Н. ШАСКОЛЬСКИЙОПАСНОСТЬтот, кто все время учитывает движение соседних машин и сам выполняет только такие маневры, которых могут ожидать от него другие водители в данной ситуации. Плохой же водитель ведет себя так, как будто других машин на дороге не существует. Он опасен для остальных своей нерешительностью на поворотах и перекрестках, неожиданностью поступков. Плох и тот водитель, который все время думает, как бы перехитрить других и поскорее проскочить вперед. Эти мысли отвлекают его от управления своим автомобилем. После составления методики испытаниям были подвергнуты разные группы шоферов: от водителей грузовиков, наездивших сотни тысяч километров без серьезных аварий, до тех, кто состоит на учете как неоднократный нарушитель. Результаты испытаний подтвердили, что при помощи специальной системы контроля можно выявить таких водителей, которых, как говорят исследователи, «надо держать подальше от дороги, пока они не успели кого-нибудь задавить». Вот несколько задач из тех, что даются при таких испытаниях. Из четырех вариантов ответов на каждую задачу один ' характеризует хорошего водителя. Хотите попробовать свои силы?Правила правилами, но сплошь и рядом на дорогах складываются такие ситуации, когда самым лучшим советчиком, самой надежной гарантией безопасности становятся благоразумие, доброжелательность и даже уступчивость водителя, когда, продолжая формально действовать «по правилам», он не только не способствует «разрядке напряженности» на дороге или перекрестке, а, наоборот, сам попадает в затруднительное положение. В Чикагском университете несколько лет проводились исследования с целью найти способ, позволяющий выявить плохих водителей, своими неумелыми, рискованными или опрометчивыми действиями могущих вызвать автомобильную аварию. Исследовательская группа запросила специалистов по безопасности движения (работников полиции, суда, преподавателей школ шоферов, руководящий персонал автоэксплуатационных контор) и получила несколько тысяч описаний поведения водителей в разных дорожных ситуациях. Затем при помощи электронно-вычислительной машины были составлены перечни случаев, наиболее часто фигурировавших в присланных письмах как примеры правильных или неправильных действий водителей. Всего было обработано и исследовано 4000 дорожных ситуаций. Этот материал и послужил основой для создания методики выявления водительских качеств. Некоторые результаты работы оказались неожиданными для самих исследователей, противоречащими общепринятым представлениям. Так, оказалось, что основой безопасности является не просто снижение скорости в сложной обстановке на дороге, а такая езда, при которой всем остальным участникам движения хорошо видно, что вы будете делать дальше, как вы собираетесь маневрировать. С точки зрения психологов, хорошим водителем являетсяВНУТРИ НАСкрестки по своей планировке затрудняют безошибочное определение главной улицы. Мы имеем в виду так называемые «развилки» (см. рисунок). Как в этих случаях определить, какую иэ улиц следует считать продолжающейся в обе стороны от перекрестка? Ориентироваться по наименованиям улиц нельзя хотя бы потому, что указатели наименований в темное время суток могут быть неразличимы, с противоположной стороны перекрестка их прочитать почти невозможно, а в союзных республиках они могут к тому же иметь надписи на языке, незнакомом водителю. Взаимное расположение их таково, что каждый из водителей с равным правом может считать «свою» улицу главной. И действительно, «развилки» нередко образованы двумя или даже тремя главными, а следовательно, равнозначными улицами. Вот почему на таких перекрестках статья 66 Правил движения неприменима, и водители определяют порядок движения по статье 67 (по группам транспорта), а при подъезде транспортных средств одной группы — по статье 68 (по правилу правой стороны). В целях повышения безопасности и бесперебойности движения на «развилках» (как и на всех других перекрестках с неясно выраженными признаками главенства улиц), если необходимо предоставить приоритет в движении по одному из направлений, органы регулирования движения должны устанавливать у перекрестка соответствующие дорожные знаки: 1.5 — «Пересечение с главной улицей или дорогой» или (при большой интенсивности движения по глав-I1IИмеют ли значение для ориентировки водителя названия участков улиц, образующих перекрестки, в частности трехсторонние? (М. Целиков, г. Свердловск). Правила движения делят все трассы, по которым приходится ездить водителям, на две категории, именуя их в городах — улицами, между ними — дорогами. Однако улицы городов иногда называются «переулками», «проспектами*, «проездами», «аллеями», «линиями» и даже «бульварами», «дорогами» и «шоссе». хотя по своей технической характеристике они этого явно не заслуживают. Названия эти часто обусловлены историческими традициями, сохранившимися с тех времен, когда они достаточно точно отражали роль каждой улицы в транспортной схеме города. В наши дни они имеют значение лишь для ft уточнения почтового адреса. Например, в Москве можно встретить улицу Алымова, проезд Алымова и Алымов переулок; Измайловский проспект, Измайловскую улицу, Измайловский вал, Измайловский проезд, Измайловский бульвар, Измайловское шоссе и др. Смена названий происходит ив процессе реконструкции городов. Так, городской части Ленинградского шоссе присвоено название Ленинградского проспекта. Новинский бульвар переименован в улицу Чайковского, Ермолаевский переулок назван улицей Жолтовского, хотя ни В одном из приведенных примеров роль в общей сети и харако улиц движения городскойне изменились. тер по ним Точно так же и наименования улиц не определяют ни характера движения, ни их значимости в общегородском плане.3Очень часто одна уличная артерия, пересекающая или опоясывающая город. на своем протяжении имеет несколько наименований. Например, одну из городских магистралей столицы составляют ул. Куйбышева — ул. Богдана Хмельницкого — ул. Чернышевского — ул. Карла Маркса — Спартаковская ул. — Баку. нинская ул. — Б. Семеновская ул. — Измайловское шоссе, а границы между ними в ряде случаев не имеют какихлибо объективных внешних признаков. И такие примеры можно найти в каждом городе.иВот почему статья 66 Правил движения не принимает во внимание названия или наименования улиц. В определении главных и второстепенных улиц (дорог) на перекрестках водители руководствуются только объективными внешними признаками: видом перекрестка, наличием покрытия проезжей части, возможным числом рядов движения автомобилей. Надо сказать, что на обычных четырехсторонних перекрестках они с этой задачей справляются довольно легко. Но вот некоторые трехсторонние пере-&^c*t^i/3*&~сж^с.7 3&^сг*<<я<# '£££22*1^€^с¥