ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО РАЛЛИКРУПНЫЙ УСПЕХ ЧЕХОСЛОВАЦКИХ АВТОМОБИЛЕЙ „ШКОДА" В РАЛЛИ МОНТЕ-КАРЛОИсключительно сложная трасса ралли Монте-Карло, традиционно являющегося первым этапом первенства Европы по ралли, уготовила в этом году его многочисленным участникам дополнительные трудности, связанные с капризами погоды. Как известно, весна в Европе в этом году отличалась резкими изменениями атмосферных условий, и это существенным образом сказалось также и на ходе соревнований по ралли. Участие в ралли Монте-Карло приняли 346 экипажей, стартовавших в Варшаве, Стокгольме, Глазго, Гааге, Париже, Афинах, Лиссабоне, Франкфурте-на-Майне и других европейских городах. Финишировало 155 экипажей, из которых к заключительному соревнованию ралли — гонкам на кольцевой трассе в Монте-Карло — было допущено лишь 120. Судьба всего соревнования решалась на участке между Шарбоньером и Монте-Карло, проходящем через центральный массив Французских Альп. По условиям соревнований, звездная трасса всех стартовавших в разных городах экипажей сходилась у Шарбоньера, от которого начиналась общая для всех горная дистанция протяженностью 706 км. На этой дистанции было пять специальных скоростных участков, общей протяженностью 138,25 км. Не говоря уже об исключительно высоких заданных скоростях для всей дистанции, здесь, где общий перепад высоты составлял около 6000 метров, ралли проходило в темпе самой настоящей автомобильной гонки. Характерно. что до Шарбоньера дошли, за редким исключением, почти все автомобили, причем большинство экипажей — с небольшим количеством штрафных очков. На решающем же, альпийском участке трассы из соревнований выбыло около половины участников. Большой успех в ралли Монте-Карло выпал на долю французских малолитражных автомобилей «Панар ПЛ-17» и чехословацких «Шкода-Октавия». На последних, в частности, выступали австрийские, финские, норвежские, швейцарские и датские спортсмены. Особенно большого спортивного успеха на «Шкоде» добился финский экипаж в составе Кейнанена и Эклунда (стартовый № 73), отлично прошедший самый трудный участок ралли от Коля до Кошсрона, где на дистанции 30 км перепад высоты достигал 1440 м. Финские спортсмены заняли первое место в своем классе автомобилей (1000 — 1300 см.3). Второе место в этом классе занял также экипаж, выступавший на «Шкоде», — это были норвежские спортсмены Гелберг и Мартинсен. В общем зачете решающую роль играл некий гандикапный фактор, учитывавший соотношение рабочего объема цилиндров двигателя и сухого веса автомобиля, причем таким образом, что увеличение веса давало некоторые преимущества. Немецкий журнал «Иллюстриртер Мотоспорт» (ГДР) указывает, что подобный фактор вряд ли может содействовать техническому прогрессу в современном автостроении, для которого характерно стремление к облегчению конструкций. Устроители соревнований. по всей видимости, руководствовались иными соображениями, связанными с рекламой некоторых моделей автомобилей. Так, безусловное гандикапное преимущество имели на этой трассе французский автомобиль «Панар» и западногерманский «НСУ-Принц»; пройдя, например, упомянутый участок Коль—Кошерон со средней скоростью 48,7 км/час и, соответственно, 51 км/час, они оказались на более высоких местах, чем «Порше-Супер», развивший здесь среднюю скорость 67,2 км/час. Дело в том, что у «Порше» гандикапный фактор составляет 0,401, в то время как у «Панара» — 0,291, у «НСУ-Принц» — 0,305 и т. д. Первые три места в общем зачете по итогам ралли Монте-Карло заняли экипажи, выступавшие на автомобилях «Панар ПЛ-17». Победители ралли Морис Мартэн иРожер Бато — малоизвестные французские спортсмены, впервые добившиеся успеха на международных соревнованиях. Финские спортсмены Кайнанен и Эклунд, выступавшие на «Шкоде», заняли в общем зачете шестое место.в системе зажигания, заставила мексиканцев отказаться от борьбы за первое место. Плохо показали себя в этих соревнованиях новые автомобили «Мазерати». К концу седьмого часа с дистанции сошел последний из пяти экипажей, выступавших на этих машинах. Не выдержали темпа гонки и американские спортивные машины «Шевроле», модель «Корвет». Наибольшего успеха в этих соревнованиях достигла итальянская фирма «Феррари», семь автомобилей которой заняли лучшие призовые места. Победители гонки Филипп Хилл и Оливье Гендебьен прошли за 12 часов 210 кругов плюс еще 1.7 км, что составляет в общей сложности 1757,3 км. Это новый рекорд трассы. Прежний рекорд. установленный в 1958 году, принадлежал тому же Хиллу.КАРТИНГ НА ЛОЖНОМ ПУТИ?Сообщения из-за границы все более и более свидетельствуют о том, что картингу — новому виду автомобильного спорта — уже серьезно угрожает язва профессионализма. Соревнования все чаще носят коммерчески-рекламный характер, а порой проводятся ис применением тотализатора. Многие фирмы и спортсмены строят карты с двумя и даж е тремя моторами, стремятся придать им чересчур высокую быстроходность. Особенно ярко такое отношение к картингу проявляется в США, где появились уже и профессионалы, развивающие на картах бешеную скорость ради высоких денежных призов. Как сообщает «Моторспорт-Кроник», недавно на Багамских островах в рамках проводившейся здесь с большим рекламным шумом «Недели автомобильного спорта» было разыграно «Первенство мира по картингу» (!), в котором приняло участие 198 спортсменов из Англии. Италии, Мексики, США и других государств. В числе участников оказался один из автомобильных гонщиков экстра-класса Стирлинг Мосс, выступавший на трехмоторном карте, развивающем максимальную скорость 185 км/час. На соревновании были установлены довольно высокие денежные призы (первый приз — 5000 долларов), из-за которых на 80-километровой дистанции развернулась ожесточенная борьба на американский лад — она сопровождалась многочисленными авариями и проходила в обстановке нездорового ажиотажа. Из 198 участников к финальным заездам были допущены 33. Победил на соревнованиях 16-летнпй американец Бобби Аллен, выступавший на двухмоторном карте «Икс-Терминатор». Он показал на 80-километровой дистанции среднюю скорость 50.5 км/час. Максимальная скорость его карта — 160 км/час.ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО СПОРТИВНЫМ АВТОМОБИЛЯМВ нынешнем году «Кубок конструкторов» разыгрывается, по решению ФИА, всего в пяти соревнованиях, поскольку традиционная 1000-километровая гонка «Темпорад» в Аргентине отменена. Первый этап розыгрыша состоялся в конце марта в Себринге (США), где были проведены 12-часовые гонки. Трасса в Себринге проложена на территории бывшего аэродрома и представляет собой комбинацию грунтовых виражей и прямых бетонированных посадочных площадок. Общая протяженность замкнутой кольцевой трассы — 8,360 км. На старт 12-часовой гонки вышло 65 экипажей, в том числе 13 — на спортивных автомобилях «Феррари», 7 — на «Порше», по 5 — на «Мазерати» и «Альфа-Ромео», 4 — на «Шевроле-Корвет» и т. д. Заявленный к старту новый английский спортивный автомобиль «Ягуар» в гонках не участвовал. Ярко выступили в этих соревнованиях мексиканские гонщики — братья Родрнгез. В течение первых шести часов они уверенно лидировали впереди таких известных спортсменов экстра-класса, как англичанин Стирлинг Мосс, француз Гендебьен, швед Боннер и др. Лишь вынужденная задержка из-за повреждения* **В Англии увлечение чересчур мощными картами тоже приняло довольно широкие масштабы; тяжелые аварии со смертельным исходом стали здесь нередки. Одна из таких аварий, имевшая место на соревнованиях в армейской части, вызвала много шума на страницах газет, в результате чего британское военное министерство поспешило запретить картинг во всех воинских частях метрополии. Не лучше ли было бы вместо того, чтобы бросаться в крайности, принять меры к тому, чтоб картинг проводился в рамках, регламентированных ФИА?Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Художественно-технический редактор Л . В. Терентьева. К орректор Н. В. Зуева. Адрес редакции : Москва, И-51, Р ахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24. Время работы редакциис 9.00 до 19.00. Подп. к печ. 13.VI.61 г. Сдано в набор 28.IV.61 г. Бум. 60 X 92Vi 2,25 бум. л. — 4 печ. п. Тираж 390 000 экз. Цена 30 коп. Зак. 2176. Г70908. 3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.