Сельскому хозяйству за пять лет предполагается поставить миллион 790 тысяч тракторов, в том числе 780 тысяч пахотных. Уже в предстоящем пятилетии производство грузовых автомобилей удвоится и сельскому хозяйству будет поставлено до одного миллиона 100 тысяч автомобилей против 394 тысяч, полученных в последние пять лет. Эти цифры были названы на мартовском Пленуме ЦК КПСС, наметившем неотложные меры по дальнейшему развитию сельского хозяйства. Автотракторостроители делом откликаются на решения Пленума. На Выставке достижений народного хозяйства представлены новые образцы техники для наших полей. Трактор МТЗ-50 («Беларусь»), выпускаемый Минским тракторным заводом, — едва ли не самый распространенный среди наших тракторов. Он приспособлен (с помощью навесных, полунавесных и прицепных машин и орудий) для пахоты и пропашных работ; его можно использовать для привода стационарных машин, перевозки грузов, дорожно-строительных работ. Сейчас завод подготовил новую модификац ию — МТЗ.-50Л (фото 1), снабженную специальным пусковым двигателем, приспособленным для низких температур. Это резко расширяет область применения машины. Трактор Т-4 «Алтай» (фото 2) предшественников в своем классе среди наших машин не имеет. Это трактор с двигателем высокой мощности (110 л. с. при 1600 об/мин), тяговое усилие его составляет 4 тонны. Он специально предназначен для работ на почвах с повышенным сопротивлением. Глубокая пахота, мелиорация, глубокое безотвальное рыхление, планировочные дорожно-строительные работы, а также посев, культивация, уборка урожая в степных зонах — вот «специальности» новой машины. Т-4 в сравнении с другими гусеничными машинами создает наименьшее удельное давление на почву, имеет наименьшую ртносительную ширину на единицу тяги и обладает наиболее высокой энергонасыщенностью — 14,5 л. с/т. Продукция Липецкого тракторного завода — колесный трактор Т-40 для культивации, пропашных работ, междурядной обработки свеклы, кукурузы, картофеля, а также перевозки грузов, В классе тракторов с тяговым усилием 0,9 тонны Т-40 заменил ранее выпускавшийся Т-28. У него более мощный и экономичный дизельный двигатель с воздушным охлаждением, гидроусилитель рулевого управления, механизмы увеличения сцепного веса, реверсы на всех передачах. Но завод усовершенствовал и эту машину, создав трактор Т-40А с передним ведущим мостом. Увеличенное благодаря этому тяговое усилие позволяет работать на увлажненных почвах. Сердобский машиностроительный завод выпускает двухосный тракторный саморазгружающийся прицеп 2-ПТС-4М грузоподъемностью 4 тонны, который можно разгружать на три стороны. Другой прицеп —2-ПТС-6, изготовляемый на одном из заводов Целинного совнархоза, тоже разгружается на три стороны, но его грузоподъемность 6 тонн. Оба прицепа можно использовать с надставными бортами. Тогда емкость кузова увеличивается в первом случае с 3,1 до 6,1 мЗ, а во втором — с 4,6 до 8,3 мЗ. На Ростсельмаше создан комплекс для уборки урожая (фото 3). Дело в том, что после комбайна — при всех его достоинствахостается трудоемкая операция — уборка выбрасываемой им соломы. В дополнение к комбайну появилась прицепная самосвальная тележка (на тракторной тяге), представляющая собой громадный бункер. Емкость ее — 70 мЗ, а грузоподъемность 6 тонн. Комбайн и тележка, прицепленные к одному и тому же трактору, едут рядом. Теперь не надо собирать солому, погружать ее на автомобили и свозить в копны. Копна едет рядом с комбайном. Наполненный бункер опрокидывают назад на 40 градусов — и копна на поле. На фото 4 вы видите хорошо известный автомобиль ГАЗ-51 с бункером для семенного зерна и специальной пневматической системой, подающей его в сеялку. Еще одна механизированная операция в длинной технологической цепочке сельскохозяйственного цикла. Автомобиль-самосвал ГАЗ-53Б (фото 5) — одна из модификаций семейства ГАЗ-53. Он специально предназначен для сельского хозяйства и идет на смену ГАЗ-93Б. Новая машина обладает большей грузоподъемностью (3,5 тонны) и скоростью, имеет более мощный двигатель, долговечные узлы и агрегаты. Мы показали здесь лишь несколько образцов той мощной автотракторной техники, которая идет из заводских цехов на поля.