Одна яз самых трудных ремонтных операций — полная скраска кузова. Мы не будем сегодня говорить о технологии кузовных и окрасочных работ. Эти вопросы несколько раз подробно рассматривались на заседаниях «Клуба» («За рулем», 1964, J » 1 1 ; 1966, № 7, 9, 11). Давайте взглянем на окраску не только V как на защиту металла кузова от коррозии, но и как на средство украсить машину, улицу, город. Слово художнику-конструктору Игорю Андреевичу ЗАЙЦЕВУ.ЦВЕТ-ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕАвтомобиль — не только продукт технической мысли инженеров-конструкторов, это произведение современного промышленного искусства. В нем гармонически сочетаются технические и художественные элементы. Четко выраженный рисунок линий кузова, пластичность и целесообразность внешнего вида создаются и отрабатываются годами, сочетаясь с инженерной точностью. Главный художественный принцип формирования внешности автомобиля — единство его общей формы. И цвет, если он соответствует форме, украшает автомобиль, а если входит с ней в противоречие — создает обратный эффект. Наиболее верный и простой вариант самодельной окраски — восстановить старый цвет. Такое решение упрощает технологию — ведь можно заново покрывать в несколько слоев лишь часть кузова, не требуется перекрашивать внутренние панели, двери изнутри и т. п. Кроме того, заводы, как правило, не красят машины в случайные цвета. Но, если вы сторонник кардинальных перемен, учтите некоторые особенности восприятия цвета. Темный автомобиль кажется меньшим, чем светлый (рис. 1 на стр. 10). На нем более заметны, к ак бы проявляются дефекты поверхности кузова — вмятины. царапины, плохая подгонка деталей. Поэтому темная краска требует особо тщательной подготовки кузова — рихтовки, а впоследствии—регулярной полировки. Черный цвет эффектно выглядит у больших автомобилей (ГАЗ-12, «Чайка»). Следует учитывать, что на темном фоне световые блики особенно ярки и выпуклы. Это дробит общую форму, мешает ее правильному восприятию. Вот почему не следует окрашивать в черный или другие темные цвета автомобили с особо выпуклыми формами, скажем, «Победу». Противопоказаны таким автомобилям и «тяжелые» цвета коричневых оттенков. «Победе» (рис. 2), например, подойдут спокойные, неяркие, малонасыщенные цвета. Более яркий цвет хорош для небольших по размерам малолитражек («Запорожец». «Москвич-407» и «403»). Чистые. «открытые» краски (близкие к цветам спектра), вообще мало годятся для автомобилей. Гораздо элегантнее выглядят сложные цвета различных оттенков. Обратите внимание на новые «рубиновые» москвичи. Это сложный благородный оттенок, который никак не ассоциируется с цветом пожарного автомобиля. Хороши светло-серые, серо-голубые, серо-зеленые цвета различных оттенков и интенсивности — они универсальны в смысле формы автомобиля. Составляя колер, постарайтесь обойтись красками трех-четырех цветов. В противном случае он может приобрести грязноватый оттенок. Учтите, что маленькое пятно составленной вами краски может не дать правильного представления о будущем виде больших панелей и всего кузова. Поэтому, подбирая колер, покройте для пробы площадь примерно 300X400 мм и оцените эффект. И еще один практический совет: за основу берите самую светлую краску из вашего набора нв нее добавляйте понемногу остальные до получения нужного оттенка, но не наоборот. Определенную роль играет цвет автомобиля ив вопросах безопасности. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что в авариях, связанных с наездами, значительно реже оказываются автомобили ярких цветов: оранжевого, желтого и белого. За ними следует красный цвет. Объясняется это довольно просто: такие автомобили лучше заметны на дороге как днем, так и ночью. Надо иметь в виду, что такой практичный цвет, к ак темно-серый (машину можно не так часто мыть), делает автомобиль плохо заметным на фоне серого асфальта. Особенно при плохой видимости. То же относится ик темно-зеленым автомобилям, слабо различимым на фоне леса, идущего вдоль дороги. Если вы хотите придать внешности своей машины «спортивный» характер. можете окрасить ее в более яркий цвет — красный, синий или желтый. Но помните об оттенках1 Кроме того, такой автомобиль может иметь соответствующие спортивные принадлежности: дополнительные фары, руль, обтянутый кожей, зеркало заднего вида с обтекаемым корпусом, насадку на глушитель. Несколько слов о двухцветной окраске. Мода На пестрые автомобили была скоротечной и давно прошла. В настоящее время двухцветная окраска является отличительной особенностью спортивных или «оспортивленных» стандартных автомобилей и выражается главным образом в виде декоративных полос н вставок. Вы все же решились на двухцветную окраску. Отнеситесь к этому достаточно серьезно. Учтите следующее. Во-первых, комбинированный цвет зрительно сильно искажает привычные пропорции кузова — может «сделать» его длиннее или короче, выше или ниже, чем он есть на самом деле. Участки, окрашенные в темный цвет, кажутся меньше и выпуклее, чем светлые. Это, в свою очередь, изменяет зрительное соотношение основных объемов (рис. 3). Во-вторых, двухцветная окраска неудачно выглядит на небольших автомобилях с достаточно цельной, обобщенной формой («Запорожец-965») и на автомобилях с особенно выпуклыми формами («Победа»). В-третьих, важен выбор границы цвета. Она обязательно должна проходить по естественным границам формы: подштамповкам (ГАЗ-21), ребрам («Москвич-412») или молдингам (ЗАЗ-966). Неумелая разбивка формы цветом может сильно исказить, ухудшить общее восприятие автомобиля. Теперь поговорим о цветовых сочетаниях для комбинированной окраски. Число их бесконечно, и словесное описание практически невозможно. Дадим несколько принципиальных рекомендаций. Сочетание может быть построено либо на различных оттенках одного цвета (так называемое нюансное сочетание), либо на контрасте совершенно разных цветов. Выбирая, учитывайте, что один из цветов будет основным (в него окрашена большая часть кузова), а другой — дополнительным (например, для крыши). Выбор определяется формой и размерами автомобиля, вашим вкусом, климатическими условиями. Так, если вы ж*ивете на юге, не следует выбирать темный цвет, а для крыши лучше светлая окраска. Чтобы избежать грубых ошибок в выборе цвета и не превращать свой автомобиль в объект для острот, не поленитесь сделать предварительно простенький эскиз. Для этого найдите достаточно крупную фотографию автомобиля вашей модели, наложите на нее кусок кальки и обведите основные линии карандашом. Затем при помощи копировальной бумаги переведите свой рисунок на ватман и раскрасьте акварелью или гуашью. Не забудьте о колесах. Наиболее распространенная ошибка при ремонте автомобиля — окраска колесных дисков в случайные цвета. Грязно-бежевая заводская краска, применявшаяся раньше, не только некрасива сама по себе, но и не гармонирует с большей частью цветов. Можно рекомендовать окраску дисков в тон кузову или в очень светлый цвет. гармонирующий с кузовом (светло-кремовый. светло-серый). Хороша для колес серебристо-стальная окраска. В обычнуюалюминиевую «серебрянку» добавляют очень небольшое количество белил, которые несколько отбивают блесткость и придают ей стальной оттенок. Как растворитель можно взять цапон-лак. Колеса вообще играют немаловажную роль в зрительном восприятии автомобиля. Так, на маленьких машинах (ЗАЗ-965) они кажутся непропорционально большими. Разбивка дисков колеса при помощи концентрической окраски (рис. 4), измененная форма колпака зрительно1 уменьшают колесо; значительный эффект дают декоративные диски под стандартный колпак. Некоторые автолюбители, желая придать своей машине особо респектабельный вид. слишком увлекаются декоративными элементами. Не забывайте, над созданием вашего автомобиля трудились высококвалифицированные специалисты, и будьте уверены — хрома на нем ровно столько, сколько надо, и применен он в нужных местах. Несколько, слов о молдинге. Продольные придают машине определенную динамичность и обязательно повторяют, подчеркивают характер ее основных линий. Длину, сечение и форму этих декоративных полосок выбирают в соответствии с общим стилем кузова. На больших машинах они должны быть крупнее, на маленьких — тоньше и изящнее. Игнорировать эти принципы — значит уродовать автомобиль, искажать его про» порции, делать его статичным (рис. 5). Кроме того, лишние молдинги и надписи — это лишние отверстия в кузове, лишние очаги коррозии, лишние источники вибрации. Прежде чем внести какие-либо дополнения, твердо убедитесь в их практической целесообразности. С каждым годом среди автолюбителей появляется все больше поклонников автоспорта. многие из которых хотели бы придать своим машинам спортивный облик. Для таких автомобилей, как указывалось выше, характерна яркая окраска с контрастирующими элементами. Это крыша, облицовка радиатора, окрашенная черной матовой краской, отличительные полосы на капоте (несимметрично расположенные) и на боковинах кузова (чаще вдоль порога). Безусловно, при этом следует -различать автомобили, предназначенные 'Для повседневной эксплуатации и для соревнований. Хотя такая «боевая раскраска» и допускет большие вольности, не лишне будет напомнить о гармонии выбранных цветов, о границах цвета, о масштабных отношениях, о хорошем вкусе ио чувстве меры. Если уж вы хотите нанести полосы на капот, то предварительно разметьте карандашом границы полос, наклейте по этим линиям изоляционную ленту. После окраски и высыхания аккуратно снимите ленту. Таким способом вы получите четкие полосы с ровными границами. Ширина полос колеблется обычно от 5 до 15—16 см, в зависимости от их количества и размеров машины. В последнее время у спортивных и «оспортивленных» серийных автомобилей все чаще можно увидеть черный матовый капот. Нередко такую матовую окраску наносят на поводки и щетки стеклоочистителя. Это исключает появление перед глазами водителя ярких бликов и существенно снижает зрительное утомление, особенно при продолжительной езде. Внешний вид автомобиля зависит не только от цвета и состояния кузова, но в значительной мере от всего комплекса. казалось бы, второстепенных деталей: противотуманные фары и наружные зеркала заднего вида, конструкция и цвет багажника на крыше, расцветка и отделка чехлов на сиденьях—именно они отличают один автомобиль от другого, придают ему индивидуальность и определенный характер (если хотите, характер владельца). Эти «милые пустячки» могут придать грозный вид вашему «Запорожцу» или превратить солидную «Волгу» в будуар на колесах. Поэтому помните о мелочах!щ8 П РИМЕРЫ РАСКРАСКИ КУЗОВОВНеобычная контрастная окраска «Москвича-412» придает ему элегантность и стремительность.2. «За рулем» № 10 сюг