С каждым годом все более успешно развивается наша социалистическая экономика. Неуклонно растут промышленное производство, объем строительства, количество сельскохозяйственной продукции, а вместе с этим увеличивается грузооборот транспорта. Решения XXIII съезда КПСС открывают перед нашей экономикой новые горизонты. Вдохновленные этими историческими решениями, работники каждой отрасли, каждого предприятия ищут резервы дальнейшего повышения производительности труда. На автотранспорте это в первую очередь — повышение грузоподъемности автомобилей, предназначаемых для массовых грузов. В самом деле: с ростом числа автомобилей растет армия водителей и обслуживающего персонала, увеличиваются производственные площади, количество оборудования для технического обслуживания, ремонта и хранения машин, выпуск запасных частей, горюче-смазочных материалов. Вот почему перед автомобильной промышленностью стоит задача в ближайшее время вооружить транспортников высокопроизводительными машинами, способными работать в различных эксплуатационных условиях. На всех видах дорог разрешается ездить только автомобилям, у которых нагрузка на ведущую ось не превышает 6 тонн (группа «Б» по ГОСТ 9314-59, к которой относятся наиболее распространенные в нашей стране ГАЗы и ЗИЛы]. Автомобили же , имеющие осевую нагрузку до 10 тонн (группа «А» по тому же ГОСТу, к которой относятся МАЗы и КрАЗы], могут эксплуатироваться только на дорогах, рассчитанных на такую нагрузку. Значит, основные модели современных массовых автомобилей для нашего народного хозяйства должны сочетать в себе качества и тех и других. Это — мощный двигатель, большая грузоподъемность, способность буксировать тяжелые прицепы, не нарушая ритма существующих потоков движения, установленный стандартом для всех категорий дорог осевой вес. Такие машины разработаны на Московском автозаводе имени Лихачева — семейство ЗИЛ-133.ЗИЛ-133И ЕГО СЕМЕЙСТВО ОВОСТИБазовая модель — трехосный автомобиль с колесной формулой 6X4 (две задние оси — ведущие, передняя — неведущая) грузоподъемностью 8 тонн. Общий вес автопоезда, который можно составить с этим автомобилем, — 25—27 тонн, причем осевая нагрузка у него будет не только не больше, но даже несколько меньше по сравнению с осевыми нагрузками двухосных автомобилей средней грузоподъемности, а современный двигатель обеспечит необходимые средние скорости движения. Для нового автомобиля завод разрабатывает три разновидности шасси, различающиеся колесной базой, — укороченное, нормальное и удлиненное. На базе укороченного будут выпускаться седельный тягач ЗИЛ-133В, самосвал для строительных грузов ЗИЛ-133Д, а на базе нормального и удлиненного шасси — автомобили ЗИЛ-133 и ЗИЛ-133Г с обычными грузовыми платформами (наращенные борта, тент). Еще один член семейства — сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-133Б. Рассмотрим узлы и агрегаты автомобиля.СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ ДВИГАТЕЛИДвигатель ЗИЛ-133 по основным агрегатам унифицирован с двигателем ЗИЛ-375, устанавливаемым на автомобилях «Урал-375» и «Урал377». У него восемь V-образно расположенных цилиндров с углом развала 90 градусов. Рабочий объем — 7 л, степень сжатия — 7,4, мощность 220 л. с , крутящий момент 52 кгм , максимальное число оборотов коленчатого вала в минуту — 3600. Как видите, двигатель форсирован по сравнению с устанавливаемым на уральских грузовиках. У него увеличена степень сжатия, изменены фазы газораспределения и улучшено наполнение цилиндров. Для этого применены четырехкамерный карбюратор и специальный впускной коллектор, обеспечивающий равномерное распределение горючей смеси по строго определенным группам цилиндров. Для двигателя ЗИЛ-133 необходимо топливо с октановым числом 84—86. Новый воздушный фильтр, обеспечивающий лучшую очистку воздуха, позволит значительно повысить износостойкость шатунно-поршневой группы. Этому способствует также нормальный режим его работы, характеризующийся тем, что число оборотов вала двигателя на один километр пути у тягачей семейства ЗИЛ-133 (2220) находится в тех же пределах, что иу автомобилей массового производства ЗИЛ-130 (2096) и ЗИЛ-130В (2265). Повышению износостойкости двигателя служит также впервые примененная на отечественных автомобилях система автоматического отключения вентилятора. Вентилятор включается и отключается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости при помощи термоэлектрического датчика, установленного на патрубке коробки термостатов и соединенного с электромагнитной муфтой. Помимо того, что такая система поддерживает оптимальный тепловой режим двигателя, она снижает затраты мощности на привод вентилятора, что особенно важно при относительно высоких скоростях движения. Чтобы жидкость в системе охлаждения двигателя циркулировала интенсивнее, параллельно установлены два термостата с твердым наполнителем. Двигатель снабжен тахометром, позволяющим контролировать скорость вращения коленчатого вала. Он оборудован также предпусковым подогревателем. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВА ЗИЛ-133Модели Параметры ЗИЛ-133 8 6** 9500»* 6550 15000 24500 8070 2500 2400 4700 1360 1800 1850 5100 2326 1034 1400 ЗИЛ-133Г 8 6** 9500» 6700 15000 24500 8970 2500 2400 5310 1360 1800 1850 6000 2326 921 1400 ЗИЛ-133ВАВТОМОБИЛЕНГрузоподъемность, т Грузоподъемность прицепа или полуприцепа, т Общий вес прицепа или полуприцепа, к г Вес автомобиля (тягача), к гв снаряженном состоянии с полной нагрузкой Общий вес автопоезда, нг Габариты, мм длина ширина высота по кабине (без груза) База автомобиля (тягача), мм База задней тележки , мм Колея колес, мм передних задних (по серединам двойных скатов) Внутренние размеры платформы, мм длина ширина высота бортов (с надставками) Погрузочная высота платформы (без груза), мм Высота расположения верхней опорной плоскости седельного устройства тягача (без груза), мм Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м Емкость топливного бака, л Размер шин Максимальная скорость (кинематическая), км /час8» 14—15*** 19000*** 6350 25575 6325 2480 2400 4100 1360 1800 1850—•—_ — —1350 8,5 500**** 260—20 97,5—9,5 250 260—20 97,5—10,5 250 260—20 97,5* ** *** ****Нагрузка на седельное устройство. Прицеп 2АП-6. Полуприцеп-фургон ОдАЗ-861. Устанавливаются два бака емкостью по 250 л.СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕПОКАЗАТЕЛИавтопоездов с тягачами семейства ЗИЛ-133 и зарубежными тягачами выпуска 1964 годаПоказатели. Тягачи семейства ЗИЛ-133«Форд Т-750»*«Форд Т-850»*«Джиэмси \^-5500»Полный вес автопоезда (округленно), к г Рабочий объем двигателя, л Максимальная мощность двигателя, л. с. при об/мин. Максимальный крутящий мент двигателя, к гм Степень сжатия Максимальная скорость матическая), км/час (кинемо2500027000 7 220/3600 52 7,4 97,5 8,8-8,1522700 5,92 6,4 203/4000 235/4000 45,5 51,5 7,6 105 9,0 10,3 2,0 2,26 нет32000 6,6 8,8 206/3600 266/3200 47 66,5 данных27300 6,6 210/3400 52 7,5 94 7,7 1,9—» —6,45 8,3 1,47 2,08Удельная мощность, л. с / тСЦЕПЛЕНИЕДвухдисковое сухое, с периферийными нажимными пружинами, полностью унифицированное со сцеплением, устанавливаемым на двигателе ЗИЛ-375.Удельный кгм/ткрутящиймомент,2,08—1,93* В числителе приведены показатели двигателя, являющегося стандартным для данной модели тягача; в знаменателе — показатели двигателя, устанавливаемого на данную модель тягача только по особому требованию потребителя.•7*