22
23
Изучаем новые Правила дорожного движенияМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАИ МВД СССР ПО ПРАВИЛАМ ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЕСТКОВОбобщив и проанализировав опыт первых месяцев применения новых Правил дорожного движения в практике организации движения на дорогах, в учебном процессе и при подготовке различных пособий, Управление ГАИ МВД СССР сочло необходимым _дать дополнительные разъяснения по некоторым принципиальным положениям этого документа, в частности по правилам проезда перекрестков.Известно, что на нерегулируемых перекрестках преимущество перед всеми (в том числе и перед трамваем) имеют водители, движущиеся по главной дороге. В этой связи методическое письмо ГАИ еще раз подчеркивает, что при отсутствии соответствующих знаков единственным признаком главной дороги является покрытие проезжей части, а второстепенной — отсутствие его (схема 1). Если обе дороги имеют какое-нибудь покрытие или обе его не имеют, то такие дороги равнозначны между собой, даже если по ширине проезжей части, а следовательно, по количеству полос движения они отличаются одна от другой (схема 2). Все это следует из пункта 110 Правил. Вопросы, возникшие на практике, связаны с тем, что по строительным нормам даже грунтовая дорога в 50-метровой зоне перед перекрестками имеет покрытие. Это обстоятельство, однако, не уравнивает ее в правах с пересекаемой. Она остается, разумеется, второстепенной, и водители, движущиеся по ней, должны отчетливо себе это представлять, даже если они и не видят перед собой соответствующих дорожных знаков (1.6 или 2.15). Двигаясь по главной дороге, которая на перекрестке поворачивает налево, водитель все равно сохраняет преимущество перед транспортными средствами, въезжающими на перекресток со второстепенных дорог (схема 3). На нерегулируемых перекрёстках равнозначных дорог преимуществом пользуется трамвай — как движущийся прямо, так и поворачивающий налево или направо. Ему обязаны уступать дорогу водители любых нерельсовых транспортных средств (кроме, понятно, водителей спецмашин). Между собой водители не- i^y-U4J-Ui^Jtt^7 Щ4шрельсовых транспортных средств решают вопрос о порядке проезда перекрестка, руководствуясь только одним принципом — уступает дорогу тот, у кого с правой стороны оказалось приближающееся к перекрестку другое транспортное средство. И наоборот: получает право на дальнейшее движение водитель, у которого помехи справа нет, а когда она есть — сразу после того, как это транспортное средство пересечет его полосу движения и путь, таким образом, освободится (схема 4). Здесь надо сказать о следующем. Некоторые почему-то подумали, что при появлении справа какого-либо транспортного средства надо в любом случае останавливаться и ждать, пока оно проедет. Это, конечно, так, если их пути могут пересечься по времени или траектории. Если же ширина дороги такова, что водители помех друг другу не создают, то они могут двигаться в намеченных направлениях одновременно. Иначе это привело бы только к снижению пропускной способности дорог и стало пустой формальностью. Таким образом, при достаточной ширине дороги, когда один из водителей едет прямо, а другой поворачивает или оба поворачивают в разные стороны, они ждать друг друга не должны (схема 5). Методическое письмо специально останавливается на этом вопросе. Кстати, здесь надо упомянуть ио том, что, уступая дорогу транспортным средствам, имеющим преимущественное право на движение, при знаке 1.6 «Пересечение с главной дорогой» нельзя выезжать на проезжую часть пересекаемого направления дороги, а если нанесена еще и разметка (согласно пункту 43 Правил) — то за линию разметки. В остальных случаях, то есть при отсутствии знаков 1.6 «Пересечение с главной дорогой» или 2.15 «Проезд без остановки запрещен» и соответствующей разметки, место остановки водители должны выбирать сами с учетом требований, вытекающих из смысла термина «уступить дорогу». Наконец, при повороте налево или развороте надо руководствоваться не только пунктом 111 Правил, но и требованиями, изложенными в пункте 113. Поэтому порядок движения через перекресток нерельсовых транспортных средств, одновременно подъехавших с трех сторон, определяется следующим образом. Первым выезжает на перекресток (схема 6) водитель легкового автомобиля, поскольку справа от него нет транспортного средства, которому он обязан был бы уступать дорогу. В это время может начать движение водитель грузовика, у которого не стало помехи справа. Как только он освободит путь водителю автобуса, тот проедет через перекресток. А затем уже завершит маневр водитель легковой машины*. Описанная последовательность движения зиждется все на том же основном правиле проезда нерегулируемых перекрестков: а процессе движения каждый водитель уступает дорогу транспортному средству, находящемуся справа от него. Точно так же ив ситуации, показанной на схеме 7. Водитель легкового автомобиля первым начнет движение на разворот, но, заканчивая маневр, должен будет уступить дорогу водителю грузовика, который в этот момент будет находиться справа от него**.В трех случаях разъяснения ГАИ касаются правил проезда регулируемых перекрестков. Первое связано с разворотом на перекрестке при разрешающем сигнале регулировщика. Дело в том, что на перекрестках, регулируемых светофором (без дополнительной секции), этот маневр определен пунктом 107 Правил, причем разворачивающемуся предоставлен приоритет по отношению к движущимся в поперечном направлении слева от него. В то же время пункт 62 Правил не устанавливает при вытянутой вперед правой руке регулировщика очередности движения транспортных средств, приближающихся со стороны груди регулировщика для поворота направо и со стороны его левого бока — для разворота. Как же происходит разъезд водителей в этом случае? В подобных ситу* Это указание меняет ход решения задачи в примере 4 статьи Н. Юмашева «Нерегулируемые перекрестки», опубликованной в апрельском номере «За рулем» за 1973 год, а также задачи II «Экзамена на дому» в мартовском номере журнала. ** Эту поправку надо внести в ответ задачи VI «Экзамена на дому» и пример 5 статьи Н. Юмашева «Нерегулируемые перекрестки» — обе в апрельском номере «За рулем» за 1973 год.ациях регулировщик сам определяет очередность движения и оповещает водителей об этом дополнительными сигналами, понятными им обоим. Второе разъяснение понадобилось к пункту 53«б» Правил, разрешающему движение на желтый сигнал светофора тем водителям, которые при появлении его уже не могут остановиться перед перекрестком или пешеходным переходом с учетом требований настоящих Правил. Какие здесь имеются в виду требования? Официальное разъяснение говорит: прежде всего, требования пункта 109 (остановиться у линии или таблички «Стоп» или, если ее нет, — перед перекрестком, не создавая помех пешеходам), а также пункта 75«в» (запрещено резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения). Именно при невозможности выполнить эти требования (и только в этом случае!) водитель может въехать на перекресток или иной pei улируемый участок дороги и продолжить движение даже при включении желтого сигнала светофора. Таким образом, речь идет не только о тех водителях, кого желтый сигнал «застал на перекрестке», как писалось в прежних Правилах, но и об оказавшихся в момент смены сигналов в непосредственной близости от него. Наконец, если сигналы светофора или регулировщика разрешают одновременно движение трамваю и нерельсовым транспортным средствам, то трамвай, в соответствии с пунктом 103, пользуется преимуществом независимо от направления его движения, за исключением случаев, когда следует на стрелку, включенную вместе с красным сигналом светофора. Применяя это положение, надо иметь в виду, что упомянутое исключение не касается водителей тех нерельсовых транспортных средств, которые движутся попутно с трамваем. Водитель трамвая при стрелке, включенной с красным сигналом светофора, теряет преимущество лишь перед транспортными средствами, которые движутся с других направлений (пункт 54). В методическом письме Управления ГАИ МВД СССР (оно разослано всем органам автоинспекции на местах, куда и следует обращаться по конкретным вопросам) разъяснены и некоторые другие положения Правил дорожного движения, но мы не касаемся их, поскольку эти вопросы были рассмотрены в опубликованных в журнале материалах под рубрикой «Изучаем новые Правила дорожного движения»23