.симмы едем на• ^»ЖИГУЛЯХ«За последний месяц на нашем автомобиле, прошедшем 33 тысячи километров, пришлось устранять две неисправности. Первая произошла, скорее всего, по нашей вине. Пропуская встречный грузовик на очень плохой булыжной дороге, мы съехали правыми колесами на обочину, задев днищем выступающий камень. При осмотре выяснилось, что он скользнул по пластинам, защищающим поддон картера, без последствий, но, встретившись затем с нижним коленом приемной трубы глушителя, подмял ее вверх и назад. В результате угол поворота передних колес вправо намного уменьшился — в трубу стал упираться шарнир правой рулевой тяги. Ехать дальше с такой неисправностью было рискованно. Попробовали оттянуть трубу на прежнее место — безнадежно: она обладает такой жесткостью, что без подогрева ее не согнешь и на миллиметр. Даже если снять с машины, что в дорожных условиях, без канавы, сделать тоже непросто — надо снимать трубу с глушителем. Мы видели один выход — сделать вмятину в том месте трубы, куда уперся шарнир. Это нам удалось при помощи ломика и тяжелого молотка, позаимствованных у водителя грузовика. Приемная труба страдает чаще всего на тех «жигулях», которые ездят не только по асфальту. Мы обнаружили это, когда посмотрели другие машины на станции технического обслуживания : у них в разной степени вмята внутрь нижняя стенка трубы около входа в газоприемник. К сожалению, это место расположено к земле ближе, чем поперечина передней подвески и даже картер двигателя. Но картер защищают пластинами (они бывают время от времени в продаже) или даже щитами (самодельными), а вот трубы оставляют открытыми. Поднять их выше или убрать в сторону не позволяет рулевая трапеция. Остается одно — закрыть их жесткой решеткой. Если на машине стоит щит, то к нему можно приварить козырек, если пластины — решетку можно закрепить на поперечине, Следует помнить, что из-за вмятин сужается проходное сечение трубы, а стало быть, затрудняется отвод отработавших газов. Это сказывается на мощности двигателя. Наш совет: в любом случае, когда почувствуете, что какой-то предмет — камень, выступающая крышка люка, железка — коснулся низа машины, остановитесь и выясните последствия. Проверьте, не ограничен ли поворот колес вправо (как это случилось у нас)Т Не зная этого, можно попасть в беду. Вторая неисирашность, проявившаяся на машине, совсем незначительна посравнению с первой — стало сочиться масло из места заделки заливной горловины в крышке распределительного механизма (мы сначала думали, что виновата пробка). Ликвидировать течь удалось легко и быстро, не снимая крышку, — обезжирили стык бензином и обмазали эпоксидной шпаклевкой. Конечно, можно и опаять соединение или тщательно завальцевать края горловины, но это требует больше времени. Помятая труба и течь масла, бесспорно, не самые распространенные неисправности. В нашей почте читатели на них почти не ссылаются. В то же время почти каждого владельца «Жигулей» интересуют обыденные вопросы. Их они задают в своих письмах. Есть ли заменители рекомендованных масел и жидкостей, как регулировать сцепление, подойдут ли на «жигули» шины от других автомобилей? Как правило, письма с такими вопросами приходят в редакцию из районов, где нет еще сервисных станций ВАЗа. Прежде всего, об эксплуатационных материалах. Об этом спрашивают многие. Не случайно на «жигулях» используются новые специально разработанные масла, смазки и жидкости, не применявшиеся ранее на других наших автомобилях. Они обеспечивают наилучшие условия работы того или иного узла. Разумеется, всякая замена в большей или меньшей степени отрицательно скажется на эксплуатации, а потому она недопустима. В. Лианозов из Перми, К. Сердюк из Днепропетровска, ряд других читателей интересуются, почему в инструкции к машине ив книге Л. П. Шу-валова «Автомобиль «Жигули» приведены разные данные для регулировки сцепления. Дело здесь в том, что на автомобилях, выпускаемых с июня 1972 года, были изменены некоторые размеры сцепления и его привода и, соответственно, регулировка. Книга была написана раньше, поэтому пользоваться следует указаниями 'инструкции, приложенной к автомобилю. Основные различия нового и старого узлов приведены на рисунке. Группа читателей из Донецка, Л. Вульфович из Москвы спрашивают, можно ли применять на модели ВАЗ-2101 шины автомобилей ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 и «Москвич». На ВАЗ-2101 ставят шины размером 6,16 —13 и обода для них 4,5J—13 (первые числа — ширина, вторые — посадочный диаметр обода для шины, J — обозначение профиля обода). Такие же, по этим размерам, обода на ВАЗ-2102 и «москвичах» моделей «412» (седан), «427» (универсал), «434» (фургон). Однако шины у них разные — на ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, «Москвиче-412» — размером 6,45—13, на «Москвиче-427» и «Москвиче-434» — 6,40—13. На ВАЗ-2103 шины радиальные, на всех других — диагональные. Кроме того, на ВАЗ-2103 более широкий обод — 5J—13. Замена шин 6,16—13 другими названными приведет к некоторому ухудшению динамики разгона и искажению показаний спидометра (вследствие изменения радиуса качения колеса), может ухудшиться и плавность хода автомобиля, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженерСхема привода сцепления (положение — выключено): 1 — рабочий цилиндр; 2 — толкатель; 3 — регулировочная и контровочная гайки свободного хода педали; 4 — вилка включения сцепления; 5 — толкатель главного цилиндра; 6 — ось толкателя; 7 — ось педали; 8 — педаль выключения сцепления.I — сцепление включено; II — конец свободного хода; III — сцепление выключено. Величины хода педали и толкателя для первоначального варианта привода даны в скобках.2*11