Лидер-АрбеновЧетвертый этап чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 смз проводился в Бельгии Чемпион прошлого года бельгиец Жоэль Робер был настроен агрессивно. В обоих заездах первым уходил он со старта, лидировал и каждый раз сходил из-за неисправностей машины. Победа осталась за англичанином Дейвом Виккерсом, выступающим на мотоцикле «Гриве». Шведы Т. Хальман и А. Ионссон на «Гускварнах» были вторым и третьим. Чехословацким гонщикам В. Валеку и К. Пиларжу (оба на «Ява — Чезет») пришлось довольствоваться четвертым и пятым местами. Советские спортсмены в бельгийском этапе не выступали. Следующий этап проводился в чехословацком городе Голице. С первого же круга лидерство захватил Виктор Арбеков (СССР). Однако падение вывело его из. борьбы. Арбеков хорошо начал и второй заезд, но на этот раз его подвел мотоцикл. Победителем этапа стал чехословацкий гонщик В. Валек. На втором месте — Т. Хальман (Швеция) и на третьем — Д. Виккерс (Англия). В шестом этапе, состоявшемся в г. Войрене (ФРГ), замечательного успеха добился Виктор Арбеков. Он был первым на финише в обоих заездах. Второе место занял Ж. Робер, третье — швед А. Ионссон, четвертое — Г. Драугс (СССР). Седьмой этап (в Голландии) принес еще одну победу Виктору Арбекову. Теперь у него 35 очков, и он уверенно возглавляет лидирующую группу. На втором месте Д. Виккерс (26 очков), на третьем Т. Хальман (19) и на четвертом Ж. Робер (18).порпшвныиГЛОБУС „Нольцевини" вступили в борьбуЧемпионат миро по кольцевым мотогонкам начался в Дайтоне (США). В двух младших классах первые три моста заняли представители завода «Суэуки»: 50 смз — э. Дегнер, X. Андерсон и М. Ичино, 125 смз — X. Андерсон, Э. Дегнер и В. Перрис. На мотоциклах класса 250 смз первые два места завоевали гонщики другого японского завода («Ямаха») Ф. Рийд и М, Двфф и лишь третье досталось С. Грасеттн на итальянской машине «Морипи». Среди «пятисоток», как ив прошлом году, вно конкуренции был Майк Хэйлвуд на «МВ-Агуста», который оставил далеко позади американцев В. Парриота и Р. Бомонта на «Нортонах». Второй этап чемпионата проводился на южной петле известного кольца Нюрбургрннг в ФРГ. В этих соревнованиях выступали и советские гонщики Э. Кийса и Н. Севостьянов на мотоциклах «Восток» (350 смЗ и 500 смЭ). В пятидесятикубовом классе дуэль «Хонда» — «Сузукн» окончилась в пользу машин «Хонда». Первые два места заняли Р. Брайане и Л. таверн, оттеснив X, Андерсона на третье место. Зато Андерсон взял реванш в классе 125 смз, а его коллега В. Перрис был вторым. Гонщик завода Мц (ГДР) англичанин Д. Вудмэн занял пятое место. Неразлучная пара завода «Ямаха» Рийд и Дафф вновь заняла первое и второе места в классе 250 смз. Заметим, что Рийд выиграл эту гонку ив прошлом году. На 350-кубовых мотоциклах «МВ-Агуста» в этом году дебютировали Д. Агостини и М, Хэйлвуд. Новые машины позволили им завоевать первое и второе места. Чехословацкий гонщик Г. Хавел на двухцилиндровой «Яве» занял третье призовое место. Советский гонщик Э. Кийса финишировал пятым. В классе мотоциклов до 500 смз Хэйлвуд и Агостини поменялись местами, и англичанин одержал втооую победу подряд. Севостьянов и Кийса из-за падений гонку не закончили.Р ис . 3 .Тормозное устройство переднего левого колеса: 1 — первичная (активная) колодка; 2 — первичная камера цилиндра; 3 — вторичная камера цилиндра; 4 — шланг первичной магист?али; 5 — шланг вторичной магистрали; — вторичная колодка; 7 — регулировочная муфта; 8 — подковообразная стяжная пружина колодок.ШИНА В ЗЕРКАЛЕПроблемы повышения надежности и долговечности автомобильных шин занимают конструкторов всех стран мира, Широко распространенные стендовые испытания не могут дать полной картины работы шин в естественных дорожных условиях, В связи с этим для проверки опытных образцов при скоростях порядка 100 км/час на испытательном автодроме фирмы «Дженерал моторе» был сделан участок шоссе со стеклянным покрытием. Под слоем стекла вдоль всего участка проходит зеркальная полоса, которая отражает изображение шин вверх, на кинокамеру, устанавливаемую на автомобиле. Свет ламп, встроенных в дорожное покрытие, непрерывно сопровождает автомобиль и позволяет камере 2200 раз в секунду фиксировать на киноленте состояние шин при разгоне, торможении и на поворотах в любое время суток,Полуфиналы гаревых гононЧемпионат мира по гаревым гонкам, как всегда, начался с континентальных четвертьфиналов. В Любляне (Югославия) первое место занял Г. Куриленко (СССР), следом за ним были А. Муха (Польша) и польские гонщики — А. Погожельский, И. Май и Ф. Капала. Чехословацкий спортсмен А. Каспер занял шестое место, а двое других наших гонщиков — В. Трофимов и К. Кришталь — седьмое и восьмое места. Чемпион Европы Збигнев Подлецкий (Польша) завоевал первое место в ГДР. В. Самородов (СССР) финишировал вторым. За ним следуют три чехословацких гонщика — Р. Гавелка, А. Шваб и П. Мареш. Шестым оказался Ю. Оленев (СССР), М. Розе (Польша) — седьмым и на восьмом месте Л. Краев (СССР). В четвертьфинале, прошедшем п Венгрии, первым был представитель Чехословакии Л. Томичек- Второе место у Ю. Чекрановп (СССР), третье — у поляка П. Валошка. Далее идут Ф, Ледецкий (ЧССР), Я. Трешкоаский (Польша) и на шестом месте В. Моисеев (СССР). Седьмое и восьмое места заняли венгр П. Переньи и по. ляк А. Домишевский. И наконец, гонка в Австрии принесла победу А. Выгленде (Польша). Я. Вольф (ЧССР) — на втором месте, А. Ворына (Польша) — на третьем. Наши мотогонщики И. Плеханов, Г. Кадыров и В. Соколов заняли четвертое, пятое и шестое места. За ними — М. Шмид и С. Кубнчек (оба ЧССР). Полуфиналы чемпионата мира состоялись в СССР (на гаревой дорожке стадиона Львовского СКА) и в ФРГ. Из наших спортсменов право продолжать борьбу в заключительном этапе континентальной зоны чемпионата мира получили И. Плеханов, В. Моисеев и Г. Куриленко.В 54-й разГонка «Торга Флорио» в Сицилия (по 720-километропой каменистой трассе) в этом году проводилось в 34-й раз. Первое место завоевал итальянский экипаж Л. Вандини — Н. Ваккарелла. Он выступал на 12-цилиидровом «Феррари 275-П2» (3285 см*, 350 л. с.) и показал среднюю скорость 102,562 км/час. Последующие два места заняли экипажи на спортивных автомобилях «Порше»: К. Дэвис — Г. Миттер и У. Мальоли — Г, Линге.жинки, на конце которых установил серебряные контакты. Очки надеваются как обычно, а контакты прижимаются к надбровным дугам. Проводники от контактов соединены с обычным дифференциальным усилителем на транзисторах. Выходной сигнал с усилителя через двухфазный выпрямитель подается на мультивибратор. В цепи коллектора этого мультивибратора было помещено быстродействующее реле, возбуждающее контактор мощного электромагнита, установленного на педали тормоза автомобиля («Фиат-750»). На электромагнит при работе подавался ток 12 ви 40 а. Тренируясь, шофер выработал условный рефлекс; хмурить брови, когда возникает опасная ситуация. При этом происходит мгновенное торможение. Ножное торможение протекает в этом случае как обычно. Электромагнитный тормоз действует 0,5 секунды, после чего отключается. Теоретически время, которое проходит с момента решения тормозить до собственно торможения, должно сократиться с 0,5 до 0,15 секунды. При скорости 50 км/час это равносильно сокращению тормозного пути на 5 метров. Часто такого результата бывает вполне достаточно, чтобы предотвратить несчастный случай. Однако на практике он еще не достигнут. Основная причина связана с реле и электромагнитом. В дальнейшем предполагается устанавливать электромагнит не на тормозной педали, а прямо на колесах. Такая конструкция снизит время срабатывания электромагнитного тормоза до десятых миллисекунды, Н. КОЛПАКОВДве победы СмитаВ первенстве мира по мотокроссу в классе 500 смз второй и третий этапы проводились в Швейцарии и Италии. Оба этапа выиграл прошлогодний чемпион англичанин Д. Си.ит (ВСА). Он лидирует по сумме очков — 16 (после трех этапов). За ним идут швед С. Лундин (14 очков) и англичанин Р. Скотт (9).Гонки под крышейВ Копенгагене был проведен интересный эксперимент. В помещении эимнего стадиона разметили трассу для гонок на картах. Соревнования, собравшие участников из Дании, Швеции. Норвегии, Финляндии, Англии, США и ФРГ, вызвали большой интерес у зрителей — их собралось около 10 тысяч. Это первый в истории картинга случай, когда гонки проводились под крышей.Успех шведовМеждународные шведские ралли являются третьим этапом первенства Европы. Дистанция этих соревнований 3070 км с 26 специальными участками. Шведские автоспортсмены здесь добились внушительной победы. Среди 113 стартовавших машин первым был «Вольво» чемпиона Европы Тома Трана. Последующие четыре места также заняли шведы: Андерсон («Сааб»), Вальдегаард («Сааб»), Ског («Вольво») и Эрикссон («Опель»). Среди женщин первенствовала П. Мосс-карлссон («Сааб»),31