СЕГОДНЯ И ЗАВТРА ПРОКАТА АВТОМОБИЛЕЙНо материалам городской конференции абонентовряд ли нужно доказывать, что автомобильный прокат оправдал себя. Отсутствие забот о гараже, запасных частях, техническом обслуживании — вот главные причины быстрого развития системы проката, которые привлекают автолюбителей. Именно поэтому система проката, основанная на социалистическом способе использования легковых автомобилей, уже завоевала тысячи приверженцев, хотя далеко еще не раскрыла всех своих возможностей. По данным Управления таксомоторного транспорта Москвы, в 1960 году абоненты пользовались прокатными автомобилями 21 574 раза; это в три раза больше, чем в 1959 году. Рост большой. Но, конечно, было бы ошибкой обольщаться цифрами. Путь развития проката не усыпан одними розами. Тернии, которые, фигурально выражаясь, еще нередко прокалывают покрышки прокатных автомобилей, тревожат и автолюбителей, и руководителей Управления таксомоторного транспорта столицы. Обсуждению вопросов проката была посвящена первая московская городская конференция абонентов проката. Думается, что те трудности, с которыми сталкиваются как клиенты московских прокатных баз, так и руководители управления, в значительной мере присущи и родственным организациям других городов. Поэтому и тот откровенный разговор, который состоялся на этой конференции, стоит продолжить на страницах журнала. КОСТЮМ НЕ ПО ВОЗРАСТУ Один из абонентов, выступавших на конференции, на наш взгляд, точно и образно охарактеризовал современное состояние столичного проката. «Наш прокат, — сказал он, — растет так же быстро, как трех-четырехлетний ребенок: не успеешь сшить для него костюм, как он уже ему тесен». С некоторыми «болезнями» роста мы уже знакомили читателя в минувшем году. (См. статью «Проблемы проката» в № 9, стр. 17—19). Материалы конференции позволяют составить более полное предс т авление о трудностях развития этого вида обслуживания населения. Вот какие цифры приводились в ходе прений. В 1960 году Управление таксомоторного транспорта столицы получило для использования в прокате четыреста новых автомобилей. Таким образом, их количество достигло 978. Число абонентов к этому времени возросло до 25 с лишним тысяч. Несложный подсчет показывает, что одной автомашиной должны были бы пользоваться 25 человек. Разумеется, автомобилей не хватало, особенно в летнее время. И перед воротами автобаз нередко возникали длинные очереди. ^ Поэтому почти все выступавшие с трибуны конференции высказались в поддержку предложения председателя городского совета абонентов проката Б. Волгина о том, что в самое ближайшее время необходимо резко увеличить количество автомобилей, обслуживающих жителей столицы на условиях проката.ВНо дело не только в нехватке машин. — Одна из основных причин неудовлетворенности абонентов, — заявил тот же т. Волгин, — заключается в техническом состоянии автомобилей. Начальник Управления таксомоторного транспорта т. Старшинов приводил здесь пример с «Москвичом», который без шин простоял на 12-й автобазе более трех месяцев, и винил в этом абонента, испортившего эти шины, А на наш взгляд, этот пример говорит о другом — о том, что сами работники базы мало заинтересованы в том, чтобы выпустить еще один автомобиль на линию. Культура работ на прокатных пунктах низка, их производственные площади и оборудование не позволяют быстро и хорошо привести в порядок автомобиль. Нередко, к тому же, машины хранятся на улице под снегом и дождем. КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО Вот почему заслуживают самого внимательного изучения высказанные на конференции предложения о необходимости в ближайшее время коренным образом улучшить положение с гаражами и ремонтными мастерскими. Правильна и мысль о целесообразности создания комбината проката — единого ремонтного центра с мощными мастерскими и пунктами диагностики. Централизация ремонтных работ здесь позволит перевести большинство процессов на поток, ускорит их, повысит качество ремонта и обслуживания. Председатель совета абонентов 6-й автобазы Н. Терещенко горячо говорил на конференции, обращаясь к работникам управления: — Вы числите за прокатом около тысячи транспортных единиц. А все ли они имеют право называться автомобилями? Далеко не все. Это признали в своих выступлениях и руководители управления. Прежде всего имеются в виду «Победы». Многие из них «набегали» уже по нескольку сот тысяч километров, не раз побывали в капитальном ремонте. Эти автомобили изношены настолько, что их техническое состояние не отвечает требованиям ГАИ. Для таких «Побед» при самом бережном отношении к ним стало нормой: две-три поездки — два-три месяца ремонта. Частые простои старых машин в ремонте снижают рентабельность автобаз проката. Участники конференции приводили примеры неудовлетворительного технического состояния относительно новых «Волг» и «Москвичей». Практика показала, что прокатные машины изнашиваются гораздо быстрее, чем, скажем, автомобили-такси. Это объясняется прежде всего недостаточной опытностью большинства абонентов проката и некоторыми другими условиями эксплуатации автомобилей. Поэтому на конференции были высказаны соображения, чтобы управление пересмотрело сроки эксплуатации машин, износа некоторых агрегатов и покрышек в сторону их снижения. АБОНЕНТ И РАБОТНИК ПРОКАТА На конференции выяснилось, что работники проката весьма .недружественно относятся к абонентам, а те «отвечают им взаимностью». Какие же противоречия привели к такому антагонизму? ...В фойе зала, в котором проходила конференция, были вывешены плакаты, рассказывавшие о работе пунктов проката столицы. Часть из них говорила о росте автопроката и числа абонентов, о том, сколько километров наездили на прокатных машинах любители, сколько раз использовался каждый автомобиль. Но главное место в этой композиции занимали плакаты, посвященные нарушениям, которые в прошлом году совершили абоненты московских автобаз. Здесь упоминалось все: и количество аварий (внушительная цифра — около трех тысяч), и число абонентов, задержанных в нетрезвом виде (77 человек) и использовавших автомо-Наладчик автоматов Виталий Немов успешно закончил автошколу ДОСААФ. В течение полутора лет он пользуется автомобилями базы проката № 12. Н аснимке : В. Немов (слева) принимает автомобиль ушофера базы А. Шкуркина Фото А. ЗОЛОТАРЕВАбили в корыстных целях (54 человека), и сумма невозмещенных убытков. Только доброго слова об автолюбителях не было. И это не могло не насторожить. Первоначальный робкий вывод — не все ладно в отношениях работников проката и их клиентов — подтвердился в ходе прений. Взаимным упрекам было уделено немало места ив выступлении начальника Управления таксомоторного транспорта т. Старшинова, и в короткой речи директора 12-й автобазы т. Бондарева, и в многочисленных репликах абонентов. И все признавали, что между обслуживающим персоналом баз и их клиентами сложились ненормальные отношения. Были ли основания для таких отношений? Увы, да. На базах проката высока аварийность. Виновниками происшествий, как ни странно, чаще всего являются шоферыпрофессионалы. На их долю приходится наибольшее количество аварий и других нарушений в использовании автомобилей^ " \ В свою очередь и работники автобаз часто бывают грубы с клиентами, нерадиво относятся к делу, стремятся во всем / винить абонента. ---_а-с"' Этим настроениям на конференции был дан дружный от^ пор. Был найден и выход из создавшегося положения: создать конфликтную комиссию при каждой базе, куда входили бы как представители администрации, так и активисты-общественники. Участники конференции признали необходимым, чтобы общественность взяла в свои руки контроль за составом абонентов с тем, чтобы к рулю не подпускались тунеядцы, пьяницы и рвачи. Общественность должна помочь руководителям баз. А ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА! Не без чувства удовлетворения, признаемся, выслушали мы выступление заместителя начальника управления Н. Я. Дубаха. В его речи был, наконец, дан ответ на вопрос, который редакция задавала еще в прошлом году: каковы же планы развития столичного автомобильного проката? Товарищ Дубах сообщил участникам конференции, что управление совместно с Научно-исследовательским институтом генплана г. Москвы разработало схему развития проката столицы. В текущем семилетии намечено открыть около 40 пунктов по обслуживанию населения автомобилями без водителей. Эти пункты будут открыты в самых различных районах города с тем, чтобы обеспечить быстрый подход (именно подход, а не подъезд) к каждому из них для абонентов. Уже в ближайшие годы должно быть открыто семнадцать баз проката — по числу районов Москвы. Количество автомобилей в 1965 году должно достичь 14 тысяч единиц при условии соответствующего строительства гаражей. Создан проект размещения и строительства двух комбинатов автопроката. Сейчас разрабатываются нормы эксплуатации прокатных автомобилей. Исходя из того, что каждый такой автомобиль окупает себя примерно через 100—120 тысяч км пробега, а после этого пробега уже становится мало рентабельным, предполагается к этому сроку заменять его новым. _^-~~~ Поставлен вопрос о страховании. Все эти" предложения и планы сейчас находятся в стадии утверждения.^ !Говоря о перспективах развития легкового автомобильной транспорта в Советском Союзе, Никита Сергеевич Хрущев подчеркнул, что прокат дает огромные выгоды по сравнению с индивидуальным пользованием машинами. Справедливость этих слов убедительно доказана практикой работы прокатных баз Москвы. Однако развитие новых форм обслуживания населения сдерживается ввиду того, что пока не решен ряд проблем. В чьем подчинении должны находиться автобазы, каковы оптимальные нормы использования автомобилей и агрегатов в прокате? Целесообразна ли организация всесоюзной системы автопроката, как ликвидировать сезонность в использовании машин? Как снизить аварийность на прокатных станциях? Редакция считает целесообразным провести на страницах журнала обсуждение этих и других наиболее существенных вопросов проката и приглашает читателей принять в этом обсуждении активное участие.