Г^ ^^ЕДШЩШШШШЧетыре года... Всего лишь четыре года отделяют предыдущую спартакиаду от нынешней. Но это были годы интенсивного развития технического спорта • нашей I стране. Около 15 миллионов участнике* вышло на старты соревнований II Всесоюзной спартакиады в 1960—1961 годах. А сейчас только за первый, 1964 год их число достигло 20 миллионов. Внушительный рост! Цифры, свидетельствующие о том, что технические виды спорта стали у нас по-настоящему массовыми, доступными миллионам людей. Четыре года... Вспомним, что это был период, ознаменовавшийся серьезными успехами наших спортсменов на международной арене, успехами, о которых заговорили теперь во всем мире. В прошлом году в 32 международных соревнованиях советские мотогонщики завоевали 20 первых мест, 18 — вторых и7 — третьих. Широко известны триумфальные победы на двух чемпионатах Европы наших мастеров ледяных гонок. Три советских спортсмена входят в десятку сильнейших гаревиков мира. А что такое последние четыре года, отделяющие нас от предыдущей спартакиады, в жизни одного спортсмена! А если проследить за эволюцией самих видов спорта! Чем знаменательны эти годы, что было для них самым характерным! Редакция попросила ответить на эти вопросы нескольких чемпионов II спартакиады.ОТ ВТОРОЙ К ТРЕТЬЕЙВ ИК ТО V ЩАВЕЛЕВ(автомобильное ралли) Безусловно, ралли за последние четыре года претерпело большие изменения. Прежде всего хотелось бы отметить увеличение средних скоростей на протяжении всей дистанции. Если раньше они едва достигали 50 км/чае, то теперь в ряде состязаний превышают 70 км/час. Усложнились трассы, больше стало скоростных участков. Новая трасса в Армении, где проходило прошлогоднее первенство страны, требует большего искусства от водителей, чем, скажем, трасса в Закарпатье, где а 1961 году наш экипаж стал чемпионом. Новым в ралли является также то, что скоростные участки обязаны проходить оба гонщика. То есть исчезло существовавшее ранее разделение, когда один член экипажа выполнял функции водителя, а второй — только штурмана. Теперь оба должны сочетать мастерство и гонщика и штурмана. Много почерпнули наши раллисты из опыта участия в международных состязаниях. Например, мы сейчас пользуемся спид-пилотом — прибором, позволяющим контролировать, как выполняется график, прожектором-искателем, который устанавливается на крыше автомобиля, оборудуем машины протиаотуманными фарами, а сами водители применяют ремни безопасности. В зимних ралли в последнее время разрешено шиповать колеса. Существенным новшеством, на мой взгляд, является то, что два класса — серийных автомобилей и машин с форсированным двигателем — объединяются • один зачет. Естественно, это обязывает теперь водителей повышать свою техническую квалификацию, лучше знать двигатель, уметь его форсировать. Все это требует от спортсмена более разносторонней подготовки. Как готовимся мы к финалу нынешней спартакиады? И я, и мой напарник Николай Сучков участвовали в соревнованиях всех этапов спартакиады. Для раллиста очень полезны такие разновидности На трассе ралли экипаж Виктор Щавелев (слева) — Николай Сучков. автоспорта, как подъем на холм, «фигурка», шоссейно-кольцевые гонки. Борьба за звание чемпиона страны и победителя III Всесоюзной спартакиады обещает быть как никогда упорной.ВЛАДИМИРЯЖУВОЯИЧ:(автомодельный спорт)ВЛАДИМИРСЕЯХИН(мотоциклетное многоборье) За последние четыре года советские многодневщики участвовали во многих крупнейших международных состязаниях. Несомненно, это положительно отразилось на их мастерстве. Причем мне хочется подчеркнуть, что В состав сборной страны входят гонщики из разныеЯВладимир Семин. республик. Это Борис Дресяяннииои из Узбекистана, Владимир Дарвин из Казахстана, Т. Сепп из Эстонии и многие Йругие, Есть с кого брать пример у сея дома молодым гонщикам. На всех соревнованиях — и в ФРГ, и в Чехословакии, и в ГДР — были пред ставители заводов, выпускающих мотоциклы ИЖ и «Ковровец». Это помогло повысить качество машин. Новые спортивные модели по своим техническим характеристикам намного лучше своих предшественников. Совершенствование техники, естественно, обусловило и усложнение трасс. Трассы в Алма-Ате ив Орджоникидзе требуют от спортсмена как большего мастерства, так и лучшей подготовки машины. Первенство страны и финал III Всесоюзной спартакиады состоятся на новой трассе — в Армении. А на новой трассе — всегда труднее. Я стараюсь не пропускать соревнований, почаще выступать. Был на сборах в Орджоникидзе, а потом тренировался в Риге в шоссейно-кольцевых гонках.В нашей стране автомоделизм — молодой вид спорта, но его популярность растет быстро. Особое внимание за последние годы обращается на технические осмотры моделей. Начиная с 1962 года требования к моделям-полумакетам возросли. Претерпели большую эволюцию и гоночные модели. Многие советские спортсмены уже выступали с микроавтомобилями, которые можно поставить в ряд с образцами международного класса. О непрерывном совершенствовании моделей и мастерства спортсменов мог бы наглядно свидетельствовать такой показатель, как рост скоростей. Возьмем, например, модели в классе 1,5 смз. В 1961 году они развивали в чае 98 км, а в 1964 году их скорости возросли до 125 км/час. То же — и в группе моделей с двигателем рабочим объемом 2,5 смз и5 смз. Еще более сильный «рывок» сделали дееятикубовые модели. Отрадно, что у нас появились новые имена, только за первый год нынешней спартакиады четыре автомоделиста удостоены звания мастера спорта. Это Геннадий Кострыкин из Ташкента, москвичи Юрий Степанов -И Вячеслав Соловьев, Гунар Дзенытыс из Риги. Кроме того, установлено несколько рекордов СССР. Период от предыдущей спартакиады до нынешней знаменателен также тем, что год от года множились успехи советских автомоделистов в международных соревнованиях. Для меня 1965 год — весьма напряженное время. Во-первых, потому, что к финалу спартакиады нужно подготовить свою «основную» модель в классе 2,5 смз, а во-вторых, мне еще хочется освоить лятикубовую модель. Владимир Якубович.6