«...Три года, как я увлекся мототуризмом. Это прекрасный вид отдыха. Наша группа в конце лета предполагает совершить путешествие в8 тысяч километров. Четыре ИЖа мы хотели бы оснастить боковыми прицепами собственного изготовления. Но вот беда: нигде не можем раздобыть чертежи. Не сможет ли редакция «За рулем» помочь нам!» Это письмо прислал А. Викулов с Орловщины. С такой же просьбой обратились к нам многие другие товарищи. О том, как сделать такой прицеп, уже рассказывалось в № 7 журнала за 1959 и № 8 за 1961 год. Однако, идя навстречу пожеланиям читателей, мы возвращаемся к этой теме и публикуем статью инженера В. Лылова, являющуюся ответом на многочисленные вопросы, полученные редакцией.Ml отвЕчаютч итатЕлямЩ И » К Е= Н - Е Г » ЫБОКОВОЙ ПРИЦЕП коковой прицеп состоит из рамы, кузова и колеса с подвеской. Рама — прямоугольной формы (рис. 1), изготовляется из труб (сталь 20—35), усиливаемых в местах сварки косынками. Поперечную переднюю и продольную правую части ее делают из одной трубы, загнутой под прямым углом. Если немного отступя вы приварите подножку 8, то она намного облегчит посадку пассажира в кузов. Сечение задней трубы 50 X3мм , остальных — 42 XX 3,5 мм . . Колесо установите на качающемся рычаге. Один конец рычага вставляется в опорную трубу, которая вращается в ступице, установленной на поперечной задней трубе (рис. 2) рамы. Здесь же внутри проходит вал торсиона, выполняющий роль амортизатора. Изготовьте его из стали 60С2А и закалите до твердости Rc40—48. При наезде колеса на препятствие торсионный вал благодаря своей упругости закручивается, при переезде — раскручивается и возвращает колесо прицепа в исходное положение. Крепится он в трубе так. Один конец с мелкими шлицами располагается в отверстии муфты 4, закрепленный тремя болтами; другой — в опорной трубе 2, также имеющей отверстие с мелкими шлицами. Вместо торсионной можно использовать пружинную подвеску с гидравлическим гасителем колебаний. Для этого возьмите амортизатор от ИЖа и укрепите его одним концом на качающемся рычаге, а другим в ушках трубы, приваренной, как показано на рис. 3. Такая конструкция проще и избавит вас от необходимости изготовлять торсионный вал. Кузов прицепа (рис. 4) изготовьте из листовой стали толщиной 1мм . Крепится он к раме в четырех точках стальными хомутами с прокладками из 8—10миллиметровой резины. От поперечного перемещения его предохраняютИЖучетыре кольца 7 (см, рис. 1), приваренные к раме. Установите в кузове мягкое сиденье, смонтируйте грязевой щиток, на котором не забудьте укрепить передний и задний габаритные фонари. Грязевой щиток 5 (рис. 5) лучше укрепить так: передний конец приверните к кронштейну 4, а задний, посредством резиновых втулок, — к оси 1 крепления. Боковой прицеп крепится к мотоР и с. 3. Так следует устанавливать на раму пружинно-гидравлический амортизатор.•С ВОИМИР УНАМИ6-5 Рис . 1. Рама бокового прицепа: 1 — шаровой зажим; 2 — фланец; 3 — растяжка; 4 — шаровой зажим; 5 — растяжка; в — болт в виде вилки; 7 — четыре кольца, предотвращающие перемещение кузова; 8 — подножка; 9 — ось крепления грязевого щитка; 10 — три болта, крепящие торсион. <~3,Ф1$Я-0ЛЗ Рис . 2. Задняя труба рамы с торсионом: 1 — качающийся рычаг; 2 — опорная труба; 3 — торсионный вал; 4 — муфта. N <> 5 й "••