заботятся о популяризации этого вида спорта и не готовят кадры квалифицированных инструкторов. И не удивительно — организации ДОСААФ начали культивировать автомоделизм с 1954 года, в столице же им пока занимаются лишь несколько десятков человек. Но если мы обратимся к отчетам, к о ­ торые направил Московский городской комитет оборонного Общества в ЦК ДОСААФ , то представится несколько иная картина. Как явствует из отчета о ходе Спартакиады по техническим видам спорта, на первое марта 1961 года в столице было проведено 27 автомодельных соревнований, в которых приняло участие 327 спортсменов. М ы побывали во всех организациях, где есть автомодельные кружки , беседовали с работниками Московского автомотоклуба. Общими силами удалось насчитать только четыре соревнования, об остальных двадцати трех никто ничего не знает. Судейские протоколы также свидетельствуют только о четырех встречах автомоделистов за этот период. Не поможет ли нам заместитель председателя городского комитета ДОСААФ т. Розов, подписавший отчет, разыскать «пропавшие» двадцать три соревнования? Мы закончим свою статью тем же , с чего начали. В Московском городском комитете ДОСААФ хранится кубок, присужденный за победу во всесоюзном первенстве по автомоделизму. Однако, если руководители столичной ор ­ ганизации Общества будут и дальше развивать автомоделизм главным образом на бумаге, в сводках, выдавать же ­ лаемое за действительное, он может переменить адрес. С. ПЕТРОВ, член совета Московского АМК; В. ШВАЙКОВСКИЙ, член автомодельного комитета ФАМС, судья всесоюзной категории; Г. РУФАНОВ. ОТ РЕДАКЦИИ В статье «Мастера без подмастерьев» упомянуто о том, что работники Московского городского комитета ДОСААФ представляли в ЦК ДОСААФ заведомо неверные сведения о количестве проведенных в столице автомодельных соревнований. Читатели «За рулем» вправе знать, какие меры приняты против подобных фактов очковтирательства. С этим вопросом редакция обращается к председателю городского комитета ДОСААФ т. Сергееву.18