<•-+•*-*Lв• j'fi • • •РИС 8.ПОСОБИЕ, КОТОРОЕ ВВОДИТд есскоекнижное издательство в 1960 годутиражомв 200 тыс. э кз . выпустило книжку «Правила дви ­ жения по улицам идорогам Союза ССР» (пособие). А втор пособия инже ­ нер-механик А. Иванов в предисловии пишет: «Тщательное изучение истро ­ г оесоблюдение этих правил водителями ипешеходами будет способствовать полной ликвидации дорожно - т ранспорт ­ ных происшествий...» П оследуем совету автора и начнем изучение его пособия собложки . В линзах светофора помещены силуэты регу ­ лировщиков, символизирующие тождество: г рудьрегулировщика — к расный сигнал, правый бокс вытянутой вдоль груди правой рукой — зеленый сигнал. В действительности же зеленый икрас ­ ный сигналы светофора не соответствуют положениямрегулировщика , п о ­ к азанным на обложке . Эта же грубая ошибка повторена авторомв тексте на стр. 35 книжкиив подписях крис . 11 и 12. На стр . 67 автор вопрекидействую ­ щ им Правилам разрешает пользоваться звуковымсигналомв городах, а на стр. 73 рекомендуетожидатьразреше ­ ния на движениеу линии «стоп», а при ее отсутствии — за 5мдопешеход ­ н ого перехода или дограницынерегу ­ л ируемогоперекрестка , тогда как это условие справедливо только для регу ­ лируемых перекрестков. На стр . 75 пособия водители обязы-на перекрестокидвижениедо места, где возможно пересечение путей транспорта, и второй период — о свобожде ­ ние перекрестка , т. е. д вижение после того , к ак взаимные помехиисключены . На рис. 8а показано , что транспортЮиСодного вида одновременно въехал на перекресток , но всерединепере ­ к рестка водитель Юдолжен остановиться и пропустить транспорт С, к акилю ­ бой транспорт, д вижущийсяв прямом направлении навстречу или сзади (это может быть трамвай или транспорт специального назначения, п роезжающийпорезервной зоне). На рис. 86 преимущественным прав ом (допустим, п о типу) пользуется транспорт Ю . «Под прикрытием » в ы ­ ехал на перекресток транспорт С, н ов середине перекрестка транспорт Ю, как поворачивающий налево, утрачивает свое преимущественное право на движениепередтранспортом С, п роез ­ жающим в прямом направлении, и уступает емудорогу (ст. 60, ч. II Пра ­ вил). В спомним , ч топо схеме на рис . 76 водитель Ю , п ользующийся преимущественным правом въезда на перекре ­ сток, и приповороте сохраняет это право относительно транспорта В, так как последний движется , хотя ивпря ­ м ом направлении, но не навстречу. ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО ВОЗНИКАЕТ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ОБСТАНОВКИ На рис . 9 нет пересечения путей транспорта впоперечном направлении. О днако пути совмещаютсяпри въезде обоих транспортных средств в один и тот жепроезди возникает вопрос опреимущественном праве на движениевпериод поворота. Если водитель Ю пользуется преиму ­ щественным правом въезда на пере ­ к ресток , п редположим , п о виду транспорта, то он , к ак известно, сохраняет это право до выезда из пределовпере ­ к рестка , т. е. водитель Сдолжен уступить емудорогу . Если жепреимущест ­ венным правом располагает транспорт С (схема «б»), то ему должен уступить дорогу водитель Ю, п оворачивающий налево. Если транспорт Ви3 (схема «в»), относится коднойгруппе , то, п оскольку после поворота транспорта 3 транспорт В окажется справа, он приобретаетпреимущественное право проезда . В заключениенапомним , что поворо ­ там на перекресткахдолжнопредшест ­ вовать перестроениев рядах приобя ­ зательной подаче предупредительных сигналов маневрирования (ст. 58, ч. I). Водитель, т вердо усвоивший и точно выполняющий правила проезданерегу ­ лируемых перекрестков , н икогда не окажетсявиновникомдорожных происшествий на них. Рис. 9.Оваются производитьразворот на участке квартала и на перегонедорогиводинприем , т. е. б езприменениязад ­ н его хода. К акбысам автор решил эту задачу на узкойдороге ? ! На стр . 79 автор сочинил запреще ­ ние обгонапри знаках «Подача звуко ­ вого сигнала запрещена» и «Место по ­ ворота длядвижениявобратномна ­ правлении». На стр . 80—81 А. Иванов запрещает при густом тумане буксировку , у чебную езду, п роезд по трамвайным путям, а в период гололедицы и перевозку людей на грузовых автомобилях. В разделах «Буксировка и транспортировка» (стр. 101—102) и «Учебная езда» (стр. 103) автор противоречитсамому себе, так как не ограничивает водителей густым туманом. В разделе «Проезд перекрестков» (стр. 82) а втором введено понятие « о дновременного подъезда», не пред ­ усматриваемое действующими Правилами. Не вникнув как следует всодержаниеипринципиальнуюновизну единых Правил движения , А. Иванов выдает за дей ­ с твующие давно устаревшие требования и ограничения. На стр . 31 автор дает правопроезда трехсторонних перекрестковвпрямом направлении прикрасном сигнале свет офора , что не допускают единые Правила. На стр . 69 и 105 рекомендуетсяпринии безопасности и вести транспорт, соблюдая связанные с этими линиями правила. Водители не могут, а потому и Подготавливая рецензию В. Борисова не обязаны предполагать наличие к опубликованию в журнале, редакция получила возможность убедиться в том, сплошных или пунктирных линий, устанавливающих различные по характеру что недостатков вкнижке А. Иванова ограничения. Только реально существузначительно больше, ч ем отмечено ре ­ ю щиеи отчетливо различимые линии цензентом. Многие ошибки автора намогут обладать юридической силой столько серьезны, что редакция считает ограничения. Отсюда совершенно несвоим долгом предостеречь от них чиправильным является утверждение автателей. тора на стр. 63, что «воображаемая осеНа стр. 7 в определении второстепенвая линия, проходящая посредине улиных улиц неправильна ориентировка на цы, имеет такое же значение» (как интенсивность движения. Эта ошибка на проезжей части. — повторена на стр. 8 3 — 8 5 , 89, 93, где обозначенная Ре д.). комментируется преимущественное право проезда нерегулируемых перекрестХарактер ограничений, возникающих ков. при выделении на проезжей части реПримененный термин «сложные перезервной зоны, зависит от того, какими крестки» (стр. 13, 14 и др.) уводит от линиями она обозначена — сплошными правильного понимания требований или пунктирными. Отождествление автоПравил, основанных на объективных харом любой резервной зоны со сплошрактеристиках пересечений. ной осевой линией (стр. 64) является Безоговорочная ориентация на открывымыслом, способным причинить вред вание дверей и высаживание пассажиправильной организации обгонного двиров только с правой стороны автомобижения, например, на трехполосных доля (стр. 20] ставит под угрозу безопасрогах. ность людей при остановке автомобиля Текст на стр. 66 приводит к ложному на левой стороне улицы или дороги выводу, что милиционер признается ре ­ (эта ошибка повторена на стр. 108). гулирующим движение только в том Знак «Прямо только при зеленом случае, если он находится в центре песигнале светофора» н е предусмотрен рекрестка. Эта неправильная мысль ГОСТом 2965—60, е го описания нет в единых Правилах движения ивнем нет прямо высказана автором на стр. 39. Водители обязаны подчиняться сигналам необходимости при наличии светофомилиционера, регулирующего движение, ров с дополнительными сигналами независимо от того, где тот находится«стрелка» (стр. 36). в центре перекрестка или в стороне от Необоснованным является утвержденего. ние автора на стр. 6 1 , что водители должны уметь мысленно проводить лиНа стр. 7 3 — 7 4 автор многократнои ОТ РЕДАКЦИИ 30