28
29
ДЛЯ ТЕХ, КТО В ПОЛЕВ редакцию из Казахстана пришло письмо от сельского учителя Е. Отыншиевв. «Семь лет назад я купил мотоцикл ИЖ-49. За эти годы наездил около 50 тысяч километров. Конеч• но, мотоцикл подносился, понадобились запасные части. Однако наше село Алмалы расположено далеко от городов, где имеются магазины, торгующие запасными частями для мотоциклов. Прошу сообщить, есть ли база посылторга, обслуживающая тружеников села?» Чтобы ответить на этот вопрос. мы обратились к заместителю начальника Главкоопкультторга Центросоюза И. И. Штульману. Вот что он рассказал. В деле снабжения сельских мотолюбителей запасными частями посылочной торговле принадлежит важная роль. Ведь в страдную пору труженику села выбраться в магазин не так-то просто, а мотоцикл необходимо ремонтировать: он нужен для выезда в поле. В настоящее время Главным управлением по торговле культтоварами (Главкоопкультторг) Центросоюза созданы две базы посылочной торговли. Первая из них находится в г. Минске (2-й Велосипедный переулок; телефон 2-56-25). Она обслуживает сельских мотоциклистов Украины, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии. На этой базе можно выписать запасные части для мотоциклов; М-1М, М-103, М-104, К-125, К-55. К-58, К-175, К-175А, К-175Б, К-175В, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-П, ИЖ-Ю, М-72, М-72Н, К-750. К-750М и мопедов «Рига». Жителей УССР запасными частями для мотоциклов Киевского мотозавода снабжают только местные районные магазины культтоваров. Сельских жителей Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении обслуживает база, находящаяся в г. Петропавловске Северо-Казахстанской области (ул. Универсальная, 7, телефон 46-91). Отсюда высылаются детали для мотоциклов М-1М, М-103, М-104 К-125, К-55, К-58, К-175, К-175А, К-175Б, Н-175В, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-П, ИЖ-Ю, М-72, М-61, М-62, М-63 и мопедов «Рига». Порядок приобретения запасных частей следующий. В зависимости от территориального расположения мотолюбитель посылает письмо на ближайшую базу с указанием марки и модели мотоцикла, а также месяца и года его выпуска. В ответ на письмо база бесплатно высылает прейскурант и бланк фактурызаказа, который надо заполнить и направить базе для исполнения. В заявках на двигатели и детали весом свы. ше 20 кг указывают ближайшую железнодорожную станцию, где выдается багаж. Помните, что неправильно названные детали и неполностью заполненная адресная часть фактуры замедляют выполнение заказа. В случае, если на день оформления заказа на базе не окажется каких-либо требуемых деталей, надо сделать повторный заказ, но только после получения посылки или ответа по первоначальному заказу.Ставни инструкторов практической езды определяются грузоподъемностью автомобиля: при обучении вождению на легковых автомобилях и мотоциклах — 48,6 коп. за час, на грузовых — грузоподъемностью до 5 тонн — 55,8 коп., грузоподъемностью свыше 5 тонн, гусеничных тягачах, бульдозерах, спецмашинах и др. — 63 коп. за час. Инструктору практической езды при обучении вождению мотоцикла зарплата начисляется из расчета по 48,6 коп. за час (напомним только, что в соответствии с программой он должен одновременно обучать двух курсантов). В спортивно-технических клубах преподаватели и инструкторы работают, как правило, по трудовым соглашениям. Поэтому отпуск и больничные листы оплачиваются им по месту основной работы. Если же преподаватель или инструктор работает только в самодеятельном клубе, где и находится его трудовая книжка, то ему должны оплачивать больничный лист. Отпуск инструкторам производственного обучения и практической езды предоставляется в этом случае на общих основаниях с сохранением заработной платы. На эти цели по калькуляции предусматриваются необходимые средства. Оплата за отпуск преподавателям входит в их почасовую ставку.СМАЗКА ПОДШИПНИКАКак смазать подшипник задней звездочки мотоциклов «Ява» и «Чезет»? Этот вопрос интересует чита ­ теля И. Генос из г. Риги. Для смазки подшипника задней звездочки мотоциклов «Ява» и «Чезет» необходимо предварительно снять заднее колесо, отвернуть гайку крепления звездочки (ключ 32), ослабить винт натяжения цепи, отвернуть винт, соединяющий половины кожуха цепи, и раскрыть кожух. Сдвинув звездочку вперед, снять ее. Демонтировать сальник, выбить полый вал и снять стопорное кольцо. Выбить подшипник в сторону, где было снято стопорное кольцо. Промыть подшипник и смазать его смазкой УТВ (1—13)1 или ЦИАТИМ-201.МОТОЦИКЛ В БАГАЖНОМ ВАГОНЕМототурист П. Заболотнев, живущий в Кирсенском районе Кировской области, спрашивает: какие существуют правила для перевозки мотоциклов по железной дороге? Ответить на этот вопрос мы попросили заместителя начальника Главного пассажирского управления Министерства путей сообщения В. Козака. Вот что он сообщил. Мотоциклы принимаются к перевозке в багажном вагоне в упаковке и без упаковки. Плата за транспортировку мотоцикла, сданного по билету, взимается по багажному тарифу за фактический вес, указанный в паспорте или инструкции. Если эти документы не будут предъявлены, то за мотоцикл-одиночку полагается платить нак за 150 кг, а за машину с боковым прицепом — как за 250 кг. При сдаче мотоцикла в багаж необходимо обязательно слить бензин из бака.ВО ВРЕД ОБУЧЕНИЮМожно ли продолжать прием на курсы после того, как занятия уже начались? Этот вопрос интересует Л. Котляр из г. Запорожье. Нет, делать этого нельзя. Мы уж не говорим о том, что у опоздавшего к нача* лу занятий наверняка появятся некоторые пробелы в подготовке (это совершенно нетерпимо). Но дело еще ив том, что после того, как определился состав и численность группы, составляется приходнорасходная смета, в которой определена и необходимая материально-техническая база и сумма взноса за обучение с каждого курсанта. Запоздалое зачисление новых нурсантов приведет к нарушению уже утвержденной сметы. Кроме того, надо принять во- внимание, что в учебную группу нельзя включать более 30 человек.О ШИНАХ ТИПА «Р»Читателя В. Влейзизен из Эстонии интересует, что означают цифры 155—15. нанесенные на боковине шины с радиальным расположением корда (шина типа «Р»), а также вопросы, связанные с эксплуатацией шин: В. Емельянова из Москвы спрашивает, соответствуют ли величины углов установки передних колес данным заводской инструкции при использовании на автомобиле «Москвич-407» шин типа «Р», имеющих радиальный корд. Цифра «155» обозначает ширину профиля в миллиметрах. Размеры профиля и их соотношения у шин, имеющих корд с нитями, расположенными радиально, иные, чем у обычной шины. Шины М-122Р шире по профилю и меньше по наружному диаметру, чем обычные шины для «Москвича-407». Нагрузка и давление, соответствующие расчетной нагрузке, указаны на боковине шины. Особенностью шин типа «Р» является значительная их радиальная деформация. При нормальном давлении они производят впечатление полуспущенных. Следует иметь в виду, что боковина шины очень тонкая и легко повреждается при подъезде к тротуарам и движении по глубоким колеям. При поворотах, вследствие значительной деформации шины, боковина находится очень близко к земле и также может быть повреждена. При замерах углов развала по шинам следует учитывать большую величину «вздутия» нижней части под нагрузкой, которая составляет для шин типа «Р» 10,5 мм на сторону. У автомобилей «Москвич» на шинах 155 — 15, имеющих радиальный корд, углы установки передних колес соответствуют указанным в инструкции. Более подробное описание особенностей конструкции, работы и эксплуатации шин типа «Р» и «PC», основные характеристики, а также сведения о монтажно-демонтажных качествах этих шин можно найти в брошюре В. И. Кнороза «Автомобильные шины типа «Р» и «PC» (Издательство «Транспорт», Москва, 1964 г.).РАЗБОРКА НЕ ТРЕБУЕТСЯМожно ли удалить нагар из камеры сгорания и канавок поршней, не разбирая двигателя? Этот вопрос задает владелец «Победы» из г Запорожье И. Гончаренко. Удалить нагар, не разбирая двигателя, можно. Для этой цели составляют смесь из растворителя для нитрокрасон (например, N» 647) или ацетона, керосина к автола. Соотношение компонентов таково: 50 процентов растворителя или ацетона, 25 процентов керосина и 25 процентов автола. Для четырехцилиндрового двигателя понадобится около литра смеси. Из хорошо прогретого двигателя вывертывают свечи зажигания ив каждый цилиндр заливают примерно по 100 г смеси, затем, плотно закрыв отверстия для установки свечей зажигания, проворачивают несколько раз коленчатый вал. Спустя примерно час в камеры сгорания заливают еще 50 г смеси. В таком состоянии двигатель оставляют на несколько часов, после чего для удаления остатка нагара и первоначально залитой смеси в цилиндры заливают бензин с растворенным в нем автолом. Несколько раз (желательно стартером) прокручивают коленчатый вал. Промывку лучше сделать несколько раз, причем после каждой необходимо вентилировать цилиндры проворачиванием коленчатого вала при вынутых запальных свечах. Для последующего выжигания остатка нагара лучше всего залить в бак высококачественный автомобильный бензин (А-72, А-74. А-76) и проехать километров 15—20 по загородной дороге с полностью открытым дросселем. Температура охлаждающей жидкости должна быть при этом в пределах 85—90 градусов. Для поддержания указанного теплового режима, возможно, придется не только закрыть жалюзи, но и прикрыть облицовку радиатора.КОРОТКО ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙВ. Александров из поселка НовоГрозненского Чечено-Ингушской АССР хочет знать, как оплачивается труд преподавателей самодеятельных спортивно-технических клубов ДОСААФ. Труд преподавателей и инструкторов на курсах при самодеятельных спортивно-технических клубах ДОСААФ оплачивается по утвержденным ЦК ДОСААФ часовым ставкам. Ставки преподавателей обусловлены численностью группы: в группе от 10 до 20 человек — 80 коп. за час, от 21 до 25 человек — 90 коп. за час и свыше 25 человек — 1 рубль. Часовые ставки инструкторов производственного обучения зависят от их профессиональной подготовки и составляют: для инструктора с высшим образованием — 63 коп. за час, со средним техническим образованием — 55,8 коп. и для лиц, не имеющих среднего технического образования, — 48,6 коп. за час.28 ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОТОЦИКЛОВ ИЖСейчас мотоциклетный сезон в разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшсв (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие. На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов. НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ ИВ ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЯ КАТУШКИ? Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями, проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Ленинградским карбюраторным заводом. Их легко обнаружить, приложив линейку к плоскости диффузора. Убрать выступ надо шабером. iaiinтер», за исключением мотоциклов первого года выпуска, изменениям не подвергались, поэтому для ремонта можно применять валы любого другого года выпуска. Но надо учитывать, что при изготовлении на заводе их разбивают на пять групп по размеру посадочного места под выносной маховик и маркируют цифрами на цилиндрической части щеки около кривошипного пальца. Поэтому, заменяя коленчатый вал, надо обязательно взять вал той же группы. Коленчатый вал двигателя «ИЖ-Юпитер» вращается на четырех подшипниках, из которых три серии 203, а один серии 304. Сальники для двигателя «ИЖ-Юпитер» с других мотоциклов не подходят. Можно только использовать правый сальник со стороны генератора от мотоциклов ИЖ-56 и «ИЖ-Планета». МОЖНО ЛИ НА ДВИГАТЕЛЕ «ИЖЮПИТЕР» ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОРШНИ МОТОЦИКЛА КОВРОВЕЦ-175? В ЖУРНАЛЕ «ЗА РУЛЕМ» № 2 ЗА 1963 ГОД ГОВОРИЛОСЬ, ЧТО ЭТО ДЕЛАТЬ МОЖНО. ОДНАКО МНОГИЕ ОПЫТНЫЕ МОТОЦИКЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ТАКУЮ ЗАМЕНУ ПРОИЗВОДИТЬ НЕ СЛЕДУЕТ. КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТУПИТЬ? Прежде всего, несколько слов об истории создания двигателя ИЖ-Ю. Рабочий объем двигателя К-175 равнялся рабочему объему одного цилиндра двухцилиндрового ИЖ-Ю, и это позволило при разработке ИЖ-Ю взять за основу его параметры: диаметр цилиндра 61,75 и ход поршня 58 мм. В результате появилась возможность унифицировать детали кривошипно-шатунных механизмов: подшипник нижней головки шатуна, шатун, поршневые кольца, поршневой палец и поршень. Эта унификация облегчала владельцам тех и других мотоциклов приобретение запасных частей. Как известно, тепловой зазор между поршнем и цилиндром обеспечивает надежную работу двигателя. Уменьшение его может привести к появлению эадиров на зеркале цилиндра и поверхности поршня или к заклиниванию, «прихвату» поршня в цилиндре. Увеличение зазора тоже нежелательно, так как ухудшает отвод тепла от поршня к цилиндру. В результате могут появиться стуки поршня, особенно при «прогазовке» на холостом ходу. Первоначально на двигателе ИЖ-Ю устанавливались поршни, по конструкции и всем размерам соответствовавшие поршням К-175. В дальнейшем выяснилось, что температурные режимы при работе двигателей ИЖ-Ю и К-175 несколько различаются. Поэтому зазоры между поршнем и цилиндром у двигателя ИЖ-Ю были уменьшены. При одинаковых диаметрах цилиндров наружный диаметр поршня в нижней части юбки ИЖ-Ю 61,71 -«,о* мм против 61,68 -о,оЗ у К-175. Результаты проведенных на заводе исследований заставили несколько изменить и посадку пальца в бобышках поршня. Теперь между поршневым пальцем и поршнем ИЖ-Ю в холодном состоянии может быть от 2 микронов натяга до 8 микронов зазора. Это обеспечивает плавающую посадку пальца в поршне при работе двигателя без искажений геометрии поршня. Изменение посадни позволяет устанавливать поршневой палец без нагрева поршня. При сборке палец входит в бобышки под небольшим усилием руки или от легких ударов деревянным молотком. Таким образом, поршень ИЖ-Ю «пополнел». Но такие его размеры, как общая высота, расположение канавок, отверстий под палец, не изменились. Значит, использовать поршни от К-175 на двигателях ИЖ-Ю можно, но надо иметь в виду, что их посадка в цилиндрах по сравнению с поршнем ИЖ-Ю будет на 0,02—0,03 мм свободней. Это не отразится на работе двигателя, но в отдельных случаях возможно появление стука. подобного тому, что возникает при изношенном поршне. Устанавливаемый на ИЖ-Ю поршень К-175 должен соответствовать той группе, какую имеет цилиндр. Поршень располагается в цилндре так, чтобы стрелка, выбитая на его головке, была направлена назад по ходу мотоцикла. Это тоже имеет свои причины. Дело в том, что первое время на двигателях ИЖ-Ю использовались поршни К-175. Но конструкции цилиндров ИЖ-Ю и К-175 различаются расположением окон, поэтому поршни К-175 устанавливались (воизбежание эападания нолец в окна) стрелкой назад. В дальнейшем появился поршень ИЖ-Ю. Но чтобы не возникло путаницы при сборке, направление стрелки было сохранено прежним. В ДВИГАТЕЛЕ НЕКОТОРЫХ МОТОЦИКЛОВ ТтРИ ДЛИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДКАХ, С УВЕЛИЧЕНИЕМ СКОРОСТИ ВОЗНИКАЕТ «ЦОКАЮЩИЙ» ЗВУК. НЕКОТОРЫЕ МОТОЛЮБИТЕЛИ ДУМАЮТ, ЧТО СТУЧАТ ПАЛЬЦЫ, ДРУГИЕ ОТНОСЯТ ЭТО ЗА СЧЕТ ДЕТОНАЦИИ. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТАКОГО ЗВУКА7 Появление металлического («цокающего») звука при увеличении нагрузки на любых двигателях — признак детонации. Часто его принимают за стук поршневых пальцев. Это — ненормальное явление, зависящее в основном от качества бензина, регулировок зажигания и карбюратора. Раннее зажигание, обедненная рабочая смесь, применение низнооитановых бензинов (например, А-66) или старого бензина А-72, вызывает перегрев двигателя и появление детонации. Мотоцикл «ИЖ-Юпитер» рассчитан на бензин А-72, и если все регулировки правильны, то детонации не возникнет. Нужно проверить зажигание и установить начало размыкания контактов прерывателя в тот момент, когда поршни не доходят до верхней мертвой точки на 2,1 —2,3 мм (в инструкции к мотоциклу «ИЖ-Юпитер» дан неенолько больший допуск). Хорошо бы немного обогатить смесь, подняв иглу в карбюраторе. Можно применять бензины Б.70 и Б-74. Они обладают лучшими антидетонационными свойствами. Детонация появляется и при перегреве двигателя вследствие загрязнения поверхности ребер цилиндра и головни. Недостаточное охлаждение двигателя может, кроме того, вызвать нагар на сфере камеры сгорания и на днище поршня. Его нужно время от времени удалять. Если это не помогает, возможно, в двигатель подсасывается воздух из-за неплотной посадки цилиндра, недостаточной подтяжки корпуса сальника со стороны генератора или выхода из строя сальников двигателя. НА МОТОЦИКЛЕ ИЖ-49 ПРИМЕНЯЛСЯ РЕГУЛЯТОР ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ. НА ДРУГИХ МОДЕЛЯХ ЕГО НЕТ. ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТУПИЛ ЗАВОД, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ НЕГО? ВЕДЬ ЛЮБАЯ АВТОМАТИКА ТОЛЬКО ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ. Регулятор опережения зажигания на мотоцикле ИЖ-49 применялся для облегчения пуска двигателя. В дальнейшем удалось уменьшить опережение зажигания с 5,5 мм до верхней мертвой точки на ИЖ-49, до 3,5—4 мм на ИЖ-56 и «ИЖ-Планете». Это не отразилось на мощностных и экономических показателях двигателей, но позволило улучшить условия пуска. Таким образом, автоматический регулятор опережения зажигания оказался ненужным.Р ис . 1. Выступы между карбюратором и сопловой камерой: 1 — вставка смесительной камеры; 2 — дроссель; 3 — корпус; 4 — щель для прохода воздуха при работе на холостых оборотах; 5 — выступ. Р ис . 2. Несовпадение отверстий карбюратора с сопряженными бтверстиями сопловой камеры: 1 — канал холостого хода смещен в корпусе карбюратора вправо; 2 — вставка смесительной камеры смещена влево; 3 — воздушный канал в корпусе смещен влево. Второй — смещение воздушного канала в корпусе карбюратора со стороны всасывания (рис. 9, позиция 38 в инструкции по уходу и эксплуатации). На некоторых карбюраторах у мотоциклов первого выпуска этот канал не совпадает с сопряженным отверстием в сопловой (смесительной) камере (рис. 2). Если опилить симметрично отверстие относительно оси карбюратора, то равномерность работы цилиндров значительно улучшится. Само собой разумеется, что должно быть правильно установлено зажигание, а карбюратор отрегулирован винтом качества. С конца 1964 года вместо карбюратора К-28Ж на мотоциклах ИЖ-Ю применяется К-36Ж, который дает более равномерное распределение смеси по цилиндрам. Применение одного прерывателя и двухискровой катушки зажигания на двухцилиндровом двигателе не обеспечивает одинакового момента опережения зажигания в цилиндрах. Кроме того, в этом случае в каждом цилиндре искра между электродами свечи проскакивает ив верхней ив нижней мертвых точках. Это отрицательно сказывается на работе двигателя. НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ОДНОГО ИЗ ПЕРВЫХ ВЫПУСКОВ НАДО ЗАМЕНИТЬ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ. МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВАЛ ПОСЛЕДНЕГО ВЫПУСКА? НА ПОДШИПНИКАХ КАКИХ СЕРИЯ ВРАЩАЕТСЯ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ? МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ САЛЬНИКИ С МОТОЦИКЛОВ ДРУГИХ МАРОК? Коленчатые валы двигателя «ИЖ-Юпи-ТОЛЬКО НЕ ПРЕРЫВАТЕЛЕМЧитатель Ю. Стасюк из Винницы спрашивает, можно ли устанавливать угол опережения зажигания на мотороллере «Вятка» при помощи прерывателя. — Нет, — отвечает главный инженер завода Н. В. Мальцев. Угол опережения зажигания устанавливается поворотом основания генератора. Для этого следует ослабить три винта, крепящие основание, и, повернув его в ту или иную сторону, вновь эанрепить винты.ПОЧЕМУ ПРИГОРАЮТ КОЛЬЦА?Такой вопрос задал редакции С. Карпенко из колхоза имени Жданова Полтавской области. При эксплуатации двигателя автомобиля «Запорожец» на маслах типа автолов и при перегреве двигателя происходит залегание колец в канавках поршня. Из-за этого увеличивается прорыв газов в картер, повышается температура в зоне колец. При длительной эксплуатации такого двигателя возможен задир поршня и его прогорание. Только применение масел Дл-11 летом и Дп-8 (или АКЗп-10) зимой обеспечит нормальную работу двигателя.29