мотоциклисту изД аже начинающемуразогнать мотоцикл вестно, что если до значительной скорости, а затем сбросить газ, то движение замедляется по ­ степенно. При выключенном сцеплении или установке шестерен коробки передач в нейтральное положение расстояние, проходимое таким способом, увеличивается. Постепенно замедляющееся движение по инерции и называют накатом. • Накат зависит от веса машины — чем он больше, тем накат продолжительнее; от профиля пути (спуск или подъем); с о ­ противления свободному качению в трансмиссии ив ходовой части мотоцикла, вызванного трением; сопротивления воздуха — при попутном ветре накат увеличивается. Существуют ли какие-то приемы разгона — наката? В чем особенности такой езды? Эти вопросы всегда интересуют начинающего водителя. Тем более, что в литературе, посвященной мотоделу, и в руководствах о накате не говорится ничего. Разве что некоторые ин ­ струкции рекомендуют использовать разгон — накат при обкатке новой ма ­ шины. Главный смысл наката — экономия топлива. Это особенно важно, если мо ­ тоцикл в силу особенностей конструкции двигателя и других причин при обычных приемах езды расходует много топлива. Движение накатом с полностью при ­ крытым дросселем, но включенным сцеплением и передачей (хотя бы высшей) будет непродолжительным, так как при этом возникает торможение двигателем. А потому не дает и экономии топлива. Но если, .разогнав машину и закрыв дроссель, быстро отключить заднее колесо (движитель) от двигателя, расстояние, проходимое по инерции, увеличится в несколько раз, а расход топлива намного сократится по сравнен июс равномерным движением. Тут, в озможно , последует возражение: «Но ведь такой метод сбережения топлива и масла может привести к тому, что сцепление машины, особенно если оно сухое, преждевременно выйдет из строя». Существуют два способа отключения двигателя от заднего колеса. Первый, безусловно, негодный, — двигаться накат омс рычагом, зажатым в левой руке.Второй — когда, лишь на секунду выключив сцепление, водитель быстро ставит нейтраль, и тогда сцепление даже некоторое время «отдыхает». Нагрузка на его элементы, как и на некоторые детали коробки передач (первичный ипро ­ межуточный валы и их подшипники), значительно снижается. Уменьшение износа деталей трансмиссии — второе до ­ стоинство наката. Здесь тоже не исключено возражение: «Пока вы «отыщете» нейтраль, посылая педаль переключения то вверх, то вниз,В АМ ,М ОЛОДЫЕМ ОТОЦИКЛИСТЫ Но всегда ли целесообразно двигаться накатом? Нет. В условиях интенсивного городского движения, когда водителю приходится то уменьшать, то увеличивать скорость, этот метод не годится. Нельзя пользоваться ими на мокрой или скользкой проезжей части, когда торможение разобщенного с двигателем заднего колеса может вызвать его боко ­ вое скольжение —- занос. Но на сухой проезжей части загород ­ ных, шоссе, причем с небольшим укло ­ ном, движение накатом можно только приветствовать. Полезно и даже необходимо приме ­ нять накат, когда водитель, двигаясь с значительной скоростью на перегоне большой протяженности, приближается к перекрестку. Особенно на таких город ­ ских трассах, где движение организовано по принципу «зеленой волны». Такая езда значительно безопаснее, э кономич ­ нее и выгоднее для сбережения трансмиссии, тормозов и шин. Точно так же , используя накат, водитель должен поступать и приближаясь к закрытым поворотам на шоссе, к же ­ л езнодорожным шлагбаумам, к участкам оживленного движения пешеходов, то есть к таким местам, где может возникнуть неожиданная опасность. Последний совет. Двигаясь по инерции, не следует доводить скорость до минимума. Если она сильно упадет, то дальнейший разгон не только потребует повышенного расхода бензина, но и вынудит водителя заняться переключением передач, что в итоге значительно снизит скорость движения. У наката есть еще одно достоинство — психологическое. Когда мотоциклист по ­ чувствует, что улучшение движения накат ом стоит в прямой зависимости от со ­ стояния силовой передачи, подшипников колес, тормозов и шин, он будет лучше заботиться о своей машине — обращать значительно больше внимания на регулировки и уход за всеми этими деталями. Вот в общих чертах и все особенности наката. Д. АБЁЗЬЯНИННАКАТ И ЕГООСОБЕННОСТИи сцепление будет портиться и накат пропадать». О говоримся : для достижения наката не обязательно отыскивать фиксируемое нейтральное положение, находящееся, как известно, м ежду первой и второй передачами. Следует по ­ ступить иначе. На мгновение выключив сцепление, легким движением ступни послать педаль вниз, на так называемую нефиксируемую нейтраль, находящуюся между третьей и четвертой (или между второй и третьей у легких мотоциклов типа М-103) передачами, и после этого машина катится свободно. У мотоциклов типа «Ява» и «Чезет» надо без всякого выключения сцепления послать педаль слегка вверх. У тяжелых же мотоциклов установить нейтраль можно , действуя либо педалью, либо рычагом ручного переключения передач. Отыскание нефиксируемой нейтрали требует известных навыков и, в озможно , будет получаться не сразу. Но после непродолжительной тренировки этот прием , безусловно, м ожет освоить каж ­ дый.»^«|И>»"^«II»••»Ереванчередная читательская конференция журнала состоялась в столице Армении — Ереване. На нее собрались преподаватели и инструкторы автошкол ДОСААФ, активисты спортивно-технических клубов, работники автобаз. — «За рулем» я читаю от первой до последней страницы, — начал свое выступление Г. Арутюнян, инженер-инструктор республиканского автомотоклуба, — и нахожу здесь много полезного и интересного. Однако желательно, чтобы журнал чаще и подробнее рассказывал о новинках автомобилестроения. Выход новых учебников не поспевает эа выпуском новых машин, и журнал должен восполнить этот пробел. Заместитель председателя райкома ДОСААФ Г. Маркарян считает необходиОмым расширить раздел «Техника за рубежом», систематически публиковать материалы по обмену опытом передовых водителей, шире освещать спортивную жизнь. Заместитель начальника республиканского автомотоклуба Е. Карапетян выразил пожелание чаще печатать материалы в помощь преподавателям и ввести рубрику «Советы тренеру». Его поддержал тренер республиканского автомотоклуба Г. Саакянц. «Нас, — сказал он, — очень интересует разбор местных и республиканских соревнований, а в журнале такого материала нет». По мнению заместителя начальника республиканского автомотоклуба А. Галстяна журнал редко ставит вопросы, которые вызывают полемику или желание поделиться своими мыслями. Председатель республиканской коллегии судей Р. Дристакисян упрекнул редакцию в том, что она крайне редко публикует материалы по спортивномусудейству. Между тем, считает он, методические указания по узловым, главным вопросам работы судейских коллегий, анализ судейских ошибок могли бы принести неоценимую пользу. Товарищ Аристакисян посоветовал уделять больше внимания автомототуризму и давать описания интересных маршрутов по союзным республикам. Заместитель председателя республиканского комитета ДОСААФ Р. Акопов критиковал редакцию за то, что она мало места отводит вопросам технического обслуживания автомобилей. Десятки тысяч автомобилистов ждут советов по изготовлению различных приспособлений, облегчающих эксплуатацию и обслуживание машин. Все участники конференции в своих выступлениях отмечали, что современное развитие автомотоспорта у нас в стране и эа рубежом требует более полного и широкого освещения его на страницах журнала.•20-