24
25
Опять к дяде ВасеПять лет спустяВ июне 1960 годе на страницах журнала «За рулем» была опубликована статья «За воротами станций техобслуживания», вскрывавшая серьезные недостатки а их деятельности. С тех пор прошло пять лет. Улучшилась ли работа нашей столичной автотехнической службы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились по старым адресам. Бобров переулок, станция № 6. Увы, никаких перемен здесь не произошло. Правильнее сказать, никаких перемен к лучшему. Ибо сдвиги в обратную сторону заметны и ощутимы. Единственслужбы за минувшие годы не только не сократился, но даже увеличился. Пять лет назад производительность всех станций технического обслуживания в столице равнялась 55 тысячам машин в год. Сегодня она стала еще ниже. Хотя количество автомобилей, находящихся в личном пользовании москвичей, за это время выросло на несколько десятков тысяч, в минувшем году все московские станции обслужили лишь 50 282 автомобиля. Но ив этом числе машин индивидуальных владельцев много меньше, так как 10 656 автомобилей принадлежали государственным учреждениям и предприятиям. Более того, некоторые автолюбители могли побывать на станции дважды, трижды. Значит, нестоящие возможности производства совсем мизерны — приблизительно одна четвертая принадлежащих москвичам ввтомобилей. Вот что мы имеем пять лет спустя. Прямо скажем, печальные результаты. Улучшению бытового обслуживания населения сейчас уделяется большое внимание. Государственный плен развития народного хозяйстве СССР на 1965 год, утвержденный пятой сессией Верховного Совета СССР, предусматривает значительный рост объема работ по бытовому обслуживанию населения — на 19 процентов по сравнению с 1964 годом. Мы воочию видим его воплощение: за последнее время введены в строй сотни ателье, различных мастерских, прачечных, кафе и т. п. Когда жеи на нашу улицу — улицу автолюбителей — придет праздник? Когда наконец и автомобилисты почувствуют настоящую заботу? проведя, скажем, первое техническое обслуживание 120 автомобилей или сменив двигатель на одном «Москвиче». Ясно, что станции выбирали последнее. В минувшем году в этой «системе» была пробита брешь — из плана валовой продукции исключили стоимость израсходованных узлов и агрегатов. С января этого года перестали включать в него и запасные части. Все это должно было стимулировать увеличение числа обслуживаемых машин. К сожалению, ожидаемых перемен на станциядv vi1 чf*s^• ЬъаДс**^*Битice же не произошло. И сегодня их ворота в первую очередь распахиваются для «крупных клиентов», и сегодня на тех, кто приехал с мелкими неисправностями, смотрят как на мешающих работать. В чем же дело? А в том, что любое начинание должно опираться на реальные возможности. Новая система оказалась ничем не подкрепленной. Возможности станций остались прежними: производственные мощности не изменились, снабжение запасными частями не улучшилось, оборудования не прибавилось, перечень выполняемых работ не расширился. Не случайно и месячный план машинозаездов по станциям возрос очень незначительно — на 20—30 единиц. Чтобы удовлетворить большее число заявок, надо обеспечить станции необходимыми запчастями, а также высокопроизводительным современным оборудованием, которое позволило бы выполнять самые разнообразные работы по автомобилю и его агрегатам, а не только операции «снять — поставить». Кроме того, пора разработать технически и экономически обоснованные прейскурантные цены на выполняемые работы, потому что действующие ныне во многом несовершенны и строятся по непонятному принципу: чем новее машина — тем дороже работы, хотя да-ной эстакады, которой располагало станция, уже давно нет. В осевших и покосившихся боксах стены и потолок подпирают деревянные стойки. Оборудование — на грани выхода из строя. Правда, изменилось название — теперь это цех № 6 Московского комбината технического обслуживания Главмосавтотранса. Безрадостную картину представляют собой и многие другие станции обслуживания для московских автолюбителей. Обидно, но ни один из вопросов, поставленных редакцией журнала пять лет назад, не снят с повестки дня. Как и прежде, многие автолюбители не пользуются услугами станций из-за низкого качества ремонта, нерадивости, а то и просто рваческих настроений некоторых их работников. Факты вымогательства, неосновательных отказов в технической помощи и даже воровства не изжиты и сегодня. Как и раньше, большая часть станций технического обслуживания находится в случайных, неприспособленных для таких работ помещениях, не располагает современным высокопроизводительным оборудованием. В результате разрыв между потребностями автолюбителей и возможностями техническойНе планом единымКаждый,'кому приходилось прибегать к помощи станций технического обслуживания, знает, с какой охотой берутся там за выполнение сложных, капитальных работ и каких неимоверных трудов стоит заставить их произвести простейшие регулировочные и ремонтные операции. Не ищите причины этого в каком-то особом участии технической службы к человеку, автомобиль которого потерпел тяжелую аварию. Все значительно проще. В финансовый план станции засчитывала» не только стоимость произведенных работ и израсходованных материалов, но и стоимость агрегатов и запасных частей, необходимых для ремонта. К чему приводило такое планирование, нетрудно понять: зачем заниматься недорогими работами, когда легко достичь намеченной цифры одним махом. Одну и ту же сумму 500 рублей можно «набрать» в план, же несведущему человеку легко уразуметь, что сие зависит не от модели машины, а от конструктивных особенностей того или иного узла. На многих легковых автомобилях старых моделей выполнить ту или иную операцию значительно сложнее, чем на автомобилях, выпускаемых сегодня. Это тоже известно всем. Ведь и • заводы-изготовители указывают, что техническое обслуживание каждой новой модели автомобиля проще, чем прежних. Однако у экономистов производственного комбината, видимо, свой взгляд на вещи: в их прейскуранте стоимость работ по техническому обслуживанию идет по нарастающей от «Москвича-400» к «Москвичу-408». Нас заверили, правда, что этим вопросом сейчас занимаются ис будущего года можно ожидать перемен. Но неужели на это потребовалось шесть лет размышлений? Так что «заколдованный круг» пока не разомкнулся. Автолюбитель от нововведений в планировании никаких реальных выгод не получил.случаи неразумного расходования средств. Сотни тысяч рублей, например, ушли на сооружение двух моек, которые только за один год принесли более десяти тысяч рублей убытка. Между тем их нерентабельность можно было предвидеть. Расположенные на окраине Москвы и не приспособленные для выполнения хотя бы простейших профилактических операций по обслуживанию автомобилей, мойки пустовали. Теперь приходится перестраивать их в микропрофилактории, что потребовало новых и, главное, непроизводительных расходов. Главмосавтотрансу следует проявить больше заботы об автолюбителях, тем более в весенне-летний период. Сейчас на московских станциях — предприятиях быта — ремонтируются машины как индивидуальных владельцев, так и небольших автохозяйств. Это создает множество неудобств и дорого обходится государству. На наш взгляд, следовало бы выделить ремонт машин госучреждений из системы обслуживания автолюбителей — это будет отвечать интересам -и- тех и других, позволит лучше организовать производство. Кое-кто склонен оправдывать заключение договоров с госучреждениями тем, что автолюбители —< «народ сезонный» и, обслуживая только их, нельзя обеспечить ритмичность и выполнение плана. Нам думается, что ис индивидуальными владельцами станциям технического обслуживания хватило бы работы, если бы они расширили ассортимент предлагаемых услуг. Конечно, когда между элементарными профилактическими операциями и капитальными работами по смене целых узлов автомобиля зачастую нет никакой середины, автолюбитель, естественно, приезжает на станцию рчз в сезон, а то и реже. Вот соображения, которыми мы хотели поделиться с читателями. Вот те вопросы, которые, на наш взгляд, требуют безотлагательного решения.Сегодня—как вчера. а завтра?Подвергая критике работу производственного комбината и его цехов, мы вовсе Не хотим, зачеркивать того хорошего, что делается там. Можно было бы рассказать о многих полезных, отвечающих насущным нуждам автолюбителей начинаниях. Скажем, о таких, как мастерские по вулканизации камер и ремонту радиоприемников на станции № 4 . Мы увидели в коллективах станций и десятки замечательных специалистов, в полном смысле слова мастеров «золотые руки». Инициатива, опыт передовиков труда — залог того, что работа станций техобслуживания может стать на уровень требований сегодняшнего дня. Вместе с тем многие вопросы из рассмотренных нами и те, о которых речь пойдет ниже, Должны решать командиры производства — работники треста «Мосавтотехобслуживания» и Главного управления «Мосавтотранса». И в особенности вопросы капитального строительства. На смену маломощным полукустарным мастерским должны прийти предприятия с высоким уровнем организации труда и механизации. Скажем, такие, как вступающая в строй станция № 10, производственная мощность которой превысит возможности всех нынешних вместе взятых. У нас есть типовые проекты современной станции обслуживания автомобилей. Увеличиваются и фонды, выделяемые для этих целей государством. Вторая сторона вопроса в том, чтобы разумно, с наибольшей пользой для дела использовать эти средства. Капитальное строительство должно вестись с учетом потребностей автолюбителей и экономической целесообразности. В связи с этим нельзя обойти молчаниемкие затруднения и недостатки в деятельности станций технического обслуживания. Фирма «дядя Вася» имеет не только московскую «прописку»: подобным образом решаются вопросы технического обслуживания автомобилей и во многих других городах страны. Не случайно у ворот московских станций техобслуживания в ожидании приема можно видеть автомобили с номерными знаками городов, отстоящих на сотни километров от столицы. И, как вы, конечно, понимаете, это вовсе не оттого, что высока честь марки московских станций — просто автолюбителям у себя дома негде получить помощь. Примечательно, что в Главном управлении бытового обслуживания населения при Совете Министров Российской Федерации, куда мы обратились с просьбой назвать город, область, где обслуживание автолюбителей находится на уровне современных требований, нам не смогли указать адрес, Итак — опять к дяде Васе? Но до каких же пор на машинах автолюбителей будет стоять его «фирменная марка»?*— Алло, станция техобслуживания? Доброе утро1 Я хотел бы заменить вкладыши в двигателе... — Пожалуйста. Мы выполняем все виды работ. — А прокладки у вас найдутся? — Конечно, станция имеет любые запасные части, любые материалы. — Понимаете, я отправляюсь в дальнее путешествие... — Вас ничто не должно беспокоить: станция гарантирует безотказную работу машины в любых условиях. Благодарим вас за то, что обратились к нам за помощью. Это картинка иэ будущего. Думаем, недалекого будущего. Потому что так должно быть. Советские автолюбители — инженеры и работники искусства, ученые и офицеры Советской Армии, рабочие и мореплаватели, полеводы и космонавты — вполне этого заслуживают. Г. ЗИНГЕР, М. ЛЬВОВ Рис. М. КаширинаУ/Фирма «Дядя Вася»Итак, автолюбители пока что в проигрыше. Не удовлетворены нынешним положением дел и сами руководители станций технического обслуживания. К слову сказать, с образованием комбината вся система этой технической службы стала еще более неповоротливой и неоперативной, усложнилось решение многих практических вопросов. В общем, недовольны все, кроме... «дяди Васи». Много этих «дядей»* толчется возле ворот станций, предлагая вам любые услуги, берясь за любые работы, в том числе и такие, которые предприятия не выполняют. Они «выручат», когда на станции не окажется нужной детали (у них почему-то всегда есть!), готовы работать в любое время дня и ночи. Этим ловкачам с ворованными запасными частями для автомобилей на руку вся