Для массовых стартов|о гладкому шоссе вереницей бегут машины. Трудно отдать предпочтение кому-либо из водителей, разве что на поворотах можно увидеть разницу в их мастерстве. Но вот начинается крутой или затяжной подъем, и ровная до этого цепочка рассыпается. Один преодолевает его без особого напряжения, другой, неумело выбрав передачу или замешкавшись с переключением, пропускает вперед одного за другим с сочувствием и некоторым превосходством поглядывающих на него коллег. А на раскатанной зимней дороге нередко можно увидеть и медленно сползающую назад машину. Одним словом, картина, знакомая каждому водителю. Особое умение, которое требуется для преодоления подъемов, дало веское основание организаторам ралли включать в программу этого автомобильного многоборья специальное скоростное соревнование «подъем на холм». И что характерно: первый же опыт закончился существенными коррективами, которые внесло новое упражнение в распределение мест, хотя раллисты — все народ опытный. Входили подъемы и • кроссовые трассы. Но настоящее признание «подъем на холм» получил в период нынешней спартакиады по техническим видам спорта. Автомобилисты столицы открыли интересную трассу на Ленинских горах. Вначале ею воспользовались спортсмены Московской области для подготовки к всесоюзному зимнему ралли 1964 года, в котором они показали лучший результат в скоростных состязаниях. Вслед за этим по инициативе спортсменов Москворецкого района, больших энтузиастов нового соревнования, трассу стали осваивать низовые досаафовские коллективы. В районных первенствах стартовало около 1000 человек, нескольким из них «подъем на холм» помог завоевать первый разряд. Особых успехов добились спортсмены автобазы Октябрьского района, организовавшие регулярные тренировки на трассе. Преодоление ее оказалось не столь уж простым делом, даже для бывалых водителей, как это могло показаться на первый взгляд. Кое-кого заносило, у многих глох двигатель на крутых поворотах с подъемом, которые включала полукилометровая дистанция с перепадом высот в 50—60 метров. Соревнованием заинтересовались не только начинающие спортсмены. В первенстве, которое провел на Ленинских горах спортклуб Московского завода малолитражных автомобилей, выступили ведущие мастера страны Бубнов, Орлов, Щавелев, Лифшиц, Сучков. И боролись они в этой «горной гонке в миниатюре» с полной отдачей сил. Жаль только, что зрители были лишь свои, заводские болельщики, да случайные прохожие. Но если поставить задачу привлечь публику: выбрать хорошо просматриваемую трассу и подкрепить дело рекламой, уверены — люди придут, а кто «поболел» раз, во второй придет обязательно. Признание «подъема на холм» получило теперь документальное подтверждение. Он введен как самостоятельный вид автомобильных соревнований в Единую всесоюзную спортивную классификацию, о которой рассказывалось в № 4 «За рулем» за 1965 год. Напомним, что в соревнованиях II группы за первое место дается 20 очков, III — 15, IV — 10 иV группы — 5. Что же представляет собой «подъем на холм»? «По молодости» он еще не успел попасть в Правила. Поэтому сошлемся на опыт москвичей, которые провели уже около 20 состязаний. Традиционной стала здесь дистанция в 500 метров с 4—5 крутыми, серпантинными поворотами. Вообще же для трассы подойдет любой холм. Желательно разметить ее с поворотами. Соревноваться можно на любых машинах, в том числе и на грузовых, но результаты, естественно, засчитываются отдельно в каждом классе. Чтобы привлечь побольше водителей, разрешают стартовать на одной машине неограниченному числу участников. Победители определяются по времени прохождения дистанции. Старт дается с места при заведенном двигателе и нейтральном положении коробки передач. Из соображена безопасности трассу надо выбирать так, чтобы вблизи не было препятствий. «Подъем на холм» можно проводить не только как самостоятельное соревнование. Москвичи, например, включили его в двоеборье вместе со спринтом. Не исключено сочетание его с «фигуркой» или с соревнованиямиs на экономию топлива или с тем ис другим. Но во всех случаях «подъем на холм» сохраняет главные свои качества — интересного массового, доступного состязания, оттачивающего мастерство вождения и потому имеющего большой прикладной смысл. А путевку в жизнь дала ему спартакиада. В. МАНДРУССпартаниадный год в Таурагеачало всегда бывает нелегким. Немало трудностей выпало на долю Альгиса Дауноравнчюса. Два года с группой товарищей, таких же энтузиастов автомобильного спорта, строил он спортивную машину. Когда автомобиль выкатили из гаража, скептики предвещали: «Даже до Каунаса не доедет...» Осенью 1963 года Альгис решил участвовать в республиканском чемпиона те — шоссейно-кольцевых гонках. «Старые волки» — опытные гонщики тоже не жалели реплик по адресу первой спортивной машины из района. Но Дауноравнчюса это не смутило. Начались гонки. Не одна машина оставила уже трассу: то технические неполадки то . неосторожность спортсмена. Друзья Альгиса волновались: выдержит ли двигатель, хватит ли самому Альгису выдержки — ведь их земляк, как и машина, впервые на гонках. «Старые волки» брали круг за кругом, а по их следам, не отставая, мчался красненький таурагский автомобиль. Гонку Альгис закончил четвертым и выполнил норматив второго разряда. Машина отлично выдержала экзамен. На этом же автомобиле в 1964 году в Вильнюсе на республиканских ив Каунасе — на всесоюзных соревнованиях стартовал другой спортсмен из города Таураге — ионас Шакис. И он добился второго спортивного разряда. После этих ответственных стартов энтузиасты объединились, и на здании районного комитета ДОСААФ появилась вывеска «Самодеятельный спортивный автомотоклуб». Члены клуба стали готовиться к стартам всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. За год клуб подготовил 170 мотоциклистов, 22 водителя автомобилей, 20 членов клуба стали разрядниками. Сейчас Витас Огинтас, Прннас Ужкурайтис, Ионас Шакис, братья Юозас и Юргис Чесны, Эдвардас Киаелис и другие спортсмены под руководством председателя клуба — заместителя председателя райисполкома Альгиса Дауноравнчюса трудятся над созданием нового спортивного автомобиля. Они рассчитывают выступить на нем в Вильнюсе на республиканских шоссейно-кольцевых гонках. Таурагским спортсменам большую помощь оказывает мастер спорта, неоднократный чемпион СССР ленинградец М. Ковалев. Недавно по инициативе клуба в первой средней школе создан кружок автомоделистов. Под руководством учителя К. Гедрайтиса школьники настойчиво готовятся к республиканским соревнованиям. Не теряют зря времени и картингисты, которыми руководит член совета клуба сменный мастер завода узлов счетных машин А. Байорас. Прошел только год со времени первого, организационно-выборного собрания, в котором участвовало 20 человек. Теперь клуб насчитывает несколько сот активных членов. И. АРВАСЯВИЧЮС, заведующий отделом Таурагского РК КП Литвы, член совета автомотоклубаНПIг. ТаурагеРАСТУТ РЯДЫ МАСТЕРОВ СПОРТАЗвания мастера спорта СССР удостоены: Автомобильный спорт В. Дурнев (Рига, Советская Армия); Е. Турков (Москва, Советская Армия): X. Ванари (Тарту, «Калев»); Г. Высоцкий (Одесса, Автомотоклуб); А. Коровин, В. Матвейчев, В. Сакач (Кишинев, Автомотоклуб); Ю.. Коситис (Рига, «Даугава»); А. Гулер, Л. Кобылинсний (Ленинград, «Спартак»); А. Денисов, С. Колесник, Н. Кочнов, X. Слепой, А. Шеин (Москва, «Спартак»): А. Горковенко (Нальчик, Автомотоклуб); Р. Харунас (Вильнюс, Автомотоклуб); Б. Абромавичус (Шяуляй, «Жальгирис»); В. Шпуцис (Каунас, «Жальгирис»). Мотоциклетный спорт В. Богдзевич, А. Кравец. М. Тугаев (Одесса, Автомотоклуб); В. Гурин (Николаев, Автомотоклуб); А. Долгополое (Киев, Автомотоклуб); Н. 'Ковалев (Свердлова, Автомотоклуб): А. Морозов, А. Топорков (Душанбе, Автомотоклуб); А. Сомов (Красноярск, Автомотоклуб); И. Лобановский (Красноярск, «Буревестник»); И. Шипицин (Ирбит, «Труд»). Водно-моторный спортВ. Тягунов, В. Шибаев (Москва. ВМФ); Г. Серейка (Каунас, «Жальгирис»).7