&"***$?ТУРИСТ» ДОРОГАБлизится лето. Множество людей отправится в путешествия на автомобилях и мотоциклах. Их привлекают дальние края, места, связанные с трудовыми и воинскими подвигами советских людей, памятники культуры. Поедут туристские группы и «неорганизованные» одиночки; в этом году к ним присоединятся участники соревнований «Дорогами подвигов и славы». Под колесами машин развернется широкое полотно дорог, вечером туристов радушно встретят «хозяйки» гостиниц, кемпингов, автопансионатов; АЗС любезно предоставят им различные сорта бензина и масел, станции техобслуживания распахнут перед ними ворота... Так должно быть. Но, к сожалению, до сих пор такое встречалось не всегда и не везде. Общественный корреспондент журнала кандидат технических наук А. Дмитриевский в прошлом году путешествовал по Украине , Молдавии. В своих заметках он рассказывает о том, что еще портит настроение автотуристам в пути. ...Наш автомобиль подъезжает к Львову. М ного ­ численные справочники рекомендуют осмотреть до ­ стопримечательные места этого старинного города. Но схему Львова искать бесполезно. Приходится петлять по узким незнакомым улицам, расспрашивать прохожих, то и дело натыкаться на «кирпичи», о пределяющие одностороннее движение даже на таких улочках, где за день не проедет и десятка автомобилей. Отсутствие туристических схем или карт — б еда не только Львова, Правда, иногда на въезде или. в сам омгородеможно встретить щит со схемой основных улиц, но на нем не отмечены улицы, выходящие на шоссе, не показаны достопримечательности. И самое главное, таких схем нет в кемпингах. Поэтому приходится стоять, например, на площади порта Одессы и срисовывать схему сгромадного щита. ...Мы в Закарпатье. П о узкой гравийной дороге добираемся до турбазы «Кобылецкая поляна». На маленькой полянке рядомс пыльной дорогойв землю забиты 10 колышков. За право поставить автомобиль около колышка и переночевать в нем мы должны заплатить почти как за ночлег воборудо ­ ванном кемпинге. Если проехать дальше, то с перевала откроется прекрасный вид на ущелье, по которому извивается Тиса. Вдоль нее разбросаны домики. Это Рахоа. Въезжаем в городок. Время 18.15, а нефтелавка уже закрыта, п ричем выясняется, что и завтра у нее выходной день. Плохо в стороне от основной магистрали вЗа ­ карпатье с заправкой бензином. Вы блуждаете в поисках колонки. Иногда вам покажут сарайчик, но дверь его на замке . Версии прохожих втаком случае разноречивы: «выходной день», «нет бензина», «обед». Наконец водном месте вам повезло. П ро ­ давец наливает в 25-литровую лейку бензин. Вы не ­ сете еек автомобилю, оставляя на земле след от темно-красных струек. Это А-66. Н о современные автомобили не рассчитаны на этот сорт бензина. Остаются позади Карпаты. На въезде в Черновцы регулировщик рекомендует поискать АЗСв центре города, у базара. Выходной. Спасибо прохожим : на выезде из города они указывают на узенький проезд с лужей от забора до забора. Искупав машину в грязной воде, вы получаете возможность заправиться прозрачным А-72. После пыльной дороги нужно вымыть машину. За право поставить автомобиль на полусгнившую деревянную эстакаду и побрызгать его из дырявого шланга с вас взимают полтинник. Странные расценки. Ведь 20 копеек берут за вход в лучшую баню спаром . У ж если и брать деньги за мойку автомобилей, то нужно сначала ее оборудовать: подвести теплую воду, обзавестись шлангом с наконечником, позволяющим регулировать подачу воды, шлангом со щеткой на длинной ручке, подготовить мыльный раствор, губки и т. д. Н о как бы то ни было машина вымыта. Теперь бы вымыться самим и поужинать. Но по расписанию работы местного кемпинга приходится все делать наоборот — сначала идти в кафе (оно работает до 22 часов), а потом ужевдуш , который открывается только в 22 часа. Постепенно стихает шумв соседних палатках, занятых в основном представителями различных видав спорта, проходящих здесь сборы. Теперь мож ­ но и отдохнуть. ...Еще 350 километров, и мы в Ваду-Луй-Водах — кемпинге возле Кишинева. П одъезжающие туристы приятно удивлены: в центре кемпинга стоит бензо ­ колонка. Увы, бензина в ней нет. Как и во многих загородных кемпингах, в ВадуЛуй-Водах почти все домики почему-то заняты прочно обосновавшимися здесь отдыхающими, не имеющими никакого отношения ни к туристам, ни тем более к автотуристам. Последние, с точки зре ­ ния выполнения плана, народ ненадежный. Однудве ночи перенрчевали и уехали. 1^Лы возвращаемся домой . У жев темноте пройдены бесконечные объезды под Киевом. Наконец долгожданный знак поворота к кемпингу. Это де ­ сятый кемпинг на нашем пути, но впервые вас встречает неприступная надпись «Свободных мест нет». П риезжает семья с детьми. После долгих поисков им нашлось место. Прибывшие ещеднем туристы ждут. «Ведь вы не выгоните детей на улицу», — говорит администратор. А почему бы, вместо того чтобы прикрываться «заботой» о детях, не поставить еще десятка два-три палаток — места хватит. Кемпинг располагает только четырехместными палатками. Впрочем, по обоюдному согласию в такой палатке помещаюти по две семьи. Н о не лучше ли оборудовать кемпинг двухместными палатками или домиками , как это делается повсюду? Достопримечательностью кемпинга является мо ­ ечная машина. В истории зафиксирован случай, когда эта машина даже работала. Зато после дождя на главной аллее напротив административного здания образовалась громадная лужа, в которой проходят принудительную «мойку» все автомобили. Не подумайте, будто на нашем пути не встречались хорошие кемпинги и пансионаты, с овремен ­ ные автозаправочные станции и кафе, где можно вкусно и дешево пообедать. Н ам запомнилось радушие обслуживающего персонала кемпингов вМинскеи Смоленске, х орошая постановка дела вОдесском пансионате. Н ов этих заметках хотелось обратить внимание на то, что ещемешаетмотори ­ зованным путешественникам и сдерживает развитие автомототуризма.•,\,—.ГГЧ||||''' •ЛHiш »,еА. ДМИТРИЕВСКИЙ Москва—Минск—Львов—Ужгород—КишиневОдесса — Киев — МоскваО тредакции . Заметки нашего общественного корреспондента относятся к прошлому сезону. Мы надеемся, что многое с тех пор изменилось к лучшему на туристских маршрутах, и все же публикуем этот материал, чтобы еще раз напомнить организациям, отвечающим за работу кемпингов, автозаправочных станций, моек, столовых и кафе, об их большой ответственности за обслуживание сотен тысяч людей, предпочитающих всем другим видам отдыха путешествие на колесах. За удобства тех, кто отправляется в путь, отвечают Центральный совет по туризму, которому переданы все кемпингии пансионаты, республиканские министерства автомобильного транспорта и управления Главнефтеснаба, городские советы, торгующие организации. Видимо, настала пора «семи нянькам», призванным обслуживать автои мототуристов, встретиться и договориться о том, к ак скоординировать усилия и создать наилучшие условия для тех, кто проводит свой отпуск эа рулем.Рис. М. Каширина и К- Невлера.•2SИМВЯР*