В последние годы все чаще звучит в печати тема «автомобиль и загрязнение окружающей среды». Все чаще произносятся по разным поводам слова «токсичность выхлопных газов». Автомобиль стал массовым видом транспорта, и проблема эта встает сегодня во весь рост. Над ней работают научно-исследовательские институты и лаборатории во веем мире. Она включает много аспектов, так как касается и конструкции автомобиля, и вида потребляемого топлива, и планировки городов (стоянки машин, подземные переходы и т. д.), а в конечном счете — здоровья людей. Чем же обусловлена токсичность! Что это такое! Конечно, не представив себе химические свойства компонентов, входящих в выхлопные газы, трудно понять всю серьезность проблемы. Вопросы по поводу токсичности задают и наши чататели.Инженеры отвечают читателямставляет труда и занимает всего 3—5 минут. Необходимо установить по тахометру минимальное число оборотов холостого хода (для ГАЗ-21 и ГАЗ-24 это 450—500 об/мин, для ВАЗ-2101 — 600 об/мин, для «Москвича-408» и «412» — 600 об/мин). Заворачивают винт холостого хода до начала перебоев, а затем его надо отвернуть на '/г оборота. При помощи газоанализатора определяют содержание окиси углерода и делают корректировку. Двигатель должен работать устойчиво и при переходе со средних оборотов на минимальные не останавливаться. Без приборов объективно установить минимальное количество окиси углерода в отработавших газах практически невозможно, так как этот газ не имеет ни цвета, ни запаха. Отрегулированный на станции технического обслуживания карбюратор стабильно работает около года. Заводы нашей страны и стран социалистического содружества выпускают большое количество аппаратуры для регулировки систем двигателя. Ею оснащены станции технического обслуживания. И все-таки этой аппаратуры еще недостаточно. Заводы — изготовители карбюраторов должны подумать о фиксированных (закрытых) винтах холостого хода, по крайней мере о винте качества смеси. Итак, повышенное содержание окиси углерода в отработавших газах автомобильных двигателей можно снизить рядом технических и организационных мероприятий. Среди них на первом меПДК. Вредные вещества максимальная разовая 0,03 5,0 3,0 0,085 0.035 мг/м3 среднесуточная 0,03 1,5 1,0 0,085 0.012АВТОМОБИЛЬ И ТОКСИЧНОСТЬВы, наверное, уже обратили внимание на то, что новыми Правилами дорожного движения (глава XI, пункт 165, IVa) запрещена эксплуатация транспортных средств, если содержание окиси углерода в отработавших газах их двигателей превышает установленную норму. Это требование — прямая реакция на загрязнение воздуха токсичными веществами, источник которых — автомобиль. Токсичные вещества автомобиль выделяет в окружающую среду главным образом в составе отработавших газов, отводимых через выпускную систему из цилиндров двигателя, а также в виде испарения из вентиляционных отверстий топливных баков и карбюратора и, наконец, в виде картерных газов двигателя. При помощи современных методов газового анализа установлено около двухсот вредных компонентов, входящих в смесь отработавших газов. Отметим сразу, что азот, кислород, пары воды и углекислый газ составляют группу, которую принято считать нетоксичной. А к токсичным веществам относятся: окись углерода, углеводороды, окислы азота и альдегиды. Исследования, проводимые гигиенистами в ряде стран, позволили выявить предельно допустимые концентрации (ПДК) токсичных веществ. Превышение их оказывает вредное влияние на организм человека. Однако в разных странах эти нормы для некоторых токсичных веществ разные. В СССР, к примеру, ПДК для угарного газа заметно меньше, чем в США, и вообще являются самыми строгими в мире. В таблице приведены предельно допустимые концентрации (по весу) вредных веществ в атмосфере населенных пунктов СССР, установленные союзной нормалью СН-245-71. хлоп». Это самостоятельная тема. Сейчас речь о том, как свести к допустимому минимуму содержание вредных примесей в отработавших газах уже эксплуатируемых автомобилей. Весьма существенно влияет на загрязнение воздуха тщательность регулировки карбюратора на холостом ходу. В условиях городского движения продолжительность работы на холостом ходу (главным образом на перекрестках) составляет до 30 процентов общего времени работы. Современные инструкции по обслуживанию указывают порядок регулирования холостого хода, исходя из условий устойчивой и экономичной работы двигателя. И только, Между тем изменение положения регулировочного винта холостого хода даже в пределах, не вызывающих нарушения равномерной работы двигателя и заметных изменений расхода топлива, существенно влияет на содержание окиси углерода в отработавших газах. Содержание ее в «выхлопе» автомобилей с карбюраторными двигателями зависит главным образом от состояния приборов систем питания и зажигания. Так, при хорошо отрегулированном карбюраторе содержание окиси углерода на большей части режимов не превышает 0,5—2,0 процента, что соответствует норме, в то время как при неисправном или неправильно отрегулированном карбюраторе доля окиси углерода в отработавших газах увеличивается в два с половиной — пять раз. Важны отклонения в установке опережения зажигания от оптимального угла. С его увеличением возрастает содержание в отработавших газах углеводородов, образование которых зависит от скоростного и нагрузочного режимов двигателя. Содержание окислов азота прямо пропорционально углу опережения зажигания. Точная регулировка двигателя на устойчивость работы еще не дает возможности добиться минимального выделения окиси углерода. Так, у «Волги» ГАЗ-21 поворот винта качества смеси на 'А оборота от оптимального положения увеличивает (как показали исследования) содержание окиси углерода в «выхлопе» от 1,5 до 6 процентов (в четыре раза), хотя обороты коленчатого вала двигателя изменяются незначительно. Расход топлива при этом увеличивается на 20—30 процентов для режима холостого хода. Следовательно, в эксплуатации необходимо систематически контролировать положение винтов холостого хода: они должны быть надежно зафиксированы в отрегулированном положении. Практика эксплуатации автомобилей показывает, что регулировку холостого хода на минимальную токсичность необходимо вести, пользуясь тахометром и газоанализатором. Эта операция не со&Акролеин Бензин (в пересчете на углерод) Окись углерода Двуокись азота ФормальдегидВ отработавших газах двигателя основными продуктами неполного сгорания топлива являются окись углерода, окислы азота и углеводороды. При богатых рабочих смесях среди токсичных компонентов преобладает окись углерода. При бедных — основная доля приходится на окислы азота. Сравнительно небольшие, но постоянно действующие концентрации окиси углерода поражают центральную нервную систему, способствуют развитию атеросклероза, инфаркта миокарда и легочных заболеваний. Углеводороды под воздействием солнечного света ^ дополнительно вступают в фотохимиче5Р скую реакцию (в присутствии окислов азота), образуя ядовитый состав, который наносит здоровью человека большой вред. Чем вызвано появление этих вредных веществ? Мы не будем рассматривать здесь принципиально новые решения в конструкции двигателей, позволяющие получить, как говорят, почти «чистый вы3. «За рулем» № 10сте — проверка двигателей на содержание ее в отработавших газах, которая должна повсеместно стать неотъемлемой контрольной операцией технического обслуживания, Целесообразно в крупных городах открыть специальные станции по регулировке двигателей на минимум токсичности отработавших газов автомобиля. Такая станция создается в Ленинграде. Очень важно, чтобы серьезно отнеслись к этой важной проблеме водители и механики, ремонтные рабочие, обслуживающие автомобили. Для этого надо специально инструктировать их, добиваться правильной регулировки систем питания и зажигания. Нужна, в общем, широкая пропаганда этих мероприятий, посильных для всех. Они представляют собой на сегодняшний день реальную возможность снизить вредное действие отработавших газов автомобиля. В. БОРИСОВ, инженер г. Ленинград13