20
21
1 11it "'Jlim НвиввшЯг * ' ~_ ' LmmuliLjiLji1J'»^ * " K iЛ 411 i"11 Г» »"!sшвд | и чвииИВииввв - 1 и — м •№ :y,ir :ilr:il aa »*,-*•• in.rЯ"-, O в » /i |Л HIf Страничка водномоторнинаСИЛОВЫЕ 2-ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕДАЧИПеред каждым водномоторником, наверно, не раз вставал вопрос: что предпочесть — подвесной двигатель или - т а ционарный7 У каждого из них свои преимущества и недостатки, свои плюсы и минусы. Стационарный мотор, например, более экономичен и Долговечен но он занимает много места, да и по мелководью на нем не пройдешь. Вот если бы к достоинствам стационарного мотора присовокупить положительные качества подвесного! Оказывается, это можно сделать, применив так называемую ^ - о бразную передачу на гребной винт, получившую название «колонки». Что же представляет собой эта передача, в чем отличие ее от обычной? Основная конструктивная особенность колонок заключается ш том, что силовая передача от двигателя на гребной винт осуществляется двумя парами конических зубчатых колес, вынесенных за транец катера. Т акая передача дает большие эксплуатационные преимущества. Она позволяет монтировать двигатель на горизонтальном фундаменте, у прощает центровку валопровода и дает возможность обойтись без кронштейна гребного вала и дейдвудного устройства, что повышает герметичность корпуса. Однако главное преимущество 2 " ° б раз ной передачи — это значительное увеличение полезной площади «обитаемых» помещений катера, т аккак двигатель в этом случае находится в корме, а колонка — за транцем катера. Р асскажем кратно о некоторых констр укциях Z-образных передач. валом и водилом взаимное вращение между ведущей шестерней и шестернями-сателлитами отсутствует. В это время сателлиты ведут корончатую шестерню ис ней первичный валик колонки. Такое положение соответствует ходу вперед. При неподвижном ярме фрикционной электромагнитной муфты и водила сателлиты с помощью ведущей шестерни вращают корончатую шестерню в направлении, обратном движению ведущего вала. Происходит задний ход. Если электромагнитная муфта выключена, ведущий валик вращает сателлиты, а вместе с ними и водило с электромагнитной муфтой. Корончатая шестерня в этом случае неподвижна. Такое положение соответствует нейтральному ходу. Ф рикционная электромагнитная муфта дает возможность осуществлять реверсирование при сравнительно высоких оборотах (до 1500 в мин). Механизм реверса вполне надежен и работоспособен, однако он сложен и имеет значительный вес. Для любителей водно-моторного спорта необходима более простая колонка в35 — 4 0 л. с. Неноторые энтузиасты сами начали их конструирование. В Центральном морском клубе ДОСААФ группа спортсменов под руководством инж . В. Анилова разработала чертежии изготовила по ним несколько образцов поворотно-откидной силовой передачи (рис. 3). Стремление создать колонку, которую можно было бы выполнить при ограниченных производственных возможностях, определило ее конструктивный стиль. Силовая передача в ней снабжена реверсивным механизмом, расположенным в верхней паре зубчатых колес. Н ижняя часть корпуса колонки может вращаться вокруг вертикальной оси. Для этого служит специальная дуга, з акреп ­ ленная на поворотной части корпуса. Такое упрощение механизма поворота вызвано стремлением обойтись без зубчатой передачи в приводе. Данная конструкция весьма проста, однако вращение колонки при средних и больших оборотах двигателя в ней несколько затруднено из-за больших усилий на штурвале управления, возникающих от реактивного момента. Силовь е передачи типа колонок созданы и за рубежом. Оригинальная, хотя и довольно сложная, к онструкция силовой передачи с поворотной колонкой разработана в ГДР (рис. 4). Передача установлена на фланце вднище катера. ВедуХАРАКТЕРИСТИКА щий вал снабжен разобщающим устройством, выполненным в виде фрикционной муфты. Это устройство обеспечивает холостой ход. Задний ход происходит при развороте нижней части колонки вместе с гребным винтом на 180°. Привод поворота осуществляется двумя парами зубчатых колес — конической и цилиндрической с промежуточной паразитной шестерней. Своеобразно решен узел нижней конической пары. Ведущий торсионный валик, выполненный заодно с ведущей шестерней, имеет одну опору на шлицах в своей верхней части. Роль второй опоры выполняют зубья ведущей шестерни, опирающиеся на зубья двух ведомых колес. Первое колесо выполнено заодно с гребным валом и через паразитную шестерню связано со вторым. Такое решение вызвано, очевидно, желанием обеспечить самоцентровку ведущей зубчатой шестерни. Следует отметить некоторую технологическую и конструктивную сложность всего механизма. Конструкция поворотно-откидной колонки, выполненной одной из фирм США (рис. 5), снабжена механизмом реверса. Он имеет вид кулачковой муфты и расположен в верхней конической зубчатой паре. Привод механизма реверса осуществляется специальной скобой и системой рычагов и тяг. Н ижняя часть корпуса силовой передачи может поворачиваться при помощи одной конической пары. Реактивный момент в механизме поворота компенсируется «контропропеллером», установленным на антикавитационной плите. Специальный механизм позволяет откидывать колонку в плоскости транца вокруг оси, совпадающей с осью коленчатого вала двигателя. Откидывание производится только по желанию водителя. Привод механизма откидывания представляет собой вакуумный цилиндр, работающий за счет разряжения во впускном коллекторе двигателя. В нижней паре шестерен осевую нагрузку от зубчатых колес воспринимают бронзовые шайбы, которые находятся вконтакте со ступицей колес. Т аким образом, осевую нагрузку воспринимают подш ипники скольжения. В качестве опорных использованы радиальные подшипники качения. В таблице приводится характеристика нескольких £ - о бразных передач. Инж. Ю. Ч УРКИН . Z-°BPA3HblXо нструкторским бюро Госкомитета по судостроению при Совете Ми ­ нистров СССР разработаны силовые передачи с поворотной и откидной колонками. Первая из них (рис. 1) предназначена для катера с конвертированным двигателем ГАЗ-69 или М-20. Крутящ ий момент от двигателя гребному винту передают две пары конических зубчатых колес. Упор винта через поворотный и неподвижный корпусы колонки сообщается катеру. Его управление осуществляется вращением поворотного корпуса колонки вокруг вертикальной оси с помощью червячной пары. П ри повороте корпуса на 180° катер движется задним ходом. Изменение угла между осью гребного винта и диаметральной плоскостью катера с помощью поворотного корпуса колонки заметно повышает маневренность судна на средних и больших скоростях, ибо поворот гребного винта создает «активный руль». Однако на малых скоростях управляемость катера снижается, т аккак упор, создаваемый гребным винтом, в этом случае незначителен. Подобный недостаток свойствен всем колонкам, у которых поворотный корпус используется для управления катером. От него избавлена вторая конструкция откидной колонки, разработанная тем же бюро ( к раткое описание ее было помещено вжурнале «За рулем» Н> 4, I 960 г.). Большой интерес представляет силовая передача с поворотно-откидной колонкой (рис. 2), опытные образцы которой изготовлены коллективом конструкторов Богородского механического завода. Они рассчитаны на работу с конвертированным двигателем «Москвич-407». В этой конструкции , к ак видно из ее названия, объединены поворот оси гребного винта с откидыванием корпуса колонки. Последнее предохраняет механизм от повреждений, у лучшает проходимость катера по мелководью, позволяет осматривать и ремонтировать подводную часть колонки, не поднимая судно. В конструкции предусмотрен реверсивный механизм, который состоит из фрикционной электромагнитной муфты и планетарной передачи. П ринцип действия механизма заключается в следующем. При вращении ярма фрикционной электромагнитной муфты вместе с ведущимКНЕКОТОРЫХПЕРЕДАЧ Расстояние от оси гребного винта до:ДвигательXКонструкция колонкиТип колонкиX1-Iш оо°1;а " О,? S< и V ЕТ£1-,X XX3°.SшО с;ога с хоэ- а. sо 3600 3600 3400*°1= X*„S2X "х>х Ш хо S3кф4 "в160139 аКБ комитета по судостроению КБ комитета по судостроению Богородского механического завода Центрального морского клуба ДОСААФПоворотная Откидная Поворотнооткидная Поворотнооткидная ПоворотнаяГАЗ-69 М-20 ГАЗ-69 М-2055 551,2 1,2 1,308468 455 47028 3264*38160АМ-407 (Москвич) 36 АМ-407 (Москвич) 36 БМВ 55 703400 3800 34001,0450 515 430160 200 160VEB СШАГДРMarine1,271,1NorsemanПоворотнооткидная* Вес колонки указан вместе с весом реверсаредуктора .21