34
35
Наш «пазик» не спеша катит по узкому, ровному, к ак стекло, шоссе. Здесь, на юге Федеративной Республики Германии, вдали от шумных, стремительных автобанов, жизнь словно замерла. За окном проплывают пустынные автозаправочные станции, почти безлюдные улицы древних миниатюрных городов. Где их начало и конец, определить почти невозможно. Они давно слились, и границы остались только в виде дорожных указателей. Вот в один из таких городов — Куппенхайм мы к держим путь. На поле местного клуба «Пума» должно состояться первое наше выступление в нынешнем розыгрыше Кубка Европы по мотоболу. Первое и самое трудное. Потому что соперник — французская команда «Камарэ» всегда играет против нас сильно,4 как ни с нем другим. В прошлом году французские мотоболисты сумели вырвать победу вКубке . Один-единственный раз за все четыре выступления в этих соревнованиях советская команда осталась без почетного трофея. Кан же сложатся события сегодня? Об этом думает сейчас каждый из нас. Уже более трех тысяч километров проехали мы по дорогам Европы. И ни на минуту не утихали в автобусе шуткии смех. А теперь асе молчат. Задумчиво смотрит в окно Валерий Кузыченко — капитан команды. Для него в мотоболе нет секретов: техничный, стремительный форвард, он всегда (играет тем лучше, чем труднее борьба. Рядом с ним Василий Кравцов, напарник капитана по двойке нападения. Это виртуоз, никто с таким совершенством не владеет мотоциклом, к ак он. Сосредоточенно шнурует мяч Беллвцев. Когда Николай занимает свое место в воротах, они кажутся вдвое шире — столько свободного пространства оставляет его небольшая фигура. Но впечатление меняется, лишь только онвступает в игру: его прыгучесть и реакция поражают. За рулем «пазика» Иван Чудиков. Добродушный и покладистый вжизни , на поле он жесткий , предельно внимательный защитник. Его коллега Николай Анищенко —темпераментный, всюду поспевающий Игрок. А вот 1кашаИ «тяжелая артиллерия» — Николай Нагайкин и Николай Молчанов. Высоние, к репкие парни. Стиль их игры — непрерывно таранить защиту соперников, находиться в самой гуще событий. Здесь особенно опасен Молчанов: его удар с левой, без замаха, как-то 1из под себя почти не заметен, к о мяч после этого летит, словно из катапульты. Конечно, всех труднее будет самому молодому в нашей команде — Андрею Резникову. И не только потому, что дебютирует в международных соревнованиях. Накануне на тренировке он повредил и без того травмированную ногу. Тренер — Виктор Кондратенко. Он приезжал уже сюда в составе команды «Домбай», совершавшей в 1966 году первое зарубежное турне. Но тогда Виктор был игроком, а теперь как наставник элистинского «Автомобилиста» готовит своих подопечных к трудным кубковым поединкам. Установка на предстоящий матч сводилась в основном к следующему: темп и еще раз темп, при первой же возможности бить по воротам. Высокая скорость должна была стать нашим главным союзником. Мы учитывали манеру игры соперников, возраст которых по мотобольным канонам близок к критическому — оноло 38 лет. Да, мы ожидали, что это будет очень трудный поединок. Но то, что он окажется таким изнурительным и отнимет у всех столько физических и моральных сил, никто предполагать не мог. Хотя начало не предвещало бури. У же на 4-й минуте В. Кузыченко со штрафного неотразимо послал мяч всетку ворот «Ка-ЧЕТВЕРТАЯ ПОБЕДА СОВЕТСКИХ МОТОБОЛИСТОВО РАЛЛИ «ЗОЛОТЫЕ ПЕСКИ 73» И ВООБЩЕ О РАЛЛИВ Болгарии я во второй раз. Снова на ралли «Золотые Пески». Снова наши машины, к аки машины других участников — стоит им где-то остановиться, — сейчас же попадают в окружение любопытствующих, и сыплтся вопросы — о лошадиных силах и весе, марке карбюраторов и секундах разгона. В интересе этом чувствуется не простое любопытство, но и знание предмета. Как-никак, в четвертый раз проводит Союз болгарс ких автомобилистов (в прошлом году Автомобильный туринг-клуб реорганизован в Союз) международные ралли, а ужо внутренних соревнованиях и говорить нечего — чемпионат страны, местные первенства. «Болгарская нация — техническая нация». Эти слова — горят ли они неоном на заводском здании или смотрят ярки ­ ми буквами со щита возле дороги, подразумевают, очевидно, не только сегодн яшний день и будущее молодой, развивающейся национальной индустрии, но и образ мыслей, ж изненные интересы людей. Тан, по крайней мере, кажется, когда видишь, мак здесь относятся к автомобилю — наиболее доступному в смысле близкого знакомства представи-телю мира машини потому для многих олицетворяющему этот увлекательный мир. Ралли стартовали на центральной площади курорта Золотые Песни вечером, в девять часов. Толпы людей, выстроившихся вдоль канатов, ограждавших начало трассы, провожали спортсменов в трудный двухтысячекилометровый путь, занимавший по графику ночь, полдня и еще ночь. И на каждом KB, на отдельных участках трассы собирались болельщики, жертвуя сном ради волшебных мгновений, когда после томительного ожидания мимо тебя одна за другой проносятся яркие машины со спортивными номерами 1 эмблемами, когда на финише И этапа, если это не очень трудный этап, они собираются у предупреждающего знака KB и можно подойти совсем близко н даже потрогать капот, под которым остывают после гонки десятки лошадиных сил, и заглянуть в лицо отважным и неутомимым людям, почти фокусникам, кому послушно подчиняются эти силы. Казалось бы, парадоксально: автомобиль становится в нашем обиходе столь же обычным продуктом технической мысли и промышленности, как, с кажем , телевизор, холодильник, радиоприемник,— и такой всеобщий интерес. Дело, очевидно, не в зрелищности. хотя, например, ночью ралли представляет собой картину просто феерическую — и з темноты вырываются и растут с каждой секундой снопы света, излучаемые ярчайшими фарами, они завораживают тебя, только их в это время и видишь. Дело, скорее всего, в уважении к умению человека управлять созданными им могучими машинами. И гонщик с автомобилем наиболее наглядный пример того. (Никого ведь не взволнует наблюдение за человеком, крутящим ручку телевизора.) Да, ралли становятся все более популярными, к акк сам автомобиль. Вчерашнему зрителю, севшему за руль, хочется уже самому попробовать свои си ­ лы в состязаниях. Сужу по своим знакомым. Не один кз них спрашивал, к ак «записаться на ралли». Слово это, мало кому известное два десятка лет казад, прочно вошло в общий словарь. Но социальные проблемы, порожденные автомобилизацией, коснулись и ралли. Ралли — это высокие скорости на дорогах, где движение не закрывается и продолж ают действовать все его правила и люди в автомобилях и без них продолжаютнарушать эти правила. Раздаются голоса, предвещающие близкий закат ралли, а то и просто требующие их запрещения, Наверное, ралли нельзя запретить, как нельзя запретить сам автомобиль, как нельзя повернуть вспять развитие техники вообще. Устроители соревнований принимают свои меры. Уводят их с оживленных дорог, увеличивают общую протяженность скоростных участков, где на время гонок движение закрывается, отдают предпочтение ночи перед днем. Все это создает свои трудности, а их в организации ралли без того немало. Тем не менее ралли развиваются, если можнотакска ­ зать, и количественно и качественно. Они приобретают все большую популярность не только у спортсменов и болельщиков автоспорта. Они уже теснят классические кольцевые гонки в рекламных расчетах автомобильных фирм. Так появился многоэтапный чемпионат мира среди марок. Так в фирменные раллийные машины за руль садятся фирменные гонщики профессионалы. Так в оценке результатов ралли все больший вес приобретают места, занятые в абсолютном зачете, и все меньше почтения вызывают места, занятые в классе. Так, наконец, в более или менее серьезном международном ралли невозможно рассчитывать на успех без серьезной «фирменной» подготовки ;и «фирменного» обслуживания во время соревнований, на трассе. В общем, международные ралли > превращаются в подобие гигантской многоэтапной кольцевой гонки. Ралли отчасти начинают терять свое лицо, а это — у же оборотная -сторона медали. Мы видели, к ак привезли в Золотые Песни на тягачах с полуприцепами и сгружали накануне старта боевые машины ФИАТ, приземистые двухместные спортивные автомобили (штурманы уже объездили трассу на тренировочных машинах, а гонщики прибыли позднее, чтобы «стрельнуть», к ак выражаются раллисты, на некоторых участках). Мы видели на промежуточном финише между двумя турами, нак две команды механиков, прибывшие в двух микроавтобусах, словно муравьи, набросились на эти два ФИАТа и отработанными движениями, без всяких команд принялись потрошить их, заменяя один агрегат за доугим (маркированы были только карбюраторы), чуть ли не все, кроме двигателя, т ак что через час на второй тур го-34 марэ». Атаки нашей команды становились все настойчивее, но время шло, а счет не менялся. Более того, в самом начале второго тайма обидный гол влетел в ворота ьелявцева. Он правильно выбрал позицию, бросился под улар, но мяч, задев кого-то из защитников, рикошетом опустился в противоположный угол. Снова кашив атаке. И вскоре Нагайкин радостно вскинул руки . Гол! Но что это7 Французская команда, не согласившись с решением арбитра, покидает поле. Наши мотоболисты выстроились в центральном круге. Приходится ждать, чем закончится инцидент. Увы, так было не раз. Вторично команда «Камарэ» ушла с поля, проигрывая 1 : 4. Кажется, это заранее продуманный прием. Наши соперники, не выдерживая высокого темпа, просто брали своеобразные тайм-ауты. Это подтвердило очередное их возвращение. Они с таким азартом ринулись на штурм ворот Белявцева, что защитники на какое-то мгновение растерялись. И тут же разрыв в счете стал минимальным — 4 : 3 . Надо отдать должное нашим мотоболистам. В четвертом тайме они играли так, словно не было позади изнурительных и нервных шестидесяти минут, когда арбитры (особенно судья из ФРГ), словно опасаясь, что французская команда ив самом деле откажется от продолжения матча, фиксировали нарушения в основном только со стороны советских спортсменов. Этот тайм наши ребята провели на едином дыхании, у них все получалось, одна красивая комбинация следовала за другой. Финальный свисток зафиксировал победу команды СССР со счетом 7 : 3. Зрители проводили ее овацией. Сразу же после игры узнали, что лидерами турнира стали не мы, а сборная команда ФРГ, разгромившая дебютантов розыгрыша Кубка англичан со счетом 9 : 0 . Значит, нам нужнов игре с темиже англичанами добиваться более внушительного успеха. И снова наш «пазик» в пути. На этот раз направляемся в Дурмерсхайм. У же на разминке увидели, что англичане, взявшие на вооружение четырехтактные БСА, серьезной опасности не представляют. .Наши игроки вели матч в «рваном» ритме — то остановка, то разгон. Динамика «восходов» плюс высокая техника владения мячом советских мотоболистов без особого труда привели к счету 14:0. И наконец последний, решающий матч — ФРГ—СССР. Хозяева турнира пришли к нему также без поражений, победив накануне в упорном поединке французов 4 : 1 . У же после встречи руководители западногерманской сборной признались, что не готовы были к тому тактическому сюрпризу, который преподнесла советская команда. Наш матч с «Камарэ» был полностью заснят на кинопленку, и действия каждого из советских мотоболистов тщательно изучены. Но в игре с командой ФРГ «Автомобилист» действовал совершенно по-иному: внешне неторопливый розыгрыш мяча, уход на фланги, и вдруг неожиданный пас на свободное место и быстрая, взрывная атака. По сути дела, хозяева поля почти все восемьдесят минут игры вынуждены были гоняться за нашими игроками. И если бы не голкипер команды ФРГ, великолепно проведший матч, счет был бы более внушительным. На 16-й минуте Молчанов своим хитрым ударом забил первый гол. Затем красивая комбинация Кузыченко—Кравцов закончилась точной передачей в штрафную площадку хозяев поля, а тамв одиночестве мяч ожидал Чудиков; несильный точный удар — 2:0. Точку в этом матче поставил Кузыченко, который обвел всех соперников ив третий раз заставил их начать с центра поля. А потом наступили самые счастливые минуты. Советской 'команде был врученв четвертый раз Кубок Европы (кстати, с этого года — новый, учрежденный Международной мотоциклетной федерацией). В честь нашей убедительной и красивой победы над стадионом города Мерш прозвучал государственный гимн Советского Союза. Да, закономерность успеха наших мотоболистов ни у кого не могла вызвать сомнений. Во всех звеньях команда явно превосходила своих соперников. Все лучшие качества команды в полной мере проявились ив ее встречах на родине мотобола — во Франции. Здесь «Автомобилист» провел три товарищеских поединка с клубами, выступающими в высшей лиге, и во всех добился убедительной победы — 7:2, 4:1, 7:0. Нужно особо упомянуть второй матч в городе Мариньяне близ Марселя, где соперником вновь был .клуб «Камарэ». Четыре забитых мяча не в полной мере отражают то преимущество, которое имели советские мотоболисты на протяжении всех четырех таймов. Только один Анищенко трижды из выгоднейших ситуаций попадал в штангу. Шесть матчей провел в нынешнем году элистинский «Автомобилист» за рубежом. Их итог — шесть побед, 42 забитых мяча и только 6 пропущенных. Всюду, где выступала советская команда, ее сопровождали восторженные отзывы. Б. ЛОГИНОВ, руководитель спортивной делегацииФРГ — Ф ранцияНа снимке: команда СССР по мотоболу — победитель Кубка Европы (слева направо): А. Резников, В. Кравцов, И. Чудиков, Н. Белявцев, В. Кузыченко, Н. Нагайкин, Н. Анищенко, Н. Молчанов. Фото В. Горлова*товы были отправиться почти новые машины. Мы видели на трассе сложенные штабелями смонтированные колеса, которые на ФИАТах сменили несколько раз в течение ралли, причем с разными шинами — для асфальта, для выбитой дороги, для горной гонки. Мы видели, наконец, на заключительном вечере, где вручались призы, г-на Маруфи, спортивного директора фирмы ФИАТ, к ак его представили. Он театрально раскланивался, и у ног его блестели хрусталем кубки, заработанные гонщиками, а сами гонщики убыли уже на другие соревнования. Среди этих кубков не было ни одного командного. Они, очевидно, не интересовали ни ФИАТ, ни «Лянчу», приславших по два экипажаи метивших только на первое место в общей личной классификации — «Золотые Пески» у же второй год дают зачетные очки для личного чемпионата Евоопы среди водителей, который в какой-то мере начинает приобретать сходство с чемпионатом марок. Когда жеу представителей двух знаменитых итальянских марок спросили, к ак они смотрят на то, чтобы выставить объединенную национальную команду, они, мягко говоря, не проявили энтузиазма. а на трассе их экипажи выглядели злейшими конкурентами... Ну а за чем приехала в Золотые Пески наша команда? Болгары наши друзья. В том числе ив спорте. Болгария, это уже всем известно, автомобильная страна и спортивная страна. Недаром Международный олимпийский комитет избрал в этом году Варну местом своего конгресса. Федерация автомобильного спорта СССР давно поддерживает контакты с Союзом болгарских автомобилистов, на международные ралли «Золотые Пески» советская делегация выезжала ужев третий раз, а болгарские раллисты собираются к нам на «Русскую зиму». Так что здесь все ясно. Конечно, мы рассчитывали на призы — какое же без этого соревнование. Но в первую очередь на командные. Еще собираясь в путь, знали: ралли легким не будет. Первые же дни тренировок показали, что трасса в сочетании с режимом движения и обилием специальных участков ставит перед спортсменами более трудные задачи, чем раньше. Забегая вперед, с кажу , что из 103 стартовавших экипажей финишировали и получили зачет только 29. Соперникибыли серьезные. В группах гранд-туризма были заявлены два «ФИАТ-124-абарт» (1756 см 3 ), «Порше-каррера» (2653 см 3 ). два «Порше-911» (1991 см 3 ), два «Лянча3 фульвиа» (1584 см ), 10 «Альпин-Рено1100». А в одном с нашими «москвичами-412» классе от 1300 до 1600 см 3и группе 2 (серийные специальные, то есть с рядом допустимых изменений) старт должны были принять шесть «Рено-гоодини-12» (1546 и 1565 см3) и четыре ФИАТ-125П (1481 см 3 ). Положение осложнялось тем, что у нас было не пять экипажей, как обычно, а четыре, притом два из них впервые участвовали в серьезных международных соревнованиях. Так сложились обстоятельства. В этих условиях рискованно было нацеливать даже один экип аж на высокий личный результат, что в случае успеха облегчило бы, конечно, сумарный груз командных очков, а в случае неудачи вообще могло перечеркнуть все труды. Спортсмены хорошо понимали, какая ответственность лежит на каждом из них. Тренировались на трассе буквально от зари до зари. Не жалели себя тренер А. Карамышев, механики Э. Лифшиц (он же по совместительству инженер) и Л . Евсиков. И вторые места, занятые нашими экипажами в национальном, заводском и клубном командных зачетах, — результат большого трудолюбия, серьезного подхода к тренировкам, сплоченности, самоотверженности и расчетливых действий на тоассе. Зачет принесли экипажи В. Бубнов — А. Печенкин (шестое, призовое место в абсолютной классификации и третье в группе и классе), Я. Агишев — М. Титов (соответственно восьмое и пятое), Э. Срапионян — Р. Тер-Варданян (шестнадцатое и седьмое). Один любопытный подсчет. В целом наши спортсмены проиграли основным соперникам скоростные соревнования, но выиграли у многих из них на трудных дорожных этапах. О чем это говорит? Прежде всего об их чисто раллийном мастерстве, с одной стороны, о надежности наших «москвичей», а с другой — еще раз свидетельствует о преимуществах маш ин соперников в других качествах — динамике, весе, соотношении колеи и высоты центра тяжести. Ну и, конечно, трудно приходилось без дисковых тормозов на горных участках, которых здесь хватало. Приятные минуты доставил нам на финише Владимир Бубнов,показавший абсолютно лучший результат в соревновании на мастерство вождения (что-то среднее между нашими слаломом и «фигуркой» ). Вот, так сказать, краткий отчет о выступлении советской команды. Но, наверное, надо вернуться к вопросам, затронутым в начале заметок, и высказать к ним свое отношение. Насколько сильна угроза превращения международного ралли в соперничество фирм наподобие того, что происходит в чемпионатах мира по формуле 1и среди марок? Думается, она не опасна, если четко разделить в пределах одного ралли цели каждого из видов зачета, не фетишизировать абсолютную классификацию в индивидуальном зачете и поднять цену результатов в классах и группах. Ведь не мерятся же силами на ринге «мухач» с тяжеловесом и победа первого в своей категории не менее весома, чем второго. Может быть, не надо ходить тан далеко — достаточно сослаться на практику ФИМ . Все нормально, когда в спорте действует спортивный принцип. И ралли, конечно, не исключение, по крайней мере, не должно быть исключением. Может возникнуть и другой вопрос: надо ли нашим спортсменам участвовать втаких ралли? Думаю, что ответ должен быть утвердительным. «Москвичи» (они традиционно участвуют в «Золотых Песках»), хотя и уступают своим зарубежным «соперникам» по ряду важных для ралли качеств (о них говорилось выше), зато отличаются высокой прочностью и надежностью, не менее важными в ралли. Дело во многом зависит еще от комплектования, подготовки и технического обеспечения команды (в последнем вопросе полезно было бы взять кое-что из зарубежного опыта). Так вот, если в этой области мы всегда будем на высоте, если гонщики станут поменьше «крутить гайки» и побольше заниматься ездовой подготовкой, то на успехи рассчитывать можно. Ведь умеют же наши тренеры проводить полноценные тренировочные сборы, разработали единую методику ведения дорожной легенды и скоростной стенограммы, значительно облегчающую тренировки команды. Под силу, очевидно, решить и организационно-технические вопросы. Б. МАНДРУС. руководитель спортивной делегации Золотые Пески — Москва35