16
17
ПЕРВЫЕпеста сыдеискии пост разметка лентаыи и/ш краской у, для g-pumesieu пункт медицинской. противопожарный пост cofttjmennbse t mm кикювет - дополнительна* Sзащита f#sr зрителейа/ацтелейШАГИАвтомобильный комитет Федерации автомотоспорта СССР разработал технические требования к картам и временные правила организации соревнований на них. Ниже даны рекомендации по организации и проведению гонок на картах, составленные на основе изучения этих правил и зарубежного опыта.10 кругов, протяженность ее — не более 5км . В каждом конкретном случае она определяется положением о соревновании. Необходимо, чтобы трасса имела по крайней мере одну прямую с минимальной длиной 40 м. Но длина любого прямолинейного участка не должна превышать 100 м. Ширина прямолинейных участков не может быть менее 4,5 м. На месте старта и на закруглениях следует увеличить ее хотя бы до 5,5 м. Максимальная ширина должна быть не более 10 м. Одну прямую желательно иметь 80—100 м. На ней располагается стартфиниш. От места старта до первого поворота должно быть не менее 30—40 м. Это необходимо для того, чтобы гонщики могли занять определенное место перед входом в поворот. Неудобно располагать финиш сразу после последнего поворота. Целесообразно иметь как правые, так и левые повороты, а некоторые сделать S-образными. Благодаря этому гонка станет более интересной для гонщиков и для зрителей. Главное же — о на будет способствовать росту мастерства спортсменов. Трассу рекомендуется подбирать так, чтобы перед входом в поворот требовалось тормозить и переключать передачи. Если принять скорость в конце самой длинной прямой 75—80 км/час, то на повороте при начинающемся заносе она не должна превышать 50 км/час. Для сухого бетонного шоссе это будет соответствовать радиусу поворота примерно 25 м.Нам организовать соревнования по картингуТРЕБОВАНИЯ К ТРАССЕ артинг дает возможность проводить шоссейно-кольцевые гонки в самых разнообразных условиях. Правила гласят, что в качестве трассы могут быть использованы треки, ипподромы и стадионы, а также любые площадки и дороги в городе или на местности. Необходимо только, чтобы поверхность их была ровной,, без выбоин, бугров и приподнятых виражей. Подъемы и спуски не должны превышать 3%.КТак на нашей схеме трассы после длинной прямой, на которой гонщики, выходя из сравнительно пологого поворота, набирают скорость 75—85 км/час, следует второй поворот, требующий ее снижения до 45—50 км/час. Небольшая прямая позволяет увеличить скорость. Но следующий, S-образный поворот вынуждает уменьшить ее. Дальше интенсивный разгон должен смениться таким же интенсивным торможением, так как радиус поворотов все время сокращается. Каждый последующий крутой поворот требует резкого снижения скорости. После нескольких поворотов идет довольно длинная прямая, переходящая в пологий поворот, что позволяет на хорошей скорости преодолевать финишную прямую. Трасса обязательно должна быть закрыта для постороннего движения. При выборе ее необходимо позаботиться о зрителях. Важно, чтобы они имели возможность наблюдать за соревнованием на большей части дистанции. Поэтому очень хорошо разбивать трассу там, где местность может быть использована в качестве естественных трибун. Если картинг проводится на открытой площадке или дороге, места для зрителей должны быть отделены от трассы канатом (или барьером) и непрерывной линией расположенных по краю трассы соломенных тюков высотой не менее 0,5 м. Соломенные тюки можно заменять земляными насыпями или мешками с песком, имеющими такую же высоту.Конечно, хорошо, когда имеется трасса с асфальтовым покрытием. Однако можно устраивать соревнования на трассе с травяным покровом, с земляным или гаревым покрытием, а также по льду. Трасса картинга должна иметь форму замкнутой петли, включающей в себя и прямые участки. Длина ее не может быть менее 300 м. Дистанция соревнований — не менее16 Зрителям нельзя находиться внутри трассы, кроме тех случаев, когда они могут попасть туда по пешеходным мостикам. РАЗМЕТКА ТРАССЫ сли трассу прокладывают на площади, Е ееразмечают обозначаютшириной 10границы ленточками или линиями 15 см. Кроме того, с обеих сторон устанавливают вехи: на прямых участках или кривых с радиусом более. 40 м — через каждые 25 м; на более крутых закруглениях — через каждые 3—5 м. Вехи должны быть из прочного материала, но достаточно легкие. Если покрытие трассы отличается от окружающей почвы, установка вех не обязательна. В этом случае нужно соблюдать следующие правила: около прямых участков трассы не должно быть никаких препятствий (деревьев, дорожно-сигнальных знаков, скамей, уличных фонарей и т. д.), по крайней мере, на расстоянии менее 1м от края трассы. Все расположенные поблизости от нее препятствия следует оградить соломенными матами или тюками. Когда два отрезка трассы, на которых совершается движение в противоположные стороны, находятся на расстоянии меньше 30 м друг от друга, необходимо разделить их соломенными матами или тюками. Если на закруглении вдоль трассы расположены тротуар или ров, представляющие опасность для гонщика, они также должны быть ограждены. При проведении картинга надо предусмотреть места размещения секретариата, хронометристов и счетчиков кругов; посты судей на дистанции, места расположения медицинского и противопожарного пунктов с огнетушителями наготове; площадку стоянки картов. Стоянка должна иметь ясно обозначенный вход и выход. Предварительные тренировки перед соревнованиями обязательны. Спортсменов, не прошедших на тренировке 5 кругов, не допускают к старту. Перед гонками трасса должна быть открыта для тренировок не менее чем на 2 часа. ВИДЫ СОРЕВНОВАНИИ Определилось несколько видов картин" га: «на время», «преследование», с «групповым стартом». Картинг «на время» проводится с одним гонщиком на старте. Время прохождения дистанции обязательно регистрирует (фиксирует) хронометрист. В этих соревнованиях каждый участник должен стремиться показать наилучшее время, Трасса может быть линейной или кольцевой. Но тем не менее максимальная дистанция не должна превышать 2 км. Картинг «преследование» проводится на замкнутой трассе с двумя гонщиками. Оба они располагаются на двух противоположных прямых, имея перед собой не менее 15 м прямого участка после стартовой линии. Заезд начинается по единому общему сигналу. Победителем считается тот, кто догонит соперника или первым пересечет свою линию финиша,'пройдя всю ди . станцию, не превышающую 3 км. Эти два вида соревнований, особенно первый, удобно будет проводить на первых порах, пока у нас мало картов и много желающих выступать на них в состязаниях. Надо думать, что при уточнении правил картинга они получат официальное признание. В картинге с групповым стартом на замкнутой трассе одновременно находится несколько гонщиков. Этот вид соревнований наиболее сложен с точки зрения организации и судейства. СТАРТ И ДВИЖЕНИЕ ПО ТРАССЕ даваться места» и «с С тарт можетобязательно«спри работаюходу», но щих двигателях. Старт «с места» принимается так же, как в шоссейно-кольцевых гонках. Участник группового старта, у которого на стартовой линии заглох двигатель, может пустить его с помощью судей; разрешается толкать автомобиль только до линии, находящейся в 30 м от старта, но обязательно на прямолинейном участке. Если ив этом случае пустить двигатель не удается, участник исключается из заезда. Групповой старт «с ходу» дается следующим образом. Участники выстраиваются в порядке, установленном жеребьевкой, или по времени тренировочного заезда и совершают по трассе круг, подходя за начальником дистанции к линии старта. Гонку начинают в тот момент, когда судья «а старте-финише даст сигнал опусканием флага. Старт «с ходу» практикуется потому, что многодисковые сцепления мотоциклетных двигателей, как правило, немного «ведут». Вследствие этого трудно удержать машину в неподвижном состоянии. Движение по трассе может быть как по часовой стрелке, так и против нее. Встречное движение категорически запрещается. Обгон допускается с любой стороны при том условии, что он безопасен для обгоняющего и обгоняемого. Сходить с дистанции из-за неисправности карта разрешается после предупреждения следующих сзади участников об остановке. Если спортсмен выбыл из соревнования, он может вести карт только за пределами трассы. После прохождения дистанции участник должен сойти с трассы в месте, предусмотренном судейской коллегией, и поставить свой карт на стоянку. Для определения числа спортсменов, которые могут принять старт одновременно, рекомендуется пользоваться следующим правилом. При ширине трассы 4,5 м на каждые 100 м следует располагать не более 3 спортсменов; если ширина увеличивается, то на каждые 2 метра и 100 метров дистанции прибавляется по одному участнику. При групповом старте автомобили должны располагаться на первой линии из расчета по одному экипажу на 1,5 м ширины. При большом числе картов их можно размещать в несколько рядов в шахматном порядке. ХРОНОМЕТРАЖ И СЧЕТ КРУГОВ При хронометраже определяется вре" м я прохождения как всей дистанции каждым участником, так и каждого круга. В отдельных случаях может хронометрироваться только время лидера заезда. Для контроля результатов на финише должна быть организована одна или несколько бригад хронометристов (в зависимости от масштаба соревнований, числа участников и условий картинга), ведущих хронометраж общего времени каждого участника. Время финиша надо фиксировать с точностью до 0,2 сек. Вкартинге с групповым стартом хронометраж имеет вспомогательное значение. Счет кругов, пройденных каждым участником, а также осведомление спортсменов и зрителей о том, что начинается последний круг, обязатепьны. СИСТЕМА ЗАЧЕТА И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАРТИНГА ИЯожно применять две системы зачета: " " п о времени, затраченному на про ­ хождение полной дистанции, и по количеству очков за занятые места с закрытием финиша через некоторый период после прихода лидера. При проведении картинга следует отдать предпочтение «очковой» системе, поскольку она более проста. Сущность ее заключается в следующем, Как только лидер пересечет линию финиша, пройдя установленное число кругов, все остальные участники финишируют вни зависимости от того, сколько они сделали кругов. Для получения зачета спортсмен должен обязательно пересечь линию финн-. ша в течение определенного времени, устанавливаемого обычно Положением о соревновании. При этом он может даже катить свой автомобиль руками (посторонняя помощь не допускается). Места распределяются по числу пройденных каждым участником кругов, а если оно одинаково, — в зависимости от последовательности прихода на финиш. За каждое место начисляют заранее определенное количество очков. Существует Несколько вариантов проведения картинга с групповым стартом. Обычно соревнования проводятся в несколько заездов (туров), причем все участники каждый раз, т. е. во всех заездах, встречаются на старте. При личном зачете в этом случае начисляют очки в каждом заезде (желательно иметь" всего 3 тура). Например, за 1-е место дается одно очко, за 2-е — три, за 3-е — четыре. Спортсмен, который не пересек линию финиша, приравнивается к участнику, занявшему последнее место в данном заезде, но ему, кроме того, приплюсовывают одно очко. Для окончательного зачета суммируют очки, полученные каждым спортсменом. У кого их меньше, тот становится победителем. В случае равенства очков должны приниматься во внимание места, занятые участниками в последнем заезде. Другой вариант — проведение соревнований по олимпийской системе с выбыванием. Жеребьевкой участники распределяются по заездам. Зачет ведется в порядке их финиша в каждом заезде. При этом один или несколько пришедших последними спортсменов (число их должно определяться положением) зачет не получают, остальные — попадают в финал. В заключение хочется выразить одно общее пожелание организаторам и судьям соревнований — не следует пренебрегать мелочами. Нужно заранее -продумать каждый вопрос, так как даже один промах или ошибка может повлечь за собой нарушение четкости в работе всего судейского аппарата. Л. ЗЕЛИКСОН, судья всесоюзной категории, член президиума Всесоюзной коллегии судей ФАМС СССР; О. МАЙБОРОДА, член технической комиссии автомобильного комитета ФАМС СССР.17