ШКОЛА КЮЛОАОГ© ШОфЕРАВКОЛОННЕногда молодые, малоопытные водители считают, что нет ничего проще езды в колонне. Держись-де за руль и поглядывай на впереди идущего — только и всего. Но это упрощенное и даже превратное представление. Движение в колонне — это действия в строю, подчиняющиеся командам начальника, руководителя, старшего. И здесь, подобно пешему строю, существуют определенные правила, которые каждый водитель должен знать и уметь выполнять. В чем они заключаются] Покажем это на некоторых примерах из армейских условий. Прежде всего каждому автомобилю в колонне отводится определенное место, устанавливается строгий порядок движения. Перед началом марша автомобили выстраиваются в определенной последовательности. Водители запоминают номер идущего впереди автомобиля. Иногда на бортах каждого из них проставляются порядковые номера. Менять свое место, обгонять, отставать водитель самовольно не имеет права. Это правило обеспечивает порядок вко ­ лонне и дисциплинирует водителей. Подчиняясь такому принципу, колонна легко поддается управлению на ходу. Каждый автомобиль является ведущим для того, кто идет за ним. Режим движения впереди идущего должен в точности повторяться следующей машиной. Это дает возможность в любое время изменить направление, скорость и т. п. Но надо заранее предусмотреть и вынужденные исключения. Как быть, например, если водителю приходится остановиться из-за технической неисправности автомобиля) В этом случае он съезжает на обочину и дает знак остальным, чтобы его объезжали. Устранив неисправность, он должен догнать колонну и двигаться замыкающим. На остановке водитель автомобиля, который шел вслед за выбывшим из строя, должен оставить впереди место для отставшего. А тот объезжает остановившуюся колонну и «встает в строй». Пожалуй, главное в искусстве вождения автомобилей в колонне — это умение точно соблюдать установленную дистанцию между машинами. Какой же должна быть нормальная дистанция! Она зависит от скорости и условий движения. На сухой ровной дороге при хорошей видимости величина дистанции в метрах должна быть в пределах численного значения скорости движения автомобиля. Например, скорости 25 км/час соответствует дистанция в 25 метров, 30 км/час — 30 метров и т. д. Сложные условия движения вносят свои коррективы: в туман дистанцию (как и скорость) надо уменьшить, на скользкой дороге — увеличить, снизив скорость. При движении по пыльным дорогам автомобиль следует вести на границе пыльного облака от впереди идущей машины, не теряя ее из виду. Определить дистанцию ночью значительно сложнее, чем днем. Для ориентировки по заднему фонарю впереди идущей машины нужны определенные навыки, которые приобретаются далеко не сразу. При плохой видимости или светомаскировке это сделать еще труднее. На военных автомобилях, например, в помощь водителю задние фонари оборудуются индикаторами расстояния: в фонарь вставляются специальная насадка и фильтр, сквозь который видны четыре красных прямоугольника. С расстояния менее 25 метров каждый из них отчетливо виден. По мере увеличения дистанции от 25 до 50 метров четыре прямоугольника сливаются в два, а на дистанции более50 метров водитель видит уже одно сплошное пятно. Этот оптический эффект позволяет довольно точно определять ди ­ станцию в пределах до 50 метров и более. При движении ночью без света на военных автомобилях часто для обозначения впереди идущей машины применяется подкузовная подсветка. Она осуществляется при помощи конусообразного отражателя и лампы в нем, закрепленных на заднем поперечном брусе под кузовом. Луч света освещает картер заднего моста и небольшой участок дороги под автомобилем. С воздуха и при наблюдении со стороны это световое пятно незаметно, а водителю автомобиля, идущего позади, видно с расстояния 40—60 метров. Очень важно не только найти нужную для данных условий и скорости движения дистанцию, но и научиться выдерживать ее постоянно. Для этого автомобиль в колонне нужно вести как можно ровнее, по возможности с постоянной заданной скоростью. Плох тот водитель, который все время изменяет скорость и дистанцию, пусть даже в незначительных пределах. Всякое маневрирование скоростью в колонне заставляет всех следующих сзади повторять то же самое. Колонна, то растягиваясь, то сжимаясь, похожа на резиновый жгут. Чтобы не случилось этого, в колонне запрещено движение накатом и резкое торможение. Начинать движение все машины должны одновременно и затем плавно набирать скорость. Нельзя терять скорость возле препятствий, их надо уметь преодолевать быстро, а на подъемах заблаговременно переходить на низшую передачу. Следовать в колонне нужно точно за идущим впереди автомобилем, двигаясь по правой стороне дороги; выезд на середину или на ее левую часть разрешается только для объезда препятствий или стоящего транспорта. Поскольку водителю определяется постоянное место в колонне и запрещены самовольные остановки, естественно, для осмотра автомобиля надо использовать привалы. Только здесь водитель может тщательно проверить технику, устранить неисправности. Для управления колонной во время движения используют флажки, фонари, светофоры. Водитель обязан хорошо знать эти сигналы, немедленно выполнять их и при необходимости передавать дальше. В каждой колонне создается, как говорят, техническое замыкание на случай оказания помощи водителям остановившихся машин. В небольших колоннах это, как правило, последний автомобиль, в котором находится либо автомеханик, либо просто опытный водитель с инструментом, комплектом запасных частей, запасом ГСМ, буксиром и т. д. В больших колоннах в техническое замыкание назначают мастерскую или даже несколько специальных автомобилей (топливозаправщик, санитарные машины, тягачи, резервные автомобили и др.). Техническое замыкание обязано оказать поддержку водителю остановившегося автомобиля, помочь ему устранить неисправность, дозаправить, а при необходимости отбуксировать автомобиль к месту привала колонны. Мы рассмотрели лишь основные правила движения, общие для всех автоколонн. Но выполнение каждым водителем и этих, самых обязательных заповедей обеспечит успех перехода. Полковник С. САБОДАХО•14-