12
13
Мотоциклистначале нас было трое. Мы купили старый К-125 и по очереди ездили на нем. Со временем каждый из нас приобрел собственный мотоцикл, и мы начали путешествовать. Сперва по пригородам Москвы, а потом все дальше и дальше — на юг, на запад, на восток. Вскоре мы познакомились с энтузиастами мототуризма из других городов: организовался как бы самодеятельный мототуристский клуб. И вот уже в течение нескольких лет мы вместе проводим отпуск в путешествиях по родной стране. Наши машины «глотали» километры на магистрали Москва — Брест, преодолевали перевалы Карпат, мокли под дождями Прибалтики, карабкались на склоны Крымских и Кавказских гор. Общая протяженность наших маршрутов превысила SO тыс. километров. Теперь у нас накопился солидный опыт подготовки мотоциклов к дальним пробегам. Нам кажется, что он сможет представить интерес не только для туристов, но и для всех тех, кто пользуется мотоциклом для поездок на дальние расстояния: будь то бригадир целинного совхоза, механик РТС или досаафовец — участник мотоциклетного агитпробега.Вник надо очистить от грязи и устранить подтекание бензина в резьбовых соединениях. Не забудьте о смазке шарика в механизме выжима сцепления — иначе он может привариться к штоку, и механизм выйдет из строя. Масло в двигателе, коробке перемены передач и заднем мосту (если мотоцикл с карданной передачей) следует заменить независимо от того, когда оно заливалось в последний раз. Обязательно проверьте натяжение и смазку цепи. Тросы и вал спидометра можно смазывать, не снимая с мотоцикла. Для этого надо только отсоединить их верхнюю часть и надеть на нее отрезок резиновой или хлорвиниловой трубки, замотав щель между трубкой и оболочкой троса изоляционной лентой. В трубку наливается масло, разбавленное керосином или бензином. Во время профилактического осмотра следует смазать все точки ходовой части, согласно инструкции по обслуживанию мотоцикла, снять колеса и проверить состояние подшипников ступиц, промыть и набить их тугоплавкой смазкой «1-13». Загрязненные тормозные барабаны и тормозные накладки надо зачистить мел-Расположение свечного ключа, манометра и запасных свечей в инструментальном ящике.отправляетсяКРАТКО О ПОДГОТОВКЕ МОТОЦИКЛА Если в дороге придется заниматься ремонтом — путешествие доставит только огорчение. Поэтому заранее необходимо провести профилактический осмотр, чистку, смазку и регулировку мотоцикла даже в том случае, если он совершенно исправен. В первую очередь следует удалить нагар на поршне и головке цилиндра, прочистить выхлопные трубы. Глушитель необходимо разобрать, внутренние деталя прожечь и вычистить металлической щеткой, иначе выхлопная система ухудшит продувку цилиндра и вызовет перегрев двигателя. Очень важно правильно установить опережение зажигания, предварительно проверив зазор между контактами прерывателя (он должен быть 0,35—0,4 мм). Последние зачищаются надфилем так, «тсбы они могли соприкасаться друг с другом всей поверхностью. Ось молоточка прерывателя и фетровую подушечку кулачка слегка смазывают маслом. Однако надо помнить, что обилие смазки может только повредить. Затем должна быть проверена вся система питания, снят и хорошенько промыт бак и карбюратор. Фильтр и отстойкой наждачной бумагой и хороша промыть в ацетоне или чистом бензине, выступившие головки заклепок на накладках — углубить. Много неприятностей доставляют шины, если они плохо подготовлены к пробегу. Желательно поставить новые камеры, особенно на переднее колесо. Заплаты должны быть вулканизированы, так как при длительных пробегах, особенно на юге, покрышки нагреваются и не вулканизированные заплаты отстают. Чтобы в пути не подвело электрооборудование, проверьте, плотно ли прилегают щетки к коллектору, надежно ли закреплены контакты. Обратите внимание на качество пайки проводов. Если изолирующее покрытие провода высокого напряжения повреждено и имеет трешины, лучше его заменить или надеть сверху хлорвиниловую трубку. Иначе при влажной погоде произойдет утечка напряжения и свеча будет работать с перебоями. Следует проверить плотность и уровень электролита в аккумуляторе, а также степень его зарядки. (Если одновременно включить дальний свет и сигнал, хорошо заряженный аккумулятор «справится» с такой нагрузкой). Заканчивая профилактический осмотр,Расположение баночки для масла, бензомера. отвертки, переносной лампы и бензошлаига в аккумуляторном ящике.не забудьте «пройтись» по всем болтам и гайкам — подтянуть ослабевшие и заменить с сорванной резьбой. Готовить мотоцикл надо очень тщательно, я бы сказал, с любовью — только тогда он будет верным другом на протяжении всего путешествия. ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ И ИНСТРУМЕНТ Если мотоцикл хорошо подготовлен к дальней дороге, то много запасных частей не потребуется. Возьмите с собой поршневые кольца, свечи, прокладки под головку цилиндра, несколько ведомых дисков сцепления, шток сцепления, прерыватель в сборе, конденсатор, индукционную катушку, щетки генератора, предохранитель, лампы освещения, комплект тросов, подшипник колеса, несколько звеньев цепи с замком, спицы, вязальную проволоку, несколько метров провода. Обязательно возьмите запасную камеру и аптечку. В пути могут понадобиться все инструменты, прилагаемые к мотоциклу и, кроме того, ножовочное полотно, маленькое зубило, легкий молоток, ножницы, плоский надфиль, напильник. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Эксплуатировать мотоцикл в дальних иробегах гораздо легче, если сделать некоторые приспособления, позволяющиев дальний путь12 иметь под рукой запасные части и инструмент. Чаще всего мотоциклисту нужны отвертка и ключ для свечей, поэтому целесообразно изготовить для них отдельные кронштейны. Такие же кронштейны можно приспособить и для запасных ламп, укрепив их в фаре и заднем фонаре. Запасные свечи удобно хранить в зажимах, расположенных рядом с ключом. Для манометра и переносной лампы неплохо сделать держатели, разместив их в свободных местах инструментального или аккумуляторного ящиков. В пути полезно иметь простейший бензомер. Его можно легко изготовить из эбонитового стержня или другого материала, который хорошо смачивается бензином. Стержень опускают в бак, куда по одному литру наливают бензин и делают на нем соответствующие зарубки. Для того чтобы электролит не разбрызгивался, надо завернуть аккумулятор (до клемм) в кусок тонкой резины или хлорвинила. На случай ремонта в ночное время хорошо иметь переносную лампу. К концам ее шнура припаивают зажимы типа «крокодил». Чтобы при ремонте одна рука не была занята лампой, ее укрепляют на резиновом кольце, которое надевают на голову (наподобие шахтерской лампочки) . С собой необходимо иметь небольшое количество масла (400—500 v Бачок для него делают из листового .люминия или белой жести. В качестве бензошланга удобно использовать резиновую трубку длиной 1,5—2 метра (купить ее можно в аптеке). БАГАЖНИКИ И ВЕЩЕВЫЕ СУМКИНа наших дорогах уже довольно много автотуристских кемпингов и пансионатов. К тому же в городах есть гостиницы, турбазы, Дома колхозников. Поэтому вряд ли разумно возить с собой палатку, надувной матрац и одеяло. Нецелесообразно брать и канистру с бензином — на магистральных дорогах через каждые 200—300 километров расположены колонки, где всегда можно пополнить запас горючего. Если маршрут предусматривает длительную остановку, то часть вещей лучше послать по почте посылкой.&£мЧехол с карманами на заднее седло.ОДЕЖДА ДЛЯ ДАЛЬНЕГО ПРОБЕГА Одежда мотоциклиста, отправляющегося в дальний пробег, должна быть легкой и удобной. В жаркий день можно надеть полукомбинезон и ковбойку, а на голову — берет. Однако ехать на мотоцикле утром ив пасмурный день довольно холодно, поэтому надо захватить с собой теплые вещи. Хорошо иметь кожаную куртку — она надежно защищает от дождя и ветра. Чтобы не продувало через молнию в куртке, изнутри к ней пристегивают нагрудник из кожзаменителя с утепляющей подкладкой. Сапоги следует предпочесть любой другой обуви. Глаза рекомендуется защищать специальными очками или козырьком из небьющегося стекла, а в яркий солнечный день — темными очками. ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ Не стремитесь проехать много километров в день. График движения должен предусматривать отдых, знакомство с достопримечательностями и нормальный сон. Выезжать надо в 5—6 часов утра, ложиться спать не позднее 10 вечера. Утренние часы самые благоприятные для движения — свободное шоссе, хорошее охлаждение двигателя, малая утомляемость. Недаром водители говорят: «Утром отдыхаешь, днем работаешь». Если при движении днем почувствуете усталость, можно остановиться и немного поспать. В заключение хочется сказать, что путешествия на мотоцикле не только расширяют кругозор, знакомят с достопримечательностями нашей Родины, но и закаляют волю, повышают мастерство вождения мотоцикла. В. АЛЕКСЕЕНКО. Резиновые жгуты для крепления груза.Устойчивость мотоцикла и удобство управления им во многом зависят от расположения багажа. Особенно это заметно при резком переходе со спуска на подъем или при «перекладывании» мотоцикла с одного виража в другой на горных серпантинах. Поэтому не следует увлекаться багажниками больших размеров и чрезмерно выносить их на заднюю ось. Удобнее всего располагать тяжелый багаж на квадратных сварных рамках, укрепленных с боков заднего колеса. Эти рамки изготовляют из уголков или трубок, в нижней части делают откидные полочки. На таком багажнике при помощи ремней можно надежно укрепить рюкзак, сумку или небольшой чемодан. По весу и объему багаж, располагаемый с каждой стороны, должен быть одинаковым. Небольшую часть груза (палатку или одеяло) можно поместить на выносной полке или дугах за седлом пассажира. Общее требование для всех багажников — прочность и жесткая связь с рамой мотоцикла Они не должны мешать пассажиру, а также работе задней подвески, съему колеса и регулировке цепи. Последние модели машин имеют красивые обтекаемые формы, поэтому багажник должен быть гармонично «вписан» в контуры мотоцикла. На К-175, ИЖ-56, «Яве» с обеих сторон заднего колеса рекомендуется навешивать брезентовые или кожаные сумки, подобно изображенным на рисунке. Можно использовать и болотные сумки (их продают в охотничьих магазинах). Они крепятся на площадках из листовой стали толщиной 1,5—2 мм. 3. «За рулем» № 6.Боковые сумки. Если нет пассажира, на заднее седло, имеющее форму подушки, можно надеть брезентовый чехол с карманами, стянув его внизу ремнями. Часть груза иногда располагают в мягких ранцах, которые крепятся к бензобаку резиновыми жгутами. Очень удобно использовать фару мотоцикла: в нее укладываются запасные тросы (свернутые кольцом по диаметру фары), фотопленка, бритвенный прибор и различные мелкие предметы (предварительно завернутые в тряпки, чтобы не вызвать замыкания электроконтактов). Укреплять груз лучше всего ремнями или резиновыми жгутами с крючками на концах (такие жгуты продаются в спортивных магазинах). Если вы захотите перевозить багаж в рюкзаке за плечами — после нескольких сот километров пропадет всякое желание путешествовать. На себе можно везти только фотоаппарат. РАЗМЕЩЕНИЕ БАГАЖАКрепление груза к бензобаку.Все вещи следует тщательно упаковать и рационально разместить на багажниках. Инструмент и запасные части, перевозимые в сумках, чемоданах или ящиках, необходимо завернуть в тряпки и положить на дно, а одежду, фотоматериалы, фонарь — сверху. Запасная камера размещается среди одежды. Чтобы вещи не пылились и не промокли под дождем, хорошо завернуть их в хлорвиниловые салфетки.Крепление палатки резиновыми жгутами к заднему багажнику.13